ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Молодые специалисты как особая категория работников
1.2 Сущность и виды адаптации
1.3 Процесс адаптации молодых специалистов
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
2.1 Общие методы и способы адаптации
2.2 Опыт адаптации молодых специалистов в ОАО «Гомсельмаш»
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В управлении персонала адаптация молодых специалистов занимает особенное место. На протяжении длительного периода этому вопросу уделялось недостаточно внимания, поэтому на современном этапе необходимо не просто уделять внимание адаптации, но и заниматься разработкой методологии адаптации персонала. Необходимость в разработке методов и способов адаптации необходима ещё и потому, что советские и постсоветские методы, которым присущи строгие административно-командные черты, не применимы и недействительны относительно современной молодёжи. Многие государственные предприятия до сих пор не пользуются программами адаптации персонала. При этом зарубежный опыт показывает, что грамотная адаптация персонала (как молодых специалистов, так и всех вновь поступающих работников) положительно сказывается на финансово-экономическом положении организации и её конкурентоспособности.
В условиях рыночной экономики человеческий фактор имеет решающее значение для достижения заявленных целей фирмы. Сотрудники предприятий превращаются в конкурентное богатство, его капитал, которым необходимо рационально управлять. Эффективное использование персонала, создание системы быстрой адаптации к предприятию и рыночных условий, создание социальных и комфортных условий для самореализации личности становятся определяющими моментами в обеспечении эффективной работы любого предприятия.
Таким образом, в современных кризисных условиях любое предприятие заинтересовано в повышении конкурентоспособности на рынке труда. В связи с этим, большое значение приобретают вопросы формирования кадрового состава организаций за счет привлечения и закрепления необходимой рабочей силы.
Поэтому проблема адаптации персонала становится важной, включая необходимость поиска новых управленческих средств, методов и технологий ее успешного осуществления.
Адаптация персонала имеет как производственный, так и психологический аспекты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
1.1 Молодые специалисты как особая категория работников
Молодым специалистом считается работник, который получил начальное, среднее или высшее профессиональное образование, и впервые поступил на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения. По статусу молодому специалисту положены права и гарантии, выделяющие их среди остальных групп работников.
Выделяют несколько критериев отнесения работника к категории молодых специалистов.
Трудовой Кодекс Республики Беларусь определяет порядок распределения, перераспределения, направления на работу, увольнение молодых специалистов, то есть выпускников учебных заведений. 83 статья данного кодекса определяет сроки распределения и категории лиц, которые ему подлежат. Государственное учреждение образования самостоятельно определяет предприятие для последующей работы студентов, должность при работе по распределению должна соответствовать полученной в учебном заведении специальности и квалификации [6, с. 45].
Итак, к молодым специалистам относят:
– работающих по распределению на протяжении всего установленного срока;
– работающих по договору о подготовке научного работника высшей квалификации (договор о целевой подготовке) на протяжении установленного срока;
– работающих по перераспределению на протяжении всего срока перераспределения.
Наниматель вправе просить учреждение образования отправить к нему после окончания обучения своего работника, который является выпускником, и взять обязательство обеспечить его работой по специальности на установленный срок и предоставить предусмотренные законодательством гарантии. То обстоятельство, что выпускник уже работает в организации, в которую он направлен по распределению, не влияет на его статус молодого специалиста.
2 ПОДХОД К АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Гомсельмаш»
ОАО «Гомсельмаш» – современный многопрофильный производитель, выпускающий под брендом «ПАЛЕССЕ» модельные ряды зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, початкоуборочные и картофелеуборочные комбайны, косилки и другую сельскохозяйственную технику.
Строительство завода сельскохозяйственных машин в Гомеле начато в 1928 году. Днем рождения завода «Гомсельмаш» считается 15 октября 1930 года, когда выдал первую плавку литейный цех. От производства простых сельхозмашин – до создания и массового производства зерно-, кормоуборочных комбайнов, комплексов машин на базе универсальных энергосредств, косилок, свеклоуборочной, картофелеуборочной и другой сельскохозяйственной техники – такой путь прошёл Гомсельмаш в XX веке.
Сегодня ОАО «Гомсельмаш» реализует серийное и массовое производство модельных рядов машин различного назначения, что позволяет обеспечить техникой от одного производителя все основные технологические процессы растениеводства, от комплексной обработки почвы и посева до уборки урожая.
Гомсельмаш является открытым акционерным обществом, и основано на государственной форме собственности.
Видом хозяйственной деятельности ОАО «Гомсельмаш» является сельскохозяйственное машиностроение.
Ведомственная принадлежность – Министерство промышленности Республики Беларусь.
Отраслевая принадлежность – сельскохозяйственное машиностроение.
Устав организации был обновлен в 2016 году. В уставе указано, что общество создано на основании приказа Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 298 путем преобразования республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» и республиканского производственного унитарного предприятия «Топаз» г. Гомель в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОАО «ГОМСЕЛЬМАШ»
При изменении системы адаптации производственного персонала инициатору необходимо в первую очередь предварительно проинформировать производственный персонал о предстоящих изменениях. Представление о предстоящих изменениях помогает осознать их необходимость и важность. Информирование персонала может происходить во время оперативок, ежедневного обхода производственных линий или же на собраниях с производственным персоналом.
После чего следует вовлечь в процесс разработки системы адаптации производственного персонала как можно больше сотрудников. Участие в разработке системы адаптации сотрудников производства (не только руководителей, но и рядовых рабочих) обеспечит эффективность данной процедуры и ослабит их сопротивление изменениям. Ведь руководители не всегда видят процесс изнутри, и мнение рабочих зачастую может привести к правильному решению. Не обязательно рядового рабочего приглашать на совещание руководителей по разработке системы адаптации производственного персонала. Достаточно провести опрос среди рабочих, устный или в форме анкеты, и дать им свободы и творчества в рассмотрении данного вопроса. На этом этапе важно получить от производственного персонала не формальные ответы, а реальные советы, которые уже потом можно будет проанализировать и если будут достойные, применить в разработке системы адаптации производственного персонала.
Чтобы разработка системы адаптации производственного персонала прошла эффективно и дала конкретный результат, необходимо дополнительно мотивировать и стимулировать сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Не будет лишним заинтересовать участников процесса, сделать процесс увлекательным, дать возможность проявить свои творческие способности, внести процесс разработки адаптации в задачи по ежегодной оценке деятельности и закрепить за этой задачей небольшое материальное вознаграждение в виде премии. Затраты будут не существенные, а результаты – положительными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что адаптация – важный процесс вхождения работника в новую среду, коллектив, нахождения методов взаимодействия с каждым индивидом, становление полноправным членом рабочей группы. Результатом адаптации должно стать быстрое освоение работником профессии, сокращение браков и простоев по неопытности работника, оздоровление социально-психологического климата в команде.
Социальная адаптация является результатом общего процесса социализации и выступает в роли её важнейшей цели. Грамотное и полное понимание понятия адаптация исходит из изучения её в виде отдельной разновидности социальной деятельности.
При изучении категории молодых специалистов, необходимо учитывать, что под молодыми специалистами понимаются работники с высшим образованием, преимущественно в возрасте 21-30 лет. В отдельных случаях в качестве молодых специалистов можно рассматривать лиц любого возраста (например, если речь идёт о выпускниках заочного отделения, получивших образование на бюджетной основе). Также нужно учитывать, что как правило молодые специалисты начинают трудиться на 2-5 лет позже рабочих. В этот период многие вступают в брак, формируют семьи, уходят на службу в вооруженные силы. Это наносит свой отпечаток как на процесс адаптации молодого специалиста в коллективе, так и на его трудовую деятельность.
Отмечаются особенности в качестве и содержании труда молодых специалистов. Недостаток практических навыков и опыта компенсируют знания, образование, подготовленность, активное отношение к работе и самомотивация.
Адаптация молодого специалиста - это сознательное прогнозирование адаптационной деятельности и в соответствии с этим изменение своей адаптивной деятельности, умение находить новые поведенческие стратегии, ведущие к балансу внешнего и внутреннего приспособления к новой профессиональной роли, которая усваивается в процессе социализации. Очевидно, что адаптация молодых специалистов должна строиться на идеологии развития, а точнее саморазвития.
1. Большаков, А.С. Менеджмент : учеб. пособие / А.С. Большаков. – СПб. : Питер, 2000. – 160 с.
2. Брусиненко, Н. Адаптация персонала – успешный старт, высокие результаты, сплоченный коллектив / Н. Брусиненко // Кадровик. Управление персоналом. – 2014. – № 17. – С. 61-64.
3. Быкова А.Л. Составляющие эффективной адаптации персонала / А.Л. Быкова, Д.Д. Паранько. – Д.: «Молодой ученый». – № 12.1 (40) – декабрь, 2016. – 645 с.
4. Веснин, В.Р. Менеджмент : учеб. для вузов / В.Р. Веснин. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 256 с.
5. Глушаков, В. Е. Адаптация персонала / В.Е. Глушаков // Кадровая служба. – 2015. – № 8. – С. 56–60.
6. Казначевская Г.Б. Менеджмент : учеб. для вузов / Г.Б. Казначевская. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 352 с.
7. Калабин, А. Требуется харизматичный руководитель: в поисках эффективной системы управления / А. Калабин. – СПб. : Питер, 2005. – 144 с.
8. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г.А. Мамед–Заде, Т.А. Роткина. 3–е изд., перераб. и доп. – М. : Экзамен, 2011. – 230 с.
9. Крутцова, М. Н. Управление адаптацией персонала : учеб. пособие / М. Н. Крутцова. – Вологда : Легия, 2010. – 128 с.
10. Лаврентьев, В.А. Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления наукоемким производством / В.А. Лаврентьев, А.В. Шарина // Управление персоналом. – 2012. – № 11 (213). – С. 48–49
11. Лукичева, Л.И. Управление организацией : учеб. пособие для вузов / Л.И. Лукичева. – М. : Омега, 2004. – 360 с.
12. Одинцов А.А. Менеджмент организации6 введение в специальность : учеб. пособие для вузов / А.А. Одинцов. – М. : Экзамен, 2004. – 320 с.
13. Основы теории управления : учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 560 с.
14. Петрова, Е. А. Методические подходы к оценке системы адаптации персонала / Е.А. Петрова //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2015. – № 3. – С. 9–17.
15. Титович А.А. Основы менеджмента : пособие для вузов / А.А. Титович. – Гомель : БелГУТ, 2003. – 347 с.
16. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.А. Цыпкина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.
17. Чиманский, В. Ч. Работа кадровых служб по подготовке, адаптации и закреплению на производстве молодых специалистов (опыт, проблемы, пути их решения) / Г.В. Чиманский // Кадровая служба. –2016. – № 6. – С. 55–68.
18. Юкаева, В.С. Менеджмент : краткий курс : учеб. пособие для вузов / В.С. Юкаева. – М. : Дашков и Ко, 2006. – 104 с.