Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Понятие рыночной структуры. Совершенная конкуренция
1.1 Понятие рыночной структуры
1.2 Модель рынка совершенной конкуренции
2 Модели рынков несовершенной конкуренции
2.1 Модель рынка чистой монополии
2.2 Рынок монополистической конкуренции
2.3 Олигопольный рынок
3 Антимонопольное формирование и регулирование конкурентных рынков в Республике Беларусь
3.1 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.2 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь
3.3 Развитие конкуренции в Республике Беларусь в 2018 году
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В истории сложилось множество способов регулирования производства. Рынок – прежде всего связующая форма между производителями и потребителями услуг и продукции, в которой множество отношений совершается в товарно-денежные форме через обмен результатами труда для удовлетворения потребностей индивидов и фирм.
При этом количество тех, кто производит и тех, кто покупает должна быть таким чтобы между ними возникла конкуренция.
В современной рыночной экономике существует четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия, олигополия.
Особенностью современной конкуренции является то, что в ней переплетается конкуренция и монополия в различных сочетаниях.
Важной проблемой считается особенность их взаимодействия. Монопольное положение на рынке является желанным для каждого производителя и предприятия, так как она позволяет избежать рисков потери и косвенных издержек, связанных с конкуренцией. Во-вторых монопольное положение позволяет занять важную нишу на рынке, распространяя при этом свою власть на других продавцов и покупателей.
Проблемы, обусловленные различием форм конкуренции неоднозначны. Рынок динамичен, постоянно меняется и требования продавцов и покупателей постоянно порождают новые формы взаимодействия различных рыночных структур.
Кроме того иногда для урегулирования взаимоотношений рыночных структур, а также для урегулирования позиции монополиста на рынке необходимо вмешательство государства. Примером такого вмешательства является антимонопольная политика, которая не позволяет одному предприятию занять целую рыночную нишу, тем самым защищает рынок и потребителей от некачественных монополистических продуктов и завышенных цен.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что присутствие рыночных структур и их способности функционирования в рыночной конкуренции определяют в целом конкурентоспособность страны.
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить основные виды рыночных структур, найти их отличительные особенности и функции каждой из них в современной экономике.
1 ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.1 Понятие рыночной структуры
Рыночная структура – некий набор факторов и алгоритмов поведения, который определяет позицию фирмы на рынке.
Рыночную структуру определяются три составляющие:
– количество фирм в отрасли и их размеры, тип продукции которую производит фирма;
– однотипные или дифференцированные;
– возможность другим фирмам войти в отрасли или выйти из неё.
С учетом указанных факторов можно выделить четыре основные типы рыночных структур, которые на данный момент существует в экономике:
– совершенная или чистая конкуренция;
– монополистическая конкуренция,
– чистая монополия;
– олигополия [7, с. 142].
Независимо от того, в какой рыночной структуре действует фирма она должна выяснить и для себя два вопроса: продолжать функционировать или прекратить свою работу. Если продолжать функционировать, то в каком объеме производить товары и услуги чтобы получать максимальную прибыль. Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (TFC). Поэтому, если (TR – TC) TFC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам из ряда постоянных.
Правило закрытия (банкротства) гласит, что если переменные издержки (TVC) не покрываются доходом от реализации продукции (TR), то предприятие должно прекратить производство (TR
Для фирмы, максимизирующей прибыль (TR>TC), актуальным является второй вопрос – сколько производить?
До тех пор, пока расширение производства (Q) обеспечивает более быстрый рост дохода (MR) по сравнению с ростом издержек (МС) фирма будет наращивать выпуск.
Когда МC = MR, фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило предельного выпуска [7, с. 156].
2 МОДЕЛИ РЫНКОВ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Модель рынка чистой монополии
Чистая монополия– это такой вид рынка, когда присутствует только один продавец, который производит продукцию, не имеющую аналогов.
Признаками чистой монополии являются:
– так как у продукта чистого монополиста нет заменителей, то у покупателя нету права на выбор;
– покупатель вынужден соглашаться с той ценой, который устанавливает производитель.с тем качеством продукции, которое предлагает производитель, параметрами товара которые производитель устанавливает;
– покупатель может выбрать только: купить товар либо отказаться от покупки;
– предприятие-чистый монополист всегда экономит на рекламе, так как производит товар, единственный в своем роде, который в рекламе не нуждается;
– существует барьер для входа в отрасль. Новому производителю в отрасли, в которой действует чистый монополист, появиться крайне сложно;
– чистый монополист может определить для своей продукции слишком высокую цену;
– кривая спроса на продукцию монополиста совпадает с кривой спроса для отрасли, потому что данное предприятие представляет всю отрасль в своём лице;
– продукция чистого монополиста, как правило, не дифференцирована[10, с. 136].
3 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80 % государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62 % общего объема промышленного производства. Почти 90 % земли принадлежит государству или колхозам, 3.1 % – находится в частной собственности и 4.2 % – в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.
Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель – проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95 %. В среднем государству принадлежит 40-50 % акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно [10, с. 15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования по теме можно сделать ряд выводов
Множество существующих на рынке структур можно описать 4-мя общими моделями: рынок совершенной конкуренции, монополистический рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополия.
Все типы рынков отличаются между собой, имеют свои особенности и отличительные черты.
Совершенная или свободная конкуренция имеет место там, где существует несколько производителей, которые производят схожие либо однородные товары, доля каждого из производителей невелика. Такой производитель не может самостоятельно влиять на предложение продукции и, соответственно, на ее цену. Благодаря тому, что товар практически одинаков, конкуренция на рынке практически отсутствует. Проблема такого рынка заключается в том, что многие предприятия не выдерживают, не могут влиться в отрасли. Необходимо отметить, что совершенная конкуренция на практике существует довольно редко.
Чистая монополия образуется тогда, когда одна фирма производитель производит один продукт. Такой монополист самостоятельно диктует потребителям цену, самостоятельно устанавливает предложение и самостоятельно выбирает характеристики своей продукции.
Экономические мощности и размахе предприятия чистых монополистов делают вход в отрасль практически невозможным.
Монополистическая конкуренция представляет собой совокупность черт монополии и конкуренции, она складывается тогда, когда относительно много небольших производителей производят похожую продукцию, но неодинаковую, из-за чего продукция может конкурировать между собой по техническим характеристикам.
При олигополии выполняются три обязательных условия: в отрасли действует несколько фирм, кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, в отрасли присутствует как минимум одна крупная фирма, действие которое вызывает ответную реакцию конкурентов.
В Республике Беларусь также существуют различные количество рыночных структур. Государство в первую очередь уделяется внимание монополии, а точнее – антимонопольному регулированию. Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода, это как правило монополизм государственных структур. Он негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране. слишком мощный государственный сектор Республики Беларусь препятствует возникновению мелкого и среднего бизнеса, а также частного предпринимательства.
1. Алымов, Ю.М. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2016 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации // Банковский вестник. 2016. -315 с.
2. Богдан, Н.И. Международные индикаторы инноваций: оценка сильны и слабых сторон национальной инновационной системы Беларуси Н.И./ Н.И. Богдан // БЭЖ. 2013 – № 4 – 102 с.
3. Грузицкий, Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: учеб.пособие / Грузицкий Ю.Л. – Минск: Экоперспектива, 2013. –232 с.
4. Евлаш, А.И., Кевра, Г.И. Сущность и направления инвестиционно-инновационной деятельности промышленности Республики Беларусь / А.И. Евлаш А.И., Г.И. Кевра. / Труды БГТУ. – 2014 – № 7 – 84 с.
5. Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 г. № 98-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». 2018. - 44 с.
6. Лобанов, А. Механизм монетарной политики Республики Беларусь // Банковский вестник. 2012. -84 с.
7. Монетарная деятельность в Республике Беларусь. – Статистический сборник: Минск – 2013.-210 с.
8. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2017 году // Экономический бюллетень. 2017. №2. 316 с.
9. Статистический сборник «Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016.- 524 с.
10. Статистический справочник «Беларусь в цифрах». – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016 -76 с.
11. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2016 году // Банковский вестник. 2016. – 512.
12. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-мае 2016 года // Банковский вестник. 2016.-312 с.
13. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ.ред. Н.И. Базылева. – Минск: БГЭУ, 2012. – 752 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты
Контакты
Беларусь
г. Гомель, ул. Гагарина, 49, каб. 31-4
г. Витебск, ул. Буденного, д.7, каб. 210
г. Брест, пр-т Машерова 23а, каб. 4-6
закрыть
Оформление заказа
Данные, необходимые для качественного выполнения работы