ВВЕДЕНИЕ
Любой товарный рынок неизменно состоит из потребителей, которые, в свою очередь, отличаются друг от друга по своим предпочтениям, желаниям, вкусам, потребностям и приобретают необходимые им товары, исходя их мотивов покупки товара. В настоящее время, все современное производство осуществляет свою деятельность в соответствии с потребительскими предпочтениями.
Сегментацией рынка называется разделение рынка на определенные группы покупателей, которые обладают некими похожими характеристиками, для того, чтобы изучить потребительскую реакцию на товар/услугу. Сегментирование включает в себя установление определенных количественных характеристик: число потребительских групп, размер, степень развития. Таким образом, предприятие понимает, что реализуемые им товары могут нравиться не всем. Ведь потребителей очень много, они отличаются друг от друга своими потребностями и привычками. Предприятие должно выделить для себя самые привлекательные рыночные сегменты, которые она может эффективно обслужить.
Кроме того, осуществление эффективной маркетинговой деятельности предприятия включает в себя учет предпочтений самых разнообразных потребительских категорий. Кроме того, с маркетинговой точки зрения рынком является определенная группа потребителей, которая объединена по тем или иным признакам. Именно эти признаки – это основа рыночной сегментации. При помощи сегментации из всей совокупности потенциальных потребителей того или иного предприятия составляются группы (сегменты рынка), которые обладают своим, специфическим спросом на товар. Функцией данных сегментов является ориентация производства и реализации продукта.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что выбор целевого рынка позволяет сконцентрировать все имеющиеся у предприятия ресурсы на том или ином сегменте рынка на удовлетворении потенциальных потребностей покупателей, тем самым получить наибольшую прибыль. А прибыль – это основополагающая цель работы любого предприятия.
Проблему сегментации рынка в маркетинге изучали такие ученые, как: Ф.Котлер (разработал общую теорию сегментации), Алан Тапп, Поль Гембл, Энтони Марселла, (выявили виды сегментации), Т. Боном и Б. Шапиро (описали сегментирование рынка для предприятий). Однако проблема сегментации до сих пор существует и в полной мере не решена, так как еще разрабатывается и другие, однако данная проблема не нашла окончательного решения и находится в процессе разработки.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и критерии сегментации белорусского кондитерского рынка
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие, цели и принципы сегментирования рынка;
- рассмотреть реализацию процесса, критериев и признаков сегментации рынка;
- изучить методы рыночной сегментации;
- дать краткую характеристику белорусского кондитерского рынка;
- выявить методы и критерии сегментации рынка кондитерских изделий;
- разработка рекомендаций по проведению сегментации рынка кондитерского рынка.
Объектом исследования в данной курсовой работе является белорусский рынок кондитерских изделий
Предметом исследования в данной курсовой работе являются критерии сегментирования рынка кондитерских изделий.
Теоретической и методологической базой для выполнения данной курсовой работы труды отечественных и зарубежных маркетологов, интернет-ресурсы по данной тематике.
Методы исследования, используемые при выполнении данной курсовой работы: аналитический обзор литературы и интернет-ресурсов по заданной тематике работы, синтез, дедукция, сравнение, индукция, описание, прогнозирование, а также графический метод представления информации.
Курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе описывается понятие сегментации рынка, его достоинства и недостатки, цель сегментации для предприятия. Также рассматриваются методы сегментации и основные этапы ее проведения, критерии, используемые при сегментации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ РЫНКА
1.1 Понятие, цели и принципы сегментирования рынка
Для любого предприятия одним из главных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка. Она позволяет направить все средства предприятия на то или иное направление развития деятельности. Основной целью сегментации рынка является выделение целевого рынка и целевого сегмента рынка.
Целевым рынком является потенциальный рынок предприятия, определяющийся совокупностью потребителей, имеющих схожие по видам потребности по отношению к тому или иному товару или услуге, а также достаточное количество ресурсов, а также определенной покупательской способностью.
Целевым сегментом называется однородная группа потребителей того или иного целевого рынка предприятия, имеющая схожие потребности и привычки по отношению к продукции (товару) этого предприятия.
Таким образом, сегментированием рынка называется деление рынка на определенные группы покупателей, для каждой из которых будут необходимы отдельные товары и/или комплексы маркетинга [1, c. 113].
Достоинствами сегментирования являются:
1. Обеспечение лучшего понимания не только потребительских нужд потребителей, но портрета потенциального потребителя (личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.).
2. Лучшее понимание конкурентоспособности на конкретных рынках сбыта. Анализируя ситуацию на рынке становится довольно легко выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять свои преимущества, которые будут использованы в конкурентной борьбе.
2. Возможность концентрации ограниченного перечня ресурсов на самых выгодных направлениях их использования.
2. При составлении маркетинговой деятельности предприятия ведется учет специфики того или иного рыночного сегмента. В итоге, инструменты маркетинговой деятельности становятся довольно высокоориентированными по отношению к требованиям конкретных сегментов рынка.
Недостатком сегментации являются довольно высокие затраты, которые связаны с дополнительными исследованиями рынка сбыта, составлением маркетинговых программ, применением тех или иных способов распределения товаров [2, c. 222].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕГМЕНТАЦИИ ТОВАРНОГО РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Краткая характеристика белорусского кондитерского рынка
Ни один товарный рынок не может так ассоциироваться с наслаждением удовольствием, как кондитерский. Для многих белорусов конфеты, шоколад, мармелад, пирожные являются постоянным источником положительных эмоций и наслаждения. За сладостями белорусских производителей, как у отечественных, так и у зарубежных потребителей прочно закрепился имидж натуральных продуктов высокого качества.
Тем не менее, из-за обилия выбора вкусностей на прилавках белорусских магазинов также с каждым годом растут и требования покупателей к данной продукции. Это заставляет производителей двигаться вперед – находиться в постоянном поиске, разрабатывать новые рецептуры кондитерских изделий и совершенствовать производственные мощности [13].
Кондитерская промышленность Республики Беларусь представлена 20 предприятиями: это восемь предприятий, входящих в государственный концерн «Белгоспищепром», а также предприятиями и цехами коммунальной собственности, частными и иностранными собственниками. На долю предприятий концерна «Белгоспищепром» приходится большая часть производства кондитерских изделий – около 70% общего объема. Большая часть кондитерских предприятий Беларуси имеет статус частной формы собственности, однако их деятельность все равно регулирует государственный концерн «Белгоспищепром». Данное предприятие для них устанавливает плановые показатели (темпы роста объемов производства, экспортных поставок), а также осуществляет контроль за их выполнением.
Самыми крупными предприятиями кондитерского рынка Беларуси являются ОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак». Кроме того в восьмерку крупнейших производителей также входят: ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч», ОАО «Красный мозырянин», ОАО «Красный пищевик», ОАО «Конфа», СП ОАО «Ивкон», СООО «Первая шоколадная компания». На их долю приходится около 70% общего объема производства кондитерских изделий [14].
На рисунке 2.1 показаны основные производители кондитерских изделий в Республике Беларусь, их виды производства и логотипы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы и решении всех поставленных задач были сделаны следующие соответствующие выводы:
1) Сегментация рынка - это основное направление маркетинговой деятельности любого предприятия. Цель сегментации – выбор целевого рынка и целевого сегмента на этом рынке. Плюсами сегментирования являются: лучшее понимание производителем потребителя, определение конкурентоспособности предприятия, концентрация всех ресурсов на выгодных направлениях использования, совершенствование маркетинговых инструментов. Недостаток: высокая затратность. Основной целью сегментации рынка является определение одной либо нескольких групп потребителей, для которых разрабатывается весь перечень маркетинговых мероприятий.
Основными принципами сегментации являются: принцип сходства потребителей, принцип большой величины сегмента, принцип различия между сегментами, принцип измеримости характеристик потребителей, принцип достижимости потребителей. Для проведения сегментации могут быть использованы различные количественные и качественные показатели, а также анализ состоянии конкуренции, информации о структуре отрасли и структуре распределения товаров.
2) Процесс сегментации рынка состоит из определенного списка этапов: определение границ рынка, выделение необходимых переменных, сбор данных о сегментации, разработка профиля каждого из сегментов, нацеливание на сегменты, которые будет обслуживать предприятие, разработка плана маркетинга.
Что касается критериев сегментации рынка, то ими являются: количество, доступность сегмента, его устойчивость, выгода, коммуникативность.
Сегментация может быть по потребителям, по группам продуктов, по предприятиям (конкурентам). Основные признаки сегментации по группам продуктов: параметры товара, цена, качество; по предприятиям – качество, цена, каналы распределения и продвижения на рынке; по группам потребителей - географические, демографические, психографические и др. характеристики (критерии).
Основные критерии сегментации и отбора рынков: емкость сегмента, каналы распространения и сбыта, устойчивость рынка, уровень получаемой прибыли, совместимость с рынком конкурентов, работа кадров данного предприятия, защита рынка от конкуренции.
3) Основными методами сегментации рынка являются: сегментация по выгодам, построение сетки сегментации, многомерная классификация, группировка, функциональные карты. Они отличаются между собой способами сбора информации, анализом потребителей, используемыми приемами для исследования.
Самыми распространенными методами сегментационного анализа и отбора целевых рынков являются: матричный метод, статистический метод, кластерный анализ.
4) Таким образом, кондитерский рынок Республики Беларусь имеет положительные тенденции развития и постоянно, хоть и медленными темпами, наращивает объемы производства. Кроме того, потребление белорусами кондитерских изделий также из года в год растет. Кондитерская отрасль представлена 20 предприятиями, 8 из которых – это крупные игроки, входящие в состав концерна «Белгоспищепром» – «Спартак», «Коммунарка», «Идеал», «Слодыч», «Ивкон», «Красный мозырянин», «Красный пищевик», «Конфа». Основной тенденцией кондитерского рынка Беларуси является преобладание импорта над экспортом. Импорт осуществляется из России и Украины. Что касается экспорта, то продукция белорусских кондитеров поставляется в Россию, страны СНГ и некоторые страны дальнего зарубежья.
5) На основании проведенного анализа кондитерского рынка были предложены следующие рекомендации по проведению сегментации кондитерского рынка:
- определение основных сегментов кондитерского рынка. Сегментирование рекомендовано проводить по потребителям, характеристикам товара, конкурентам на рынке. Обязательная установка основных классификационных переменных.
- сбор маркетинговой информации для исследования целевых сегментов кондитерского рынка. Необходим для анализа рынка, конкурентов, возможностей и ресурсов предприятия.
1 Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
2 Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 383 с.
3 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Высш. Шк., 2009. – 511 с.
4 Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебное пособие / И.Л. Акулич, И.З. Герчиков. – Мн.: Интерпрессервис, Мисанта, 2003. – 397 с.
5 Азарян, Е.М. Международный маркетинг. Цели и условия эффективной международной сегментации: Учебное пособие / Е.М. Азарян, А.А. Шубин, Н.Л. Жукова. – К.:НМЦВО МОиН Украины, Студцентр, 2005. – 344с.
6 Голубков, Е. Основы маркетинга / Е. Голубков. – М.: Финпресс, 2003. – 688 с.
7 Сегментация рынка [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://myretailstrategy.com/znaniya/marketing_article_segmenting. – Дата доступа: 30.11.2018.
8 Цахаев Р. К. Основы маркетинга / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А. Алиев. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 484 с.
9 Дурович, А.П. Маркетинговые исследования: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 432 с.
10 Маслова, Т.Д. Маркетинг: учебник / Т.Д. Маслова, Л.Н. Ковалик, С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2002. – 400 с.
11 Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru. – Дата доступа: 30.11.2018.
12 Методы сегментации рынка [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: https://zhazhda.biz/base/metody-segmentacii-rynka. – Дата доступа: 30.11.2018.
13 Кондитерская отрасль Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2017. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by. – Дата доступа: 01.12.2018.
14 Кондитерская отрасль [Электронный ресурс] – 2017. – Режим доступа: http://bgp.by. – Дата доступа: 30.11.2018.
15 Объем производства кондитерских изделий [Электронный ресурс] – 2018. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 30.11.2018.
16 Реальные располагаемые денежные доходы населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_17/realnye-raspolagaemye-denezhnye-dohody-naseleniya. – Дата доступа: 01.12.2018.
17 Социально-экономическое развитие регионов Республики Беларусь 2017 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_bulletin/index_7045. – Дата доступа: 01.12.2018.
18 Демография [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2. – Дата доступа: 01.12.2018.
19 Анализ кондитерского рынка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com. – Дата доступа: 01.12.2018.
20 Психографическая сегментация [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://libfree.com. – Дата доступа: 02.12.2018.
21 Потребление кондитерских товаров в Беларуси [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://news.open.by. Дата доступа: 01.12.2018.
22 Кушнеров, А.С. Состояние и перспективы развития рынка пищевой промышленности в Республике Беларусь // Материалы учебной конференции Н.П. Соловьева, А. С. Кушнеров. – Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого. – С.453-455.
23 Индустрия лакомств [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://gate.belta.by/econom.nsf/all/5A6B2CCB9CEB470543257DB3002CC4B7/%24File/004.pdf – Дата доступа: 01.12.2018.
24 Кондитерская отрасль в Республике Беларусь [Электронный ресурс] –2017. – Режим доступа: http://www.sdc.by. Дата доступа: 11.12.2012
25 Методические рекомендации по организации выполнения курсовой работы для студентов дневной и заочной форм обучения по учебным дисциплинам специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» / ГИУСТ БГУ, Каф. маркетинга; авт.-сост. Н.С. Медведева, С.П. Мармашова, Э.В. Рыбакова, И.В. Иванюкович,. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 29 с.