Введение
1 Теоретические основы закупочной деятельности на предприятии
1.1 Система закупок, ее задачи и функции. Место логистики в закупках
1.2 Методы закупочной политики и этапы процесса закупок в организации
2 Анализ закупочной деятельности организации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Управление закупками в организации
3 Разработка путей совершенствования системы закупок организации
3.1 Направления совершенствования системы закупок организации
3.2 Эффект от внедрения предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современное производство - это сложный процесс, который работает с постоянным и своевременным предоставлением средств производства (сырья, материалов, топлива, электроэнергии и тепла, машин и оборудования), необходимых для производства продукции, оказания услуг или выполнения других работ.
На основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей для потенциальных партнеров, информации о ценовых движениях компания организует логистику собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.
В условиях рынка важны закупка наиболее экономичных видов сырья и материалов, ресурсосберегающего оборудования, сохранение материальных ценностей и вовлечение в обращение промышленных отходов и переработанных материалов. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает взаимосвязь между спросом и предложением, типами и уровнем рыночных цен, размером наценки на услуги, предоставляемые организациями по сбыту и маркетингу.
Для бесперебойного функционирования производства требуется отлаженная материально-техническая поддержка, которая на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Основной задачей органов снабжения компании является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей полноты и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной заготовки сырья, материалов и полуфабрикатов является актуальной.
Таким образом, можно отметить, что закупочная логистика является отправной точкой в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает материально-техническую поддержку предприятия материальными ресурсами для формирования своевременного и оптимального материального потока в логистической системе предприятия. Ключом к эффективной организации закупочной логистики на предприятии является организация эффективного материально-технического обеспечения производства на предприятии. Именно поэтому изучение организации логистики производства является важной темой для исследований.
Объект исследования – закупочная деятельность ОАО «Милкавита».
Предмет исследования – организация закупочной логистики на предприятии.
Цель работы – разработать направления совершенствования управления закупочной деятельностью на ОАО «Милкавита».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
- изучить теоретические основы закупочной деятельности на предприятии;
- проанализировать закупочную деятельность организации;
- разработать пути совершенствования системы закупок организации.
1 Теоретические основы закупочной деятельности на предприятии
1.1 Система закупок, ее задачи и функции. Место логистики в закупках
В цепочке поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, увеличивает их стоимость и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы движутся все дальше и дальше по цепочке поставок, и каждая покупка становится своего рода стимулом для продолжения этого движения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движении по цепочке поставок.
Закупочная логистика - это деятельность по управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Он организует все виды деятельности, связанные с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупка, доставка, приемка, временное хранение материальных ресурсов и т. д.
Закупки - это функция, которая отвечает за приобретение всех материалов, необходимых организации. Общая цель закупочной логистики состоит в том, чтобы создать надежную поставку материалов для организации с максимально возможной экономической эффективностью, основой которой является поиск и покупка необходимых материалов требуемого качества по минимальным ценам.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производственных потребностей в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Общая цель логистики закупок разделена на следующие частные цели:
- создание надежного и непрерывного материального потока на предприятии;
- тесное взаимодействие с отделами с использованием этих материалов, развитие отношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений;
- закупка необходимых материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставлены вовремя и там, где это необходимо, а также удовлетворяют другим требованиям;
-обеспечение хорошей цены и сроков доставки;
- создание и поддержание обязательных резервов, соблюдение надлежащих фондовых политик и т.д.;
- быстрое перемещение материалов по цепочке поставок, при необходимости переадресация поставок, постоянный мониторинг текущих условий, включая ожидаемое повышение цен, дефицит, разработку новых продуктов и т. д.
Достижение этих целей зависит от решения ряда задач.
2 Анализ закупочной деятельности организации
2.1 Краткая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Молочные продукты» было создано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 29.07.94 г. № 262 путем преобразования государственного унитарного предприятия «Гомельский молочный комбинат» и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Решению Гомельского облисполкома от 24.05.2000г. за № 400068171.
В январе 2003 г. была осуществлена реорганизация ОАО «Молочные продукты» путем присоединения к нему ОАО «Добрушский маслозавод» и
ОАО «Лоевский молочный завод».
В целях совершенствования организационной структуры организации, а также создания мощной производственной базы со стабильной сырьевой зоной в апреле 2011 года к ОАО «Молочные продукты» присоединены
ЧУП «Полесские сыры» и ЧУП «Речица молоко» производственными участками.
9 января 2014 года ОАО «Молочные продукты» переименовано в ОАО «Милкавита».
Организация выпускает более 120 наименований продукции: молоко (пастеризованное, ультра пастеризованное, стерилизованное), кисломолочную продукцию, сметану, творог и творожные изделия, глазированные сырки, десерты, детское питание, сыры (плавленые и сычужные), масло сладко сливочное, спреды, сухое обезжиренное молоко, сухой молочный продукт и др.
Главные цели и задачи перспективного стратегического развития предприятия ОАО «Милкавита»:
- дальнейшее наращивание объемов производства и ассортимента молочной продукции;
- проведение технического перевооружения и увеличение загрузки производственных мощностей;
- улучшение товарного вида и качества упаковки продукции;
- продление срока годности продукции;
- освоение новых рынков сбыта молочной продукции;
- целенаправленная и постоянная работа по сокращению энергозатрат и других издержек производства;
- улучшение санитарно-гигиенических условий производства;
- развитие и совершенствование работы службы маркетинга;
- обеспечение рентабельности предприятия.
Основными потребителями продукции ОАО «Милкавита» являются торговые предприятия города Гомеля. ОАО «Милкавита» обеспечивает 45-52 % потребности города в цельномолочной продукции. Немаловажную роль в реализации производимой продукции играет фирменная торговля предприятия.
3 Разработка путей совершенствования системы закупок организации
3.1 Направления совершенствования системы закупок организации
Как показал проведенный анализ, для ОАО «Милкавита» в целях совершенствования закупок необходимо снижать себестоимость потребляемых сырья и материалов, а также оптимизировать работы с иностранными поставщиками, чтобы снизить уровень потребления импортного сырья. Поэтому для ОАО «Милкавита» в целях совершенствования системы управления закупочной деятельностью рассмотрим оптимизацию работы с поставщиками путем внедрения логистического подхода к формированию системы отбора поставщиков.
Такое сырье, как молоко, на ОАО «Милкавита» поставляется на условиях долгосрочных отношений с проверенными поставщиками, сотрудничество с которыми позволяет достигать долгосрочного взаимовыгодного эффекта как для предприятия, так и для поставщика. Однако, на ОАО «Милкавита» используется целый ряд сырья, по которому можно оптимизировать выбор поставщиков. Возможность такой оптимизации обусловлена наличием в стране и в странах-импортерах от пяти и более поставщиков, условия поставок которых постоянно меняются, что требует постоянной работы по проведению анализа их условий и выбора наиболее оптимального поставщика. Основными видами такого сырья являются молоко; сахар; молоко сухое.
Предлагается внедрить систему оценки поставщиков, которая будет производиться по следующим критериям:
- цена, у.е.;
- качество (% годной (не бракованной) продукции), %;
- удаленность, км;
- условия платежа (100% предоплата, частичная предоплата, оплата при получении, отсрочка платежа);
- срок поставки, дней;
- сбой поставки, %;
- ассортимент (полностью или частично удовлетворяет требуемый номенклатурный ряд касательно конкретной позиции сырья);
- предоставление скидки;
- транспортные расходы, у.е.
Найдем удельный вес каждого критерия, для чего составляется таблица, в которую будут внесены коэффициенты относительной важности одного критерия по сравнению с другим. Этот коэффициент определяется по шкале: 1 – равная важность критериев; 2 – умеренное превосходство одного над другим; 3 – существенное превосходство; 4 – значительное превосходство; 5 – очень сильное превосходство.
Заключение
Закупочная логистика выступает стартовым звеном в обеспечении производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает материально-техническое обеспечение предприятия материальными ресурсами для формирования своевременного и оптимального материального потока в логистической системе предприятия. Залогом эффективной организации закупочной логистики на предприятии является организация эффективного материально-технического обеспечения производства на предприятии.
Организация материально-технического обеспечения производства предприятия материальными ресурсами предполагает организацию эффективного снабжения путем обеспечения развития на предприятии закупочной логистики. Для организации бесперебойного материально-технического обеспечения предприятия используют выработанные подходы к выбору наиболее подходящих и стабильных поставщиков, собственное складское хозяйство и создают определенные запасы, что в конечном итоге позволят выстроить на предприятии наиболее эффективную систему материально-технического обеспечения производства. Все эти функции должно, как правило, выполнять одно обособленное структурное подразделение, организацию работы которого рассмотрим далее.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.
В анализируемом периоде на предприятии происходило снижение объемов выпуска продукции и опережающий рост затрат на производство и реализацию продукции, что повлекло снижение рентабельности деятельности и продукции предприятия. На ОАО «Милкавита» снизились показатели фондоотдачи (при одновременном росте среднегодовой стоимости основных средств по предприятию) и производительности труда (при ежегодном опережающем увеличении размера среднемесячной заработной платы на предприятии), что свидетельствовало о неэффективном использовании основных средств и трудовых ресурсов предприятия.
На ОАО «Милкавита» выросла численность работников (на 7 человек за два года), что на фоне замедления объемов выпуска продукции свидетельствовало о снижении рациональности и эффективности управления персоналом на предприятии.
Работа с поставщиками на ОАО «Милкавита» строится на договорной основе, а материально-техническое снабжение осуществляется по принципу текущей потребности и с учетом планов и прогнозов выпуска и производства продукции предприятием.
1 Афанасенко, И.Д. Экономическая логистика : : для магистров и специалистов : для экономических специальностей всех форм обучения / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. –СПб. [и др.] : Питер, 2013. –428 с.
2 Афанасенко, И.Д. Логистика снабжения: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. –СПб. [и др.] : Питер, 2016. –384 с.
3 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
4 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
5 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
6 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
7 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
8 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Москва, 2008. – 211 с.
9 Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
10 Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
11 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
12 Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Москва: Вышэйшая школа, 2011. – 507 c.
13 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
14 Миротин, Л.Б. Основы логистики: учебник. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, С.А. Ширяев и др. – 3-е издание. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 c.
15 Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 c.
16 Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php.
17 Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 c.
18 Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
19 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
20 Управление запасами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru/students/logistics/Logistics03.doc