ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы изучения организационной культуры предприятия
1.1 Понятие и содержание организационной культуры предприятия
1.2 Структура и функции организационной культуры предприятия
1.3 Зарубежный опыт формирования организационной культуры предприятия
2 Анализ организационной культуры РУП «Столбцовское ОКС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Столбцовское ОКС»
2.2 Анализ сложившейся организационной культуры РУП «Столбцовское ОКС»
2.3 Анализ управления организационной культурой в РУП «Столбцовское ОКС»
2.4 Выявление основных проблем организационной культуры предприятия
3 Совершенствование организационной культуры РУП «Столбцовское ОКС»
3.1 Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организационной культуры предприятия
3.2 Результаты от совершенствования организационной культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной курсовой работы объясняется практической значимостью для решения различных проблем повышения эффективности деятельности организаций в инновационной экономике, движимой инновациями. Именно инновации становятся важнейшим средством в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Меняется система ценностей, правил, норм и принципов, составляющих общественное мировоззрение и определяющих особенности эффективного функционирования организации, происходит значительное изменение ее внешней и внутренней среды.
В период развития инновационной организации стали признавать персонал одним из главных стратегических ресурсов. В этой связи одной из главных задач, стоящих перед организацией в настоящее время, является формирование новой политики в области управления персоналом, способной обеспечить организации устойчивые конкурентные преимущества на долгосрочный период.
Роль организационной культуры в фирмах очень велика и многоаспектна. Организационная культура объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри компании, делая коллектив сплоченным и ведет к высокопроизводительному труду. Она создает внешний облик компании, образовывая имидж, определяя характер отношений с заказчиками, партнерами, поставщиками.
С нашей точки зрения, проблемы, связанные с исследованием организационной культуры, являются не достаточно разработанными. Необходимо отметить актуальность изучения данных проблем, что даст возможность определить степень их применимости в организационной культуре отечественных предприятий и разработать направления, которые позволят организациям быть успешными в своей деятельности.
1 Теоретические основы изучения организационной культуры предприятия
1.1 Понятие и содержание организационной культуры предприятия
Организационная культура - то, без чего не может существовать ни одна организация, предприятие, фирма. Это делает возможным наличие отличных от доминирующей культуры систем ценностей. Но вместе с тем, в любой организации потенциально заложено множество субкультур, причем почти любая из них может стать доминирующей, если она поддерживается и используется руководством организации как консолидирующий элемент. Организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры коллектива.
Переход экономики к инновационным условиям хозяйствования, определили условия, которые делают необходимыми изменения подходов к управлению персоналом. Многогранная природа организационной культуры, многовекторность изучаемого предмета исследования, требует применения комплексного рассмотрения. Что дает возможность использования категориального аппарата науки при анализе теоретических и прикладных исследований организационной культуры, осуществляемых в рамках выбранных наук. В частности, опираясь на категории «явление» и «сущность», осмысление заставляет исследователя выделять в качестве важного этапа изучения организационной культуры ее своеобразное описание.
Организационная культура – это ряд ценностей и вытекающих из них норм, правил поведения, а также других элементов, которые существуют в сознании коллектива или реализуются в их поведении в процессе взаимодействия.
Стоит отметить, что важно и то, что ценности обладают мотивационным воздействием за счет своего эмоционального составляющего элемента. Эмоции «ставят отметки» на окружающую действительность, детерминируя то, что для работника становится привлекательным, и то, что становится отталкивающим. Поэтому именно благодаря культурным ценностям какие-то модели поведения работник стремится выполнять, а какие-то – избегать. Что касается норм, они сами по себе не обладают собственным побуждающим компонентом. Однако «нормы не возникают из ниоткуда и не существуют сами по себе, они выступают как формализованные носители ценностей, они конкретизируют ценности, способствуют реализации ценностных установок» [5, с. 8].
2 Анализ организационной культуры РУП «Столбцовское ОКС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика РУП «Столбцовское ОКС»
Деятельность РУП «Столбцовское ОКС» зарегистрирована решением Минского областного исполнительного комитета от 4.08.2000г. № 506. Выдано свидетельство о государственной регистрации за № 001481 серии КО. Учредителем предприятия является Столбцовский районный исполнительный комитет. Вышестоящая организация – МОУП «Управление Жилищно-коммунального хозяйства»
Форма собственности – государственная. Организационная форма - Республиканское унитарное предприятие (РУП), является подрядчиками следующих видов услуг:
1. Подрядчики по строительству зданий;
2. Подрядчики по строительству жилых зданий;
3. Подрядчики по установке, монтажу и техническому обслуживанию сантехоборудования, систем газоснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения, вентиляции и кондиционирования в строительстве;
4. Подрядчики по установке, техническому обслуживанию и ремонту систем горячего водоснабжения;
5. Подрядчики по установке, техническому обслуживанию и ремонту систем холодного водоснабжения;
6. Подрядчики по монтажу морских труб и трубопроводов;
7. Услуги сбора, удаления и уничтожения мусора и отходов;
8. Подрядчики по сбору, удалению, вывозу бытового мусора и отходов;
9. Подрядчики по сбору, удалению, вывозу промышленных отходов;
10. Гостиницы, отели и мотели;
11. Гостиницы, отели класса две звезды;
12. Кладбища, крематории и бюро ритуальных услуг;
13. Бюро ритуальных услуг;
14. Центры туризма, досуга и спорта;
15. Центры досуга.
3 Совершенствование организационной культуры РУП «Столбцовское ОКС»
3.1 Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организационной культуры предприятия
Рост конечных результатов деятельности может в большей степени зависеть от силы организационной культуры, чем от многих других факторов. Сильные организационные культуры облегчают общение и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия в коллективе. Наиболее важным фактором сильной организационной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через принятые правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные кадровые сотрудники.
Можно предложить и такие мероприятия по совершенствованию организационной культуры как:
– разработать собственный корпоративный кодекс;
– должна проводиться организация конкурсов профессионального мастерства среди работников организации, возможно определение «человека года» организации. Главное здесь – система публичного поощрения.
– установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании достаточно больше число лет (15-20 и более);
– возможность выпуска сувенирных изделий для работников к дню образования организации;
– установление Дня рождения организации со статусом выходного дня для сотрудников (по возможности);
– поддержка сотрудников в тяжелое материальное положение (длительная болезнь и т.д.);
– создание системы сбора и реализации предложений и просьб персонала.
К основным факторам, определяющим организационную культуру
РУП «Столбцовское ОКС» относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к заказчикам, государственным учреждениям, стремление к новым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей, привитых в коллективе. Для совершенствования организационной культуры
РУП «Столбцовское ОКС» можно рекомендовать некоторые мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудники РУП «Столбцовское ОКС» доверяют своему руководителю, но в некоторой степени опасаются предоставлять ему право на принятие рискованных управленческих решений.
В организации редко применяют «наказание рублём» (только в особых случаях), а существуют публичные выговоры. Также в конце месяца некоторые сотрудники, отличившиеся выполнением работы, получают премию.
РУП «Столбцовское ОКС» за время своей работы достаточно хорошо организовал систему корпоративного управления и корпоративное поведение работников. Стремясь к благосостоянию и внутреннему комфорту для работников организации, не стоит забывать и об ответственности, которую организация несет в социальном плане перед обществом. Предприятие имеет сильный сплоченный коллектив, обеспечивающий высокий уровень обслуживания заказчиков.
Также сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел, что предприятие будет защищать их интересы.
Организационная культура организации как бы лавирует в сфере положительных и отрицательных направлений. С одной стороны строгое придерживание сложившимся обычаям, некоторое равнодушие к проблемам руководства со стороны работников, но желание узнавать и соответствовать требованиям организационной культуры, но с другой стороны обновление руководителей со стороны высшего руководства с целью улучшить, изменить организационную культуру исследуемой организации.
Организация довольно таки старая, поэтому проблема вполне ожидаема, и я думаю, не нова для руководителей организации. Из-за бюрократического режима на многих предприятиях, особенно на государственных, где мало что меняется в стиле руководства, такая проблема становится актуальной для многих старых предприятий Беларуси.
Таким образом, есть разные пути совершенствования организационной культуры предприятия, решения проблем, возникающих в ее управлении.
В организации материальные наказания применяются не часто (только в особых случаях), но применяется система выговоров. При этом стоит отметить, что работники, выполняющие качественно свою работу поощряются надбавкой к заработной плате в виде повышенного КТУ либо повышением процента премии, которая определяется бригадиром, и подается на утверждение вышестоящему руководству (начальнику участка, мастеру и т.д.).
РУП «Столбцовское ОКС» за время своей работы достаточно хорошо организовало систему корпоративного управления и корпоративное поведение персонала.
1. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: деловая карьера / Н.П. Беляцкий. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 556 с.
2. Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией / Т. Бойделл. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 285 с.
3. Брасс, А.А. Основы менеджмента / А.А. Брасс. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 239 с.
4. Виханский, О.С., Наумов А.И. // Менеджмент: Практикум по курсу. — М.: Гардарика, 2015. — 281 с.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2014. – 374 с.
6. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 501 с.
7. Глушаков, В.Е. Стратегический менеджмент / В.Е. Глушаков. – Минск: Экоперспектива, 2014. – 167 с.
8. Гончаров, В.В. Лекции по курсу менеджмента / В.В. Гончаров. – Минск: Институт управления, 2015. – 399 с.
9. Иванов, М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет в практике бизнеса / учеб.пособие – СПб.: Питер, 2015. — 252 с.
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2010. – 336 с.
11. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента / О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская. – СПб.: МиМ, 2016. – 192 с.
12. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2015. – 702 с.
13. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала / С.И. Самыгин, З.П. Румянцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 480 с.
14. Седегов, Р.С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия / Р.С. Седегов, Н.И. Кабушкин, В.Н. Кривцов. – Минск: Тэхналогiя; Изд-во БГЭУ, 2009. – 178 с.
15. Соломандина, Т.О. Организационная культура компании // Т.О. Соломандина – «Управление персоналом», №2 – 2013. — 456 с.
16. Спивак, В.А. Корпоративная культура. — СПб.: Питер, 2015. — 352 с.
17. Томилов, В.В. Культура предпринимательства / учеб. для вузов. — СПб.: Изд-во «Питер», 2014. — 368 с.
18. Управленческое консультирование / Под. Ред. М. Кубра. — М.: СП «Интерэксперт», 2012. — 319 с.
19. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / учеб. пособие под ред . Шейна — СПб: Питер, 2015. — 336 с.
20. Dennis S. Mileti, Daniel M. Cress, and Jo Anne De Rouen Darlington (2018) Earthquake Culture and Corporate Action, Sociological Forum, Vol. 17, No.1: режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php? – дата доступа