Введение
1 Сущность системы закупок на предприятии
2 Анализ эффективности системы закупок на производственном унитарном предприятии «Оршанский мясоконсервный комбинат»
3 Совершенствование системы закупок на производственном унитарном предприятии «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Все компании, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, как государственного, так и частного сектора в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации. Вне зависимости от размеров предприятия, офиса, торгового объекта для выполнения своих функций необходимы помещение, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация не является самодостаточной. Осуществление закупок и снабжения – одна из основных функций каждой организации. И одной из задач ее руководства является структуризация этой функции для обеспечения эффективного вклада в общую цель компании.
Полное удовлетворение потребностей клиента, управление качеством, непрерывное совершенствование, оперативность, международная конкуренция, концентрация внимания на деятельности предприятия, вопросы охраны окружающей среды – вопросы, которые приходится сегодня решать менеджерам. Для достижения своих целей и стратегических планов предприятиям необходимо вести учет своих поставщиков. Постепенно приходит понимание того, что к клиентам, служащим и поставщикам нужно относиться одинаково внимательно.
На протяжении последних лет интерес к данному аспекту деятельности компаний растет. При этом часто употребляются такие термины, как «управление цепью снабжения», «база снабжения», «интегрированная логистика». В настоящее время большое внимание уделяется системе закупок. Планирование потребности в сырье, система своевременности производства, новый акцент на качество и производительность потребовали пересмотра многих традиционных концепций закупок. Результаты более тесных отношений с продавцом и сотрудничества с ним в вопросе организации поставок и создания системы гарантированного качества подвергают сомнению концепцию традиционных отношений между покупателем и продавцом «на расстоянии вытянутой руки». Переговоры о цене становятся популярнее, чем конкурс коммерческих предложений, а долгосрочные контракты о сотрудничестве заменяют практику краткосрочных закупок. Все эти тенденции являются результатом возросшего внимания менеджмента к качеству и роста активности при развитии поставщиков, которые бы отвечали критериям снабжения таким как качество, количество, доставка, цена, сервис, долговременность и совершенствование процесса.
1 Сущность системы закупок на предприятии
Одним из ключевых элементов бизнеса современной компании являются закупки. Как свидетельствует международная статистика - одну из основных затратных частей крупнейших предприятий составляют расходы на закупочную деятельность, так как хозяйственная деятельность организации любой формы собственности зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг. В связи с этим, вопрос закупочной деятельности на предприятии стоит очень остро.
Таким образом., система закупок на предприятии – это деятельность, которая отвечает за потоки товаров для снабжения предприятия необходимыми предметами и средствами труда ресурсами в максимально короткие сроки с наименьшими потерями. Основная задача предприятия по организации закупок – это своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами.
Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими. Все эти операции, в зависимости от размера предприятия контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными сотрудниками.
В закупочной деятельности предприятия можно выделить два основных вида функций:
1 Внешние – определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями, которые непосредственно влияют на процессы закупки: оптовые и розничные компании, транспортные организации.
К ним относится:
- поиск поставщиков сырья и материалов., их анализ и выбор наиболее благонадежных;
- заключение договоров с поставщиками;
- организация рациональной доставки сырья и материалов на предприятие.
2 Внутренние – характеризуют взаимодействие службы закупок с административными и производственными подразделениями предприятия.
К ним относится:
- планирование материально-технического снабжения по обеспечению как всего предприятия сырьем, так и отдельных подразделений;
- организация доставки сырья между подразделениями, от склада предприятия в цех или на производство;
- контроль использования сырья на предприятии.
2 Анализ эффективности системы закупок на производственном унитарном предприятии «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Производственное унитарное предприятие «Оршанский мясоконсервный комбинат» был создан для закупки и переработки скота., выработки мясной продукции., других продуктов питания, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Уже более 80 лет производственное унитарное предприятие «Оршанский мясоконсервный комбинат» является одним из крупнейших производителей мясных консервов.
Оршанский мясоконсервный комбинат детище первых пятилеток. Он был сдан в эксплуатацию 5 января 1930 года с проектной мощностью по выработке мяса 30 тонн в смену и колбасных изделий 8 тонн в смену. Он был создан на месте одной из боен, построенной в ХIХ веке. Тогда работали мясожировой, колбасный, беконный, холодильный цеха. С первых дней предприятие стало лидером мясоперерабатывающей отрасли Беларуси. На нем были собраны наиболее квалифицированные рабочие, технологи., инженеры и служащие.
В 1935 году вступил в строй консервный цех.
В годы Великой Отечественной войны предприятие было полностью разрушено. После войны предприятие было восстановлено и довоенного уровня достигло в 1953 году.
Последующие годы были отмечены вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей. В 1960 году построен новый консервный цех мощностью 47,8 туб. В смену, в 1960 году – новый холодильник емкостью 2000 тонн единовременного хранения.
В 1988-1989 гг. реконструирован консервный цех, установлена технологическая линия по выпуску жестебанки №12 немецкой фирмы «Блема». Мощность консервного цеха выросла до 50000 условных банок в смену.
В 1992 году создана сеть собственных фирменных магазинов.
В 1996 году проведена частичная реконструкция консервного цеха и начато производство сырокопченых и вяленых колбас.
Открытое акционерное общество «Оршанский мясоконсервный комбинат» создано решением Витебского областного исполнительного комитета от 29 декабря 1997 года № 580 путем преобразования Государственного предприятия Оршанский мясоконсервный комбинат в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
3 Совершенствование системы закупок на производственном унитарном предприятии «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Управление материальными запасами имеет важное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспектах.
Запасы - это средства, отвлеченные из оборота. Необходимо отметить, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызванные этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численным уровнем дохода, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, простое решение - положить высвобожденные деньги в банк под проценты).
Эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми. Например, при вынужденной реализации активов., например, в случае банкротства компании, многие оборотные попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.
Управление запасами - это функциональная деятельность, цель которой - довести общую сумму ежегодных расходов на содержание., запасов до минимума, при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.
Управление материальными запасами подразделяется на две области: плановое управление и непосредственное управление производством. Плановое управление включает процедуры поддержания достаточного запаса каждого вида сырья и материалов, необходимых для производства данного продукта.
Цель управления запасами - удерживать на минимальном уровне ежегодную общую сумму расходов по обеспечению запасами. Контроль за этими запасами осуществляется практически сведением к минимуму следующих показателей:
- количество запасов за год, деятельность страховых циклов;
- продолжительность времени поставки;
- изготовления и внутризаводских перевозок;
- продолжительность циклов хранения на складе;
- количество товаров, находящихся на складе;
- количество кладовых и складов.
В каждый период времени темп поступления материалов должен быть близок к темпу выпуска и расходов. Поэтому меры по регулированию объема запасов должны быть направлены на сведение к минимуму времени., в течение которого материал находится на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все компании, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, как государственного, так и частного сектора в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации. Вне зависимости от размеров предприятия, офиса, торгового объекта для выполнения своих функций необходимы помещение, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация не является самодостаточной. Осуществление закупок и снабжения – одна из основных функций каждой организации. И одной из задач ее руководства является структуризация этой функции для обеспечения эффективного вклада в общую цель компании.
Система закупок на предприятии – это деятельность., которая отвечает за потоки товаров для снабжения предприятия необходимыми предметами и средствами труда ресурсами в максимально короткие сроки с наименьшими потерями. Основная задача предприятия по организации закупок – это своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами.
Эффективно организованная система закупок может существенно повлиять на успех большинства современных компаний. Приобретение сырья, услуг и оборудования лучшего качества, в нужном количестве, по лучшей цене и на основе долговременного сотрудничества давно привлекает внимание менеджеров. Сегодня акцент делается на общем процессе управления снабжения в контексте целей организации, а не на отдельных, связанных с закупками, сделках компании.
Одной из наиболее важных задач системы закупки на предприятии является выбор поставщика. Важность данной задачи состоит в том, что случае неправильного выбора поставщика могут возникнуть следующие проблемы на предприятии:
- срыв сроков поставки сырья для производства продукции, в связи с чем, возможны перебои с производством продукции.
- убытки на предприятии – изготовителе; некачественное сырье от поставщика может привести не только к убыткам на предприятии в связи с отбраковкой продукции.
- потеря репутации предприятия-изготовителя как надежного производителя и др.
1 Логистика: учеб-метод. комплекс. / В.И. Маргунова [и др.]. - Минск: Изд-во «Вышэйшая школа», 2011. - 507 с.
2 Ценовая политика предприятия: пособие / ВФ Паршин. – Минск, Выш. Школа, 2010. – 336с.
3 Стратегическое управление цепочками поставок: учеб-метод. комплекс. / П. Кузинс [и др.]. - Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2010. - 297 с., с.60
4 Гаджинский, А.М. Логистика: учеб. / А.М. Гаджинский. - Москва: Изд-во «Дашков и К», 2011. - 481 с.
5 Методы выбора поставщика. Выбор поставщика. Управление запасами. Управление закупками. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistic-forum.lv/. - Дата доступа:
6 Организация, планирование и управление производством на предприятиях пищевой промышленности / [Р.В. Кружкова, В.А. Даеничева, С.С. Елагина и др.; под ред, Р, В, Кружковой], – 5-е изд,, перераб, и доп, – М,: Агропромиздат, 1985, – 495с.
7 Стратегическое управление цепочками поставок: учеб-метод. комплекс. / П. Кузинс [и др.]. - Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2010. - 297 с.
8 Новицкий, Н.И. Организация и планирование производства: Практикум / Н.И. Новицкий, – М.: Новое издание, 2004, – 256с.
9 Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.