ВВЕДЕНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Классификация стратегического планирования
1.2 Сущность стратегического планирования, порядок и методы его разработки
3 Зарубежный опыт стратегического планирования
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ГОМЕЛЬСКОМ РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Гомельском райпо
2.2 Анализ ситуации, ориентированной на стратегические задачи
2.3 Стратегическое планирование и использование в нем прогнозных расчетов, реализация стратегии
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Оценка уровня стратегического планирования в организации
3.2 Основные направления совершенствования стратегического планирования в деятельности организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Термин «стратегическое планирование», как и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного менеджмента организации в 60-е годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе руководителям белорусских предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Тема организации управления на предприятии, а также выполнение функции планирования чрезвычайно насущной на сегодняшний день. В последнее время в прессе, на многочисленных конференциях, в неформальном общении специалисты все чаще обсуждают задачу перехода от тактического планирования к стратегическому. Однако создать только оптимальные системы управления такими структурами недостаточно для эффективного развития компаний. Необходимо построить корпоративную культуру, соответствующую структуре и целям организации и полностью сформировать мировоззрение всех сотрудников, ориентированные на стратегическое развитие.
Цель курсовой работы – изучение стратегическое планирование.[…]
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Классификация стратегического планирования
Планирование – одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать» [16, с. 19].
Понятие стратегического планирование в литературных источниках зачастую не имеет чёткого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольшее развитие, прежде всего в военной области, и означало «искусство генерала находить правильные пути к достижению победы», сейчас стратегическое планирование используется и в других областях, в том числе и в экономике. Так американский учёный Рассел Акофф отмечает, что о стратегическом планировании правильнее думать как об управлении неким набором проблем, проблемным месивом. Основная цель страт планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия. Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в них обозначается определённые ниши для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования [2, с. 26].
Стратегическое управление – это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем [17, с. 171].
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений [22, с. 444]. […]
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо
Гомельское районное потребительское общество – добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в (на) территории Гомельского района, создано 22.12.1995 г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно–финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями органов управления и органов контроля потребительской кооперации и Уставом (Приложение А).
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
В состав общества входят филиалы (обособленные подразделения):
1) Гомельский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: Гомельский район, д. Ерёмино, ул. Советская, 83; УНП – 400158532;
2) Терюхский филиал Гомельского райпо – создан постановлением правления райпо от 07.09.2000 г. пр. заседания №12 п. 1, расположен по адресу: адрес: Гомельский район, д. Калинино, ул. Центральная, 3; УНП – 400158494.
Филиалы Общества действуют на основании положений, утвержденных правлением Общества. Основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения. […]
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Оценка уровня стратегического планирования в организации
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию организации к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон.
Финансовые показатели характеризуются ростом объёма и реализации выручки от реализации продукции, что позволит увеличить поступление денежных средств на расчётный счёт. Рост денежных поступлений позволит обеспечить своевременные расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, оплату за энергоносители, выплату заработной платы рабочим и служащим нашего общества.
Выделяются три уровня стратегических решений, принимаемых в
Гомельском райпо. Выработка стратегии, а также определение миссии и целей деятельности, осуществляется на высшем, корпоративном, уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании, оценка ее возможностей и ресурсов, анализ тенденций в области маркетинговой деятельности, оценка альтернативных путей деятельности, определение стратегии на перспективу, подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов, оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Стратегия развития Гомельского райпо вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического планирования, проводимого в организации. По существу это результирующий объект работ по стратегическому планированию.
Основными стратегическими целями развития Гомельского райпо на 2018 год являются:
- увеличение объемов товарооборота востребованной и конкурентоспособной продукции;
- расширение сети.
Бизнес-план организации на 2018 год разработан на основе анализа финансово-экономических показателей за 2016-2017 годы, а также принимаемых организационных и технических мер по созданию и освоению реализации новых товаров, изучению рынков сбыта и маркетинга. […]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные темпы изменения внешней и внутренней среды, увеличения знаний и объема информации являются настолько значительным, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей их разрешения.
Стратегическое планирование – это динамичный процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.
В рамках западной теории менеджмента сформирован достаточно определенный понятийно-концептуальный аппарат по стратегическому управлению корпорацией. Западные наиболее крупные корпорации активно сотрудничают с теоретиками стратегического менеджмента и используют в своей профессиональной практике целый ряд специфических методик по стратегическому анализу, планированию и управлению в целом.
По результатам проведенного анализа во второй главе по результатам деятельности Гомельского райпо за 2015-2017 гг. были сформулированы следующие выводы.
В 2016 г. по сравнению с 2015 г. произошло снижение выручки от реализации на 12,8%, но в 2017 г. данный показатель увеличился на 2,3%; сумма валовой прибыли в 2016г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 4,3%, в 2017 г. – на 14,7%; вместе с тем, уровень валовой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим снизился на 0,3%. Расходы на реализацию в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 1,6%,в качестве отрицательного момента стоит отметить снижение прибыли от реализации на 57,4%. Вместе с увеличением среднегодовой стоимости основных средств мы видим снижение фондоотдачи в 2016 г. по сравнению с 2015г. на 0,49 р., что свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств организации.
Численность работников торговли Гомельского райпо в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 33 человека, а в 2017 г. на 23 работника, но вместе со снижением численности произошел рост производительности труда по выручке от реализации на 7,6%. Положительным моментом в деятельности организации следует отметить и тот факт, что при росте темпов роста в отчетном периоде производительности труда произошел рост средней заработной платы на 5,3%, что говорит об эффективном использовании персонала организации. […]
1 Авраменко, Н.Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией / Н.Г. Авраменко. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №6. – С. 49 – 52.
2 Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Рассел Акофф. – Омск.: Архивариус, 2014. –189 с.
3 Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф при содействии Э.Дж. Макдоннелла. – СПб.: Питер, 2014. – 145 с.
4 Афонин, И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены / И.В. Афонин. –М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 380 с.
5 Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов. доп. МО РФ / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2016. − 236 с.
6 Боумен, К. Стратегия на практике / К. Боумен. – Спб.: Питер, 2003. – 268 с.
7 Василенко, С.В. «Balanced Scorecard»: как это по-русски? /
С.В. Василенко. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №6. – С. 44 – 48.
8 Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Х. Виссема. / Пер. с англ. – М.: Изд-во «Финпресс», 2014. – 272 с.
9 Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М: Гардарики, 2013. – 292 с.
10 Вишняков, О. Как избежать ошибок при внедрении BSC / О. Вишняков. // Финансовый директор. – 2015. – №4. – С. 22 – 24.
11 Верхоглазенко, В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) / В.Н. Верхоглазенко // Консультант директора. –2015. – № 6. – С. 10-16.
12 Гавриленко, Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием в условиях рыночных отношений / Н.И. Гавриленко. // Финансы и кредит. – 2015. – №22. – С. 55 – 67.
13 Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2015. – 464 с.
14 Гершун, А. Технологии сбалансированного управления / А. Гершун. – М.: Олимп–Бизнес, 2015. – 346 с.
15 Забелин, П.В. Основы стратегического управления / П.В. Забелин. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2013. – 144 с.
16 Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А.Т. Зуб. – М.: Аспект – Пресс, 2017. – 414 с.
17 Карпов, А.Е. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса / А. Карпов. – М.: Результат и Качество, 2005. – 512 с.
18 Клайв, Р. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества / Р. Клайв. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2015. – 382 с.
19 Клейнер, Г. Механизм принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятии / Г. Клейнер. // Вопросы экономики. – 2014. − №9.− С. 46 − 48.
20 Лапыгин, Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учеб. пособие, рек. УМО / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачинина; под ред.
Ю.Н. Лапыгина. – М.: КНОРУС, 2015. – 284 с.
21 Лосева, О. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития организации/ О. Лосева. // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – №8. – С. 60 – 66.
22 Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций: Рек. МО РФ / В.Д. Маркова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2016. – 288 с.
23 Петров, А.Н. Стратегическое планирование и управление. Под ред. Петрова А.Н. / А.Н. Петров. – Спб.: Изд-во СПБГУЭиФ, 2002. – 346 с.
24 Тренев, Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов / Н.Н. Тревнев. – М.: «Издательство ПРИОР», 2013. – 288 с.
25 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхудинов. – М., ЗАО Бизнес-школа Интел – Синтез, 2015. – 641 с.
26 Электронный ресурс: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Режим доступа: http://un.by/pdf/OON_sMall_Rus.pdf / Дата доступа: 04.10.2018.