Введение
1. Бизнес-план как инструмент стратегического управления деятельностью организации
1.1. Сущность, функции и необходимость бизнес-плана
1.2. Основные типы бизнес-планов
1.3. Отечественный и зарубежный опыт бизнес-планирования
2. Оценка системы бизнес-планирования в организации на примере ОАО "СЛОНИМСКАЯ КПФ"
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Использование бизнес-планирования в организации
2.3. Оценка эффективности бизнес-планирования организации
3. Пути совершенствования бизнес-планирования ОАО "СЛОНИМСКАЯ КПФ"
3.1. Основные направления совершенствования бизнес-планирования
3.2. Эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию бизнес-планирования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений.
Бизнес-планирование позволяет определить наиболее перспективные пути реализации выработанной стратегии предприятия, оценить его финансовое положение и необходимость привлечения финансовых средств, соизмерить внутренний потенциал с потребностями рынка и сложившейся ситуацией.
Цель работы – изучение особенностей и методики разработки бизнес-плана.
Задачи работы:
1. Рассмотрение задач и особенностей составления бизнес-плана.
2. Изучение основных типов бизнес-плана.
3. Ознакомление с зарубежным опытом бизнес-планирования.
4. Оценка системы бизнес-планирования в организации.
5. Разработка путей совершенствования бизнес-планирования организации.
1. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность, функции и необходимость бизнес-плана
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В настоящее время в РБ бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "СЛОНИМСКАЯ КПФ"
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Слонимская камвольно-прядильная фабрика» создано в 1995 г. путем преобразования построенного в 1977 г. государственного предприятия «Cлонимская камвольно-прядильная фабрика». Изначально предприятие было специализированно на выпуске чистошерстяной трикотажной пряжи высоких, средних и низких номеров. Однако, в связи с изменением конъюнктуры рынка в странах СНГ, предприятие в настоящее время в основном выпускает трикотажную полушерстяную пряжу с вложением нитрона и льна, комбинированную пряжу с прикрутом вискозы, ватин полушерстяной нитепрошивной и др.
Предприятие относится к текстильной отрасли и входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».
Форма собственности - частная. Уставный фонд Общества на 01.01.2018 г. составляет 11298 млн. руб.
ОАО «Слонимская КПФ» в своем составе насчитывает 3594 акционеров, из которых 3591 – физические лица (в том числе: 1293 – работники предприятия; 1230 - бывшие работники и пенсионеры предприятия, 1068 – сторонние лица), а также три юридических лица (Мингоримущество, ООО «Осмос», ОАО СИФ «Славянский Союз»).
Распределение уставного фонда предприятия характеризуется следующими данными: государство - 72,5%, юридические лица - 10,1% физические лица - 17,4%.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО "СЛОНИМСКАЯ КПФ"
3.1. Основные направления совершенствования бизнес-планирования
С целью развития финансовой и хозяйственной деятельности ОАО "Слонимская КПФ" на базе финансового и бизнес-планирования необходимо, в первую очередь, обеспечить решение следующих задач.
• модернизировать техническую базу производства посредством установки современного высокопроизводительного импортного оборудования для производства конкурентоспособной продукции (фиксированная и полукамвольная пряжа);
• развивать производство высококачественной конкурентоспособной камвольной пряжи для трикотажного и ткацкого производств, поддерживать имидж предприятия как лидера в производстве полушерстяной пряжи в Республике Беларусь;
• оптимизировать вложение шерстяного волокна на основе дифференцированного подбора сырья под выпускаемый ассортимент продукции, совершенствования технологии производства и ввода текстильно-вспомогательных веществ по технологическим переходам;
• восстановить утраченные позиции предприятия на внутреннем и внешних рынках камвольной шерстяной пряжи для трикотажной промышленности и сохранить устойчивость на внутреннем и внешнем рынках за счет низкой цены и высокого уровня качества, а также создания и развития собственной товаропроводящей сети;
• увеличить занимаемую долю в сегментах рынков продаж трикотажной пряжи – на Украине, в Кыргызстане, в северных регионах России, Молдове, на Юге, Юго-западе России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследования автором работы были сделаны следующие выводы:
1. Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.
2. В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период
3. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной организации финансов предприятий: плановости; финансового соотношения сроков; взаимозависимости финансовых показателей; гибкости (маневрирования); минимизации финансовых издержек; рациональности; финансовой устойчивости.
1. Альин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А. И. Ильин.- Мн.: Новое знание, 2016. – 5-е изд., стереотип.- 635с.
2. Амосов А. Эволюция планирования // Экономист. – 2016. - №12.-С.21-23.
3. Борисевич Н. Управление финансовыми потоками и прогнозирование финансовых показателей на промышленном предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. - №12. –С.12-14.
4. Бука Л.Н. Совершенствование анализа рентабельности продукции // Бухгалтерский учет и анализ. – 2017. - №12. –С.34-38.
5. Бутеня В. Влияние распределения прибыли на развитие предприятия: (РБ) // Финансы, учет, аудит. – 2017. - №12. –С.28-32.
6. Бухалков М. Планирование производства и реализации продукции // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. - №7. –С.20-24.
7. Быков А.А. Использование критерия продуктивности для оценки антикризисной устойчивости белорусских предприятий // Белорусский экономический журнал. – 2016. - №2. –С.5-8.
8. Вечерка Г., Каштанова Е. Финансовое состояние предприятия – индикатор эффективности производства // Бел. банк. бюлл. – 2014. - №11. –С.34-36.
9. Владыко А. Приступая к разработке бизнес-плана // Финансы, учет, аудит. – 2017. - №9. –С.11-13.
10. Енин Ю. Улучшение использования оборотных средств – фактор повышения эффективности производства // Финансы, учет, аудит. - 2016. - №9. –С.45-46.
11. Жукова Т.В. Комплексная оценка финансового состояния предприятия как этап бизнес-планирования // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. - №1. –С.8-12.
12. Журавлев В.А. Анализ финансовых показателей работы отраслей народного хозяйства // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2016. - №6. –С.5-10.
13. Королев Д.Г. Финансовое планирование на промышленном предприятии в переходной экономике // Вестник БГЭУ. – 2016. - №3. –С.22-25.
14. Коротаев С.Л. Планирование, учет и анализ деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2017. - №4. –С.13-16.
15. Леонов М. Эффективная работа предприятия – условие стабильности экономики страны: (РБ) // Организация и управление . – 2017. - №3. –С.32-34.
16. Лешко В. Бизнес-план, его сущность и структура // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. - №12. –С.15-19.
17. Лихутко К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // Вопросы экономики.- 2017. - №1. –С.33-39.
18. Макаревич Е.Е. Система показателей и методики оценки эффективности внешней торговли // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. - №9. –С.42-45.
19. Матеров И. Задачи регулирования экономики и опыт планирования // Экономист. – 2015. - №12. –С.10-15.
20. Михайлова Н.И. Прибыль предприятия и ее планирование. Факторы максимизации прибыли // Планово-экономический отдел. – 2017. - №2. –С.14-15.
21. Никитенко П. Конкурентоспособность – важнейший индикатор эффективности производства // Финансы, учет, аудит. - 2017. - №3. –С.52-53.
22. Олизаревич Ю.С. Бизнес-планирование – дань моде или потребность времени? // Экономика. Финансы. Управление. – 2016. - №1. –С.33-39.
23. Предпринимательская ответственность и эффективность функционирования предприятия.// Мировая экономика и международные отношения. -2015. - №4. –С.23-28.
24. Пузанкевич О. Финансовое планирование и контроль за движением денежных средств // Финансы, учет, аудит. - 2015. - №7-8. –С.18-24.
25. Сидоров М. Взаимосвязь эффективности и пропорциональности в народохозяйственном планировании // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. - №1. –С.41-43.
26. Скамай Л. Ключ к бизнес-успеху: методические рекомендации по внедрению финансового планирования в предпринимательскую деятельность // РИСК. – 2017. - №5-6. –С.28-34.
27. Турецкий Б. Планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2015. - №1. –С.32-38.
28. Цацура С. Бизнес-план текущего развития предприятия: дань моде или необходимость? // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. - №12. –С.44-45.
29. Черничкин Ю. О бизнес-планировании в РБ // Директор. – 2015. - №1. –С.6-12.
30. Чернобривец А.С. Анализ показателей рентабельности предприятия?// Экономика. Финансы. Управление. – 2017. - №2. –с.12-14.
31. Шарай Е.А. Экономика эффективности // Организация и управление . – 2016. - №4. –С.43-44.
32. Шафронов А. Новый подход к эффективности производства // Экономист. - 2015. - №4. –С.52-53.
33. Шилович А. Оптимизация товарного ассортимента как отправная точка бизнес-планирования // Планово-экономический отдел. – 2015. - №5. –С.15-21.
34. Шиманские Л.А. Роль руководителя в повышении эффективности предприятия // Белорусский экономический журнал. – 2016. - №4. –С.32-34.
35. Экономическая эффективность предприятия: теория и практика // Планово-экономический отдел. – 2015 . - №4. –С.39-43.
36. Якимов А.И., Альховик С.А. Методика оценки индексикации амортизационных отчислений в учетной политике предприятий. // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. - №9. –С.46-49.