ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономических отношений в Республике Беларусь реклама является самостоятельным бизнесом продвижения услуг и товаров. Основным успехом рекламного бизнеса является то, что тот, кто управляет данной сферой – это высококвалифицированный специалист, знающий специфику деятельности многих сфер: как промышленных, так и обслуживающих.
Для сферы рекламной деятельности особенно применителен термин «рекламного менеджмента», так как именно менеджмент является решающим фактором эффективной работы рекламы на всех этапах её развития и продвижения.
Условия товарного изобилия, дифференциации аналогичной продукции, вкусов и предпочтений и высокий уровень соперничества на рынке вызывают возникновение неценовой формы конкуренции, основным представителем которой является «реклама». В широком понимании, «рекламная деятельность» это ключ успеха в продвижении любого товара и любых услуг.
Состояние и развитие рынка товарных услуг может отвечать за балансирование сегментов в экономической системе посредством удовлетворения потребностей населения в необходимых товарах и услугах.
Однако, несмотря на то, что рекламная деятельность является одной из самых прибыльных и перспективных в мире, её теоретическая направленность является малоизученной в контексте экономических отношений.
Динамика продвижения товарных услуг демонстрирует, что имеются некоторые сдвиги в характеристике источников и механизмов развития экономических средств продвижения: улучшился объективный вид рекламы и качество её презентации различными методами, улучшились технологии, отвечающие за её демонстрацию и т. п. Однако, позитивные моменты в области предоставления рекламных услуг утрачиваются по причине того, что рекламные агенты не имеют опыта в должном сборе информации и объяснении услуг клиенту, побуждая его разместить минимум полезной информации и максимум вводной в целях максимального извлечения прибыли за рекламный заказ.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной потому, что необходим комплексный анализ проблем, возникающих при осуществлении рекламной деятельности.
Кроме того, актуальность исследования проблем в рекламной подтверждает широкий перечень видов и способов осуществления рекламной деятельности, тем самым занимая значительную позицию в новых экономических условиях маркетинга.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей функционирования рекламного рынка Республики Беларусь, определение его состояния и основных тенденций для его развития. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
1 рассмотреть сущность, классификацию и особенности рекламы как объекта маркетинговой деятельности;
2 изучить понятие, сущность и методику исследования рынка рекламы;
3 проанализировать особенности и проблемы рынка рекламных услуг в Республике Беларусь;
4 дать оценку тенденциям и перспективному развитию рынка рекламных услуг в Республике Беларусь;
5 дать рекомендации по деятельности хозяйствующих субъектов на рынке рекламных услуг в Республике Беларусь
В качестве объекта темы курсовой работы выступают контрагенты рынка рекламных услуг Республики Беларусь.
Предметом курсовой работы послужили основные направления, тенденции и перспективы развития рынка рекламных услуг в Республике Беларусь.
В качестве теоретической, методологической и информационной базы послужили труды учёных, компетентных в теме рекламной деятельности и непосредственно занимающих её исследованием, таких, как И. Л. Акулич, С. И. Андреев, Г. Л. Багиев, Т. Н. Байбардина, О. С. Виханский, И. Н. Герчикова, Е. П. Голубкова, Н. С. Морозова, З. К. Океанова, Д. Ф. Скрипнюк, О. А. Третьяк, Э. А. Уткин, Б. Е. Токарев, В. П . Хлусов, В. Е. Хруцкий и др.
В качестве методик при написании работы были использованы: анализ, дедукция индукция, синтез, сравнение и др.
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОГО РЫНКА
1.1 Сущность, классификация и особенности рекламы как объекта маркетинговой деятельности
Под «рекламой» понимается коммерческая пропаганда свойств, продукции и услуг, важных и необходимых потребителю. Реклама является основой маркетинга [6, c. 736].Реклама занимает особое место в маркетинговой деятельности и решает задачу формирования и стимулирования спроса. Также рекламу можно рассматривать как «коммуникативное средство», под которым понимается представление услуг, а также предлагаемых идей на основе запросов клиента (заказчика).
Под «рынком рекламы» понимается развитая индустрия, в которой осуществляется деятельность таких участников рекламного процесса: рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопотребителей [23, с. 272].
Дадим определения каждому участнику рекламного рынка.
Рекламодатель – это субъект рынка рекламы, который отвечает за создание спроса на рекламные услуги и исполняет функцию «заказчика рекламных услуг», а значит, является клиентом рекламоисполнителя [7, с. 240].
Рекламоисполнитель – это субъект рынка рекламы, отвечающий за создание предложения на рекламные услуги и оказывает их по заказу рекламодателей [14, с. 37].
Рекламораспространитель – это субъект рынка рекламы, который по заказу рекламодателя и рекламоисполнителя распространяет оплаченную рекламную информацию посредством рекламоносителей (радио, листовки, телевидение, интернет, баннеры и т. п.) [28, с. 436].
Потребитель рекламы – это субъект рынка рекламы, который получает рекламную информацию от рекламораспространителя посредством рекламоносителей [19, с. 124].
Следует отметить, что реклама достигнет целей в том случае, когда будут учитываться особенности человеческих требований.
Существует следующая модель человеческого восприятия: «внимание – интерес – желание – мотив – действие» [4, c. 329].
Следует отметить, что реклама обязана обращать внимание на потребителей, которые могут быть как произвольные, так и непроизвольные. Произвольное внимание возникает, когда предмет для рекламы будет замечен
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЕКЛАМНОГО РЫНКА И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕКЛАМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности и проблемы рынка рекламных услуг в Республике Беларусь
В Республике Беларусь эксперты в области статистических маркетинговых исследований отмечают, что восстановление и развитие уровня национальной экономики зависит от того, как предприятия (организации) презентуют свою продукцию, товар или услугу при помощи средств рекламы. Истинным является утверждение о том, что «реклама – двигатель торгового прогресса». Следует отметить и положительную тенденцию рекламного рынка, согласно которой, произошло значительное увеличение доли рекламодателей на национальном рынке. В основном, в рекламной деятельности Республики Беларусь принимают активное участие несколько отраслей: мясная, молочная, рыбная, пивоваренная.
Однако, несмотря на позитивные моменты оказания влияния рекламной деятельности на формирование уровня продаж многих отраслей, существуют и негативные последствия, такие как:
- низкий уровень этики работы рекламы, который приводит к созданию у потенциальных потребителей искаженного представления о продукции, товаре и услуге;
- недостаток профессионализма при организации рекламы: экранной, печатной;
- дефицит квалифицированных кадров в области рекламного обеспечения;
- нехватка мероприятий, курсов и семинаров в области рекламы;
- отсутствие национальных групп исследователей рекламной деятельности;
- белорусские предприятия (организации) редко используют качественные рекламные средства, а порой и вовсе не прибегают к ним;
- низкая рентабельность деятельности многих предприятий (организаций) в Республике Беларусь негативно сказывается на рекламной деятельности [1, c. 543].
В отличие от европейских стран, Республика Беларусь мало привлекает внешние иностранные инвестиции, по причине того, что многие предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следующие выводы и предложения:
1. Реклама – коммерческая пропаганда свойств, продукции и услуг, важных и необходимых потребителю.
2. Рынок рекламы – развитая индустрия, в которой осуществляется деятельность таких участников рекламного процесса: рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопотребителей.
3. Рекламодатель – это субъект рынка рекламы, который отвечает за создание спроса на рекламные услуги и исполняет функцию «заказчика рекламных услуг», а значит, является клиентом рекламоисполнителя.
4. Рекламоисполнитель – это субъект рынка рекламы, отвечающий за создание предложения на рекламные услуги и оказывает их по заказу рекламодателей.
5. Рекламораспространитель – это субъект рынка рекламы, который по заказу рекламодателя и рекламоисполнителя распространяет оплаченную рекламную информацию посредством рекламоносителей (радио, листовки, телевидение, интернет, баннеры и т. п.).
6. Потребитель рекламы – это субъект рынка рекламы, который получает рекламную информацию от рекламораспространителя посредством рекламоносителей.
Изучение классификации рекламы позволило установить, что в условиях насыщенности рынка потребительскими товарами и услугами существует множество видов рекламы, каждая из которых способна отвечать за оказание определенного эффекта, как на потенциальных, так и на реальных потребителей вне зависимости от времени, места и территории распространения рекламы.
Рассмотрение особенностей рекламы позволило установить, что методы стимулирования сбыта призваны вызвать в человеке немедленное желание совершить покупку и быстрее продвинуть товар или продукцию, тем самым, выступая катализатором ускорения продаж на пути нахождения товара от производителя к потребителю.
Изучение методики исследования рынка рекламы позволило установить, что одной из важнейших задач рекламных исследований является оценка эффективности использования бюджетов рекламы и степени достижения поставленных перед рекламой целей, а в качестве основных направлений используется исследование характеристик потребителей, анализ товара, изучение рынка, анализ медиа-каналов, контроль эффективности решений в сфере рекламы.
Исследование особенностей и проблем рынка рекламных услуг в Республике Беларусь позволили установить, что Республика Беларусь на рынке рекламных услуг выступает в качестве монополиста путём регулирования прессы и печати, что является негативным фактором развития не только рынка рекламы, но и рыночной экономики в целом. Схожие ограничения имеют и секторы наружной рекламы, так как без разрешения местных органов государственной власти невозможно размещение рекламы в местах массового скопления населения. В ходе исследования уровня развития рекламного рынка и влияния рекламы в различных источниках, установлено, что наилучшим средством размещения рекламы на данном этапе развития Республики Беларусь является телевидение, так как оно широко посещается людьми различных возрастов, именно поэтому, размещая рекламу, возможно добиться максимального эффекта воздействия на потребителя.
Оценка тенденций и перспективного развития рынка рекламных услуг в Республике Беларусь позволила установить, что рекламный рынок Республики Беларусь постепенно развивается. Позитивно развивающимся рынком является рынок Интернет-рекламы: баннерной и контекстной. В 2017 г. рынок баннерной рекламы в Республике Беларусь остался одним из самых стабильных и растущих рекламных рынков. На белорусском рынке Интернет-рекламы в 2017 г. активно размещаются российские рекламные площадки, так доля российских рекламных площадок в Республике Беларусь составила 32 %.
Для совершенствования рынка рекламных услуг в Республике Беларусь, рекомендуется принять следующие меры:
1. В целях улучшения результатов хозяйственной деятельности субъект хозяйствования должен обратиться либо к стороннему рекламному агентству, либо принять в штат маркетолога, который сможет проводить исследования рынка рекламы, устанавливать партнерские рекламные контакты и налаживать связи с общественностью;
2. В целях выбора стратегии улучшения деятельности, хозяйствующий субъект должен изучить качественные параметры продукции путём проведения лабораторных исследований, дегустаций, а затем прибегать к выбору той или иной стратегии.
Таким образом, внедрение мероприятий по совершенстованию рекламного рынка Республики Беларусь будет способствовать как повышению узнаваемости хозяйствующего субъекта, так и улучшить результаты деятельности.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. пособие / И. Л. Акулич. – 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высшэйшая школа, 2014. – 543 с.
2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. – Санкт-Петербург.: Питер, 2000. – 213 с.
3. Андреев, С. И. Принятие решений в маркетинговых ситуациях / С. И. Адреев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 28-36.
4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: учеб. пособие / И. Ансофф – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 329 с.
5. Афанасьев, М. П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы / М. П. Афанасьев – Москва: Издательский центр «Книга», 2011. – 304 с.
6. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. пособие / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – Санкт-Петербург; под. ред. Г. Л. Багиева. – Санкт-Петербург, 2007. – 736 с.
7. Байбардина, Т. Н. Торговая реклама непродовольственных товаров / Т. Н. Байбардина, О. А. Бурцева, Т. Л. Процко. – Гомель: Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2014. – 240 с.
8. Большаков, А. С. Менеджмент: учебное пособие / А.С. Большаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 160 с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. пособие / О. С Виханский, А. И. Наумов. – Москва: Гардарики, 2012. – 223 с.
10. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учеб. пособие / И. Н. Герчикова. – Москва: ЮНИТИ, 2011. – 486 с.
11. Голубков, Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры: учеб. пособие / Е. П. Голубков – Москва: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2012. – 261 с.
12. Инновационные технологии в промышленности – основа повышения качества, конкурентоспособности и безопасности потребительских товаров / Т. Н. Байбардина, Т. Л. Процко; под науч. ред. В. И. Криштафовича. – Москва: Канцлер, 2014. – 496 с.
13. Концепцию развития рекламного рынка Беларуси планируется утвердить до конца года [Электронный ресурс] / Белорусское телеграф. агентство. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/kontseptsiju-razvitija-reklamnogo-rynka-belarusi-planiruetsja-utverdit-do-kontsa-goda. – Дата доступа: 05.12.2018.
14. Морозова, Н. С. Этапы планирования рекламной кампании / Н. С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 6 – С. 33-41.
15. Медиарынок Беларуси по итогам 2017 года. Крупнейшие рекламодатели и портрет пользователя [Электронный ресурс] / Портал о маркетинге в Беларуси. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://marketing.by/mnenie/mediarynok-belarusi-po-itogam-2017-goda-krupneyshie-reklamodateli-i-portret-polzovatelya/. – Дата доступа:05.12.2018.
16. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 05.12.2018.
17. Океанова, З. К. Маркетинг: учебн. пособие / З. К. Океанова. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
18. Обзор рекламного рынка в Беларуси в 2016 году и прогнозы на 2017 г. [Электронный ресурс] / Портал о маркетинге в Беларуси. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/obzor-reklamnogo-rynka-belarusi-v-2016-godu-prognozy-na-2017-god/. – Дата доступа: 05.12.2018.
19. Полукаров, В. Л. Телевизионная радиовещательная реклама: учеб. пособие / В. Л. Полукаров. – Москва: Полипресс, 2010. – 124 с.
20. Развитие системы измерений аудитории белорусских телеканалов [Электронный ресурс] / Сайт сервисной компании в области мегаиндустрии ООО «АМГ-Консалт». – Минск, 2018. – Режим доступа: https://amg-consult.by/wp-content/uploads/2017/12/АМГ-Консалт-агентства-2018.pdf. – Дата доступа: 05.12.2018.Реклама по правилам [Электронный ресурс] / Бизнес-журнал «Дело». – Минск, 2018. – Режим доступа: http://delo.by/news/~shownews/reklama-po-pravilam. – Дата доступа: 05.12.2018.
21. Скрипнюк Д. Ф. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк; Отв. ред. Н. И. Диденко. – Москва: Юрайт, 2012. – 556 c.
22. Составили два рейтинга рекламных агентств в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Сайт белорусских исследований. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2017/12/08/v-belarusi-sostavili-dva-reytinga-reklamnyh-agentstv.html. – Дата доступа: 05.12.2018.
23. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Монография / Б.Е. Токарев. – Москва: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
24. Топ-30 сайтов по охвату в Беларуси [Электронный ресурс] / Портал о маркетинге в Беларуси. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://marketing.by/analitika/top-30-saytov-po-okhvatu-v-belarusi. – Дата доступа: 05.12.2018.
25. Третьяк, О. А. Маркетинг. Новые ориентиры. Модели управления: учеб. пособие / О. А. Третьяк. – Москва: Проспект, 2016. – 385 с.
26. Уткин, Э. А. Управление фирмой: учеб. пособие / Э. А. Уткин. – Москва: Акалис, 2011. – 516 с.
27. Хлусов, В. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / В. П. Хлусов – Москва: «Издательство ПРИОР», 2013. – 260 с.
28. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: учеб. пособие / В. Е. Хруцкий. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 436 с.
29. Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10.05.2007 г. № 225-З (с изм. и доп. от 17.06.2017 г. № 52-З) [Электронный ресурс] / Нац.-прав. Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:05.12.2018.