Введение
1 Инвестиционная политика и ее инструменты
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее значимых факторов развития экономики любого государства являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующих производственных мощностей с целью получения прибыли.
Глобальный экономический кризис требует переосмысления роли инвестиций в рыночном регулировании экономики и направлений развития инвестиционной деятельности.
Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные с правом получения доходов от собственности.
Инвестиции считаются основной экономической категорией и играют необыкновенно важную роль, как на микро- так и на макроуровне в построении рыночных отношений.
Инвестиционная политика, как и денежная политика, является составной частью экономической политики страны. Инвестиционная политика — это значительный рычаг влияния, как на экономику государства, так и на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.
Под инвестиционной политикой страны понимается совокупность направленных мероприятий по формированию подходящих условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инвестиционной деятельности, роста экономики, решения социальных проблем и подъема эффективности производства.
Главной целью инвестиционной политики считается создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
1 Инвестиционная политика и ее инструменты
Инвестиция — одно из особо часто употребляемых понятий в экономике. Термин «инвестиция» проистекает от латинского investre — «олачать» и предполагает долгосрочное вложение капитала [1, c. 45].
По прошествии понятие «инвестиция» обогатилось целым рядом новых смыслов и стало использоваться в различных сферах деятельности, а одно из смыслов (долгосрочное вложение капитала в какую-либо организацию) в силу массовости сделалось общеупотребительным. Непосредственно с таким смыслом (уже как с главным) это слово и возникло в нашем языке, устанавливая смысл и роль остальных однокоренных слов.
Обычно понятие «инвестор» истолковывается как вкладчик, а «инвестирование» – как помещение, вложение капитала. При стремлении в таком истолковании можно уследить связь с первоначальным смыслом. В самом деле, вкладывая деньги в какую-либо организацию, вкладчик обретает возможность своего влияния на него.
В белорусском законодательстве под инвестициями понимаются любое имущество, в том числе ценные бумаги, денежные средства, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся собственностью инвестора или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного важного результата.
В более широкой трактовке инвестиции выступают в качестве вложения капитала с целью будущего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.
Термин «инвестиции» был замечен и отечественной экономике сравнительно не так давно. Ранее употреблялось понятие «валовые капитальные вложения», обозначающее единовременные общие затраты на воспроизводство основных средств.
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
Одним из основных ожидаемых эффектов от членства в ЕС является рост взаимных инвестиций. Общий рынок — это основной канал, по которому реализуются преимущества от членства для экономики. Общие правила инвестиционной деятельности, падение барьеров и ограничений являются факторами, которые благоприятствуют инвестиционным потокам между странами. Либерализация движения товаров, капитала и рабочей силы должна дать в результате больше прямых инвестиций, как инвестирование новых сфер деятельности, так и посредством приобретения, объединения и реинвестирования прибыли.
Благоприятным фактором может быть и действующий механизм экономического управления в ЕС с его 3 столбами — мониторинг (анализ экономик, прогнозирование, ежегодное исследование развития, глубокий анализ по странам); превенция (программы стабильности и роста, программы сближения и национальные программы реформ, а также специфичные для каждой страны рекомендации); коррекция (процедура по чрезмерным дисбалансам и процедура по чрезмерным дефицитам) [20, с. 5].
Свободное создание, свободное предоставление товаров и услуг и свободное движение капиталов формируют либеральную рамку, в которой инвестиции между государствами поставлены в самую благоприятную предсказуемую среду.
Одними из важных аспектов функционирования Евросоюза являются вопросы, связанные с инвестиционной деятельностью, как в странах ЕС, так и у их соседей и экономических партнеров. С одной стороны, странами Еврозоны накоплен большой позитивный опыт инвестиционной деятельности, который однозначно следует перенять (т.е. осуществить benchmarking). С другой стороны, основы инвестиционной деятельности в Евросоюзе очень важно изучать и анализировать по причине того, что странам — соседям и экономическим партнерам ЕС крайне важно привлечь зарубежные инвестиции (как прямые, так и финансовые) для развития своих экономик.
Сущностью прямых зарубежных инвестиций является передача «неосязаемых активов», характерных для какого-нибудь производства или фирмы, как технологии и менеджмент. По этой причине ПЗИ должны быть рассматриваемы скорее как микроэкономическое явление, чем макроэкономическое.
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях
Разработку и реализацию инвестиционной политики в Республике Беларусь осуществляют основные органы госуправления страны такие, как Аппарат Президента 81 Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, а также все отраслевые министерства и ведомства Республики Беларусь по принадлежности.
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка привлечения иностранных инвестиций оказывается в виде предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов, заключения инвестиционного договора, в форме концессий. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам. Вид, объем и продолжительность государственной поддержки, предоставляемой организациям, осуществляющих деятельность по внедрению новых и передовых технологий, определяются отдельно для каждого случая по решению Президента Республики Беларусь.
В целях создания благоприятных условий для инвестиций, осуществляемых инвесторами государства на территории другого государства, Республика Беларусь подписала более 60 соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2015 года № 480 «О проекте международного договора» одобрен проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана о взаимном поощрении и защите инвестиций.
Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов с привлечением иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, использованием средств централизованных инвестиционных ресурсов, участием государства в создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем их учреждения должны быть приняты на основе государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.
21 января 2016 г. вступило в силу Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества, подписанное 12 декабря 2008 года Россией, Беларусью, Казахстаном, Киргизие й и Таджикистаном [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Без нормального инвестиционного климата из кризиса не выйти. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства.
В качестве одного из условий спада инвестиционной активности Республики Беларусь и ухудшения на этой основе ситуации с технологическим обновлением производства следует назвать сокращение объемов бюджетного финансирования, выделяемых предприятиям в рамках господдержки, а также высокую стоимость кредитных ресурсов, выдаваемых не путем директивного кредитования, а на общих условиях. В частности, объем средств консолидированного бюджета, направляемых на инвестиционную деятельность.
В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны.
При этом наблюдался рост объемов инвестирования за счет кредитов иностранных банков на 8,1%, внебюджетных фондов – на 20,7%. С учетом ожидаемого оживления инвестиционной активности в мировой экономике в 2017-2018 гг. Беларуси необходимо включится в активную борьбу за иностранные инвестиции. Чтобы реализовать инвестиционный потенциал, необходимо максимально либерализировать условия для притока инвестиций, кардинально улучшить инвестиционный климат и активизировать приватизационные процессы.
В качестве основного предложения для проведения обратного инвестиционного разворота ПИИ в сторону Беларуси может стать изменение инвестиционного климата, который включает в себя уже не столько социально-экономические элементы, сколько институциональные. В этой связи предлагается широкомасштабное декларирование и пошаговая реализация новой инвестиционной политики, включающей в себя следующие элементы.
1 Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. – Смоленск, 2012. – 396 с.
2 Блазнина, А. Роль иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь / А. Блазнина, В. Лабейко // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2017. – № 17. – С. 2-3.
3 Боган, С. А. Совершенствование инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций / С.А. Боган // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 6. – С. 42-48.
4 Бойко, А. Позиции Беларуси на мировом рынке капитала / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 6. – С. 6-9.
5 Боровко, М. В. Как повысить приток иностранных инвестиций? / Марина Боровко // Финансы, учет, аудит. – 2017. – № 3. – С. 29-31.
6 Будников, П. О. Оценка инвестиционного климата Республики Беларусь / П. О. Будников, В. Н. Холодный; науч. рук. А. В. Гавриков // Международный научный студенческий журнал. – 2016. – № 2 (Вып. 2). – С. 38-43.
7 Вахрин, И.И. Инвестиции: учеб. / И.И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2010. – 384 с.
8 Зубченко, А.А. Иностранные инвестиции: учеб. пос. – М.: Книгодел, 2014. – 160 с.
9 Инвестиции и строительство. Статистический сборник. – Минск: Белстат, 2018. – 168 с.
10 Копелев, А. И. Реимпорт инвестиций / А. Копелев // Валютное регулирование и ВЭД. – 2017. – № 8. – С. 5-9.
11 Корзик, П. М. Отраслевые эффекты притока прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / П.М. Корзик // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2017. – № 6. – С. 14-22.
12 Кулич, М. В., Погребная Н. В. Политика импортозамещения в отечественной экономике: плюсы и минусы санкций. Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения». Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (Краснодар). 2017. – С. 47-52.
13 Муха, Д. В. Влияние экономических и институциональных факторов на привлечение прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 40-50.
14 Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Пятое Всебелорусское народное собрание. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shod. belta.by/ programma.
15 Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org.
16 Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov. by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat.
17 Официальный сайт Национального агентства инвестиций и приватизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. investinbelarus.by/ru.
18 Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
19 Ример, М.И. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов. –3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: Питер, 2014. – 416 с.
20 Селезнев, А. З. Об особенностях и содержании политики привлечения прямых иностранных инвестиций / А. Селезнев // Экономист. – 2017. – № 8. – С. 3-11.
21 Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет – Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 507 с.
22 Хейфец, Б. А. О зоне свободных инвестиций Евразийского экономического союза / Б. Хейфец // Вопросы экономики. – 2017. – № 8. – С. 26-40.
23 Global Investment Trends Monitor NO.24 6 OCTOBER 2016 / UNCTAD. – Режим доступа: http://unctad.org/en/Publications Library/webdiaeia2016d3 _en.pdf.
24 TrendEconomy / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/imf/weo/Gross_domestic_product_based_on_purchasing_power_parity_PPPWGT/Belarus?imf_weo_subject=Gross_domestic_product_current_prices_NGDPD&imf_weo_version=20160412.