Руководство предприятий испытывает потребность в достоверной информации о различных критериях и параметрах ведения рабочего процесса в целях поддержки принятия решений. От этого зависит качество управления предприятием, возможность эффективного планирования рабочей деятельности, достижение максимальных результатов. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Системы, предоставляющие такие возможности, называются Системами Поддержки Принятия Решений (СППР).
Они с успехом применяются в самых разных отраслях: телекоммуникациях, финансовой сфере, торговле, промышленности, медицине и многих других.
СППР состоят из двух компонент: хранилища данных и аналитических средств. Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структурах, оптимизированных для выполнения аналитических операций. Аналитические средства позволяют конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в области информационных технологий, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметной области. Для пользователей различной квалификации, СППР располагают различными типами интерфейсов доступа к своим сервисам.
Для повышения эффективности работы крупных предприятий создание системы поддержки принятия решений (СППР) в сфере учета студентов в ВУЗах является актуальной задачей на сегодняшний день.
Цель курсовой работы заключается в разработке системы поддержки принятия решений на основе хранилища данных в предметной области «Учет заказов на предприятии».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Хранилище данных (англ. Data Warehouse) – предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации (Рисунок 1.1). Строится на базе систем управления базами данных и систем поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, как правило, доступны только для чтения.
В отличие от оперативных баз данных, хранилища данных проектируются таким образом, чтобы время выполнения запросов на выборку данных было минимальным. Обычно данные копируются в хранилище из оперативных баз данных согласно определенному расписанию (раз в день, раз в месяц, раз в квартал).
Типичная структура хранилища данных существенно отличается от структуры обычной реляционной БД. Как правило, эта структура денормализована (это позволяет повысить скорость выполнения запросов), поэтому может допускать избыточность данных.
Логически структуру хранилища данных можно представить как многомерную базу данных, которая представляет собой так называемый OLAP-куб (Рисунок 1.2). OLAP-куб имеет несколько измерений, которые можно считать осями координат (если таких измерений три, то тогда уместна геометрическая интерпретация в виде куба, на практике обычно бывает более трех измерений, которые не отобразить никакой геометрической фигурой). На пересечении осей располагаются показатели (один или несколько – как получится), они и являются предметом многомерного анализа.
Для разработки информационной системы принимают участие две стороны. Первая отвечает за постановку задачи, которая представляет интересы потенциального пользователя, а вторая это разработчик-программист или же специалист по компьютерной технике, который выдает результат – программное средство. Для решения простых задач прогрессивные программные средства совокупного предназначения время от времени позволяют хорошо подготовленному пользователю скооперировать эти две стороны в одном лице.
Создание автоматизированной системы, которая будет производить автоматизацию в предметной области «Учет заказов на предприятии» – это основная задача курсовой работы, исследовав специфику данной работы, были определены средства разработки и выявлены действия, которые разрабатываемая система должна автоматизировать.
Программа должна иметь стандартный функционал, исходя из своей предметной области. Поэтому в программе должна присутствовать следующая информация:
- список клиентов;
- список договоров;
- список сотрудников;
- список заказов.
Цели создания автоматизированной системы заключается в хранение данных в структурированной форме для удобства ведения документации и обеспечения безопасности информации, что поможет обеспечить:
- создание единой информационной системы на базе локальной сети учебного заведения, позволяющей надёжно передавать информацию между структурными подразделениями предприятия;
- создание единых форм отчетности;
- разработка системы прав доступа к информации;
- возможность контроля количества поступающих заказов.
Руководства предприятий испытывают потребность в качественной и эффективной обработке данных о заказах на предприятии. От этого зависит качество управления предприятием, возможность эффективного планирования дальнейшей рабочей деятельности. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих и исторических данных. Система поддержки принятия решений (СППР) предоставляют руководству такие возможности.
В результате выполнения курсового работы были выполнены следующие задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме курсовой работы;
- сформулировать основные понятия, касающиеся темы курсовой работы;
- спроектировать хранилище данных;
- создать хранилище данных под управление Microsoft SQL Server;
- реализовать и развернуть OLAP-клиент для доступа к хранилищу данных.
Достигнута поставленная цель в разработке системы поддержки принятия решений на основе хранилища данных в предметной области «Учет заказов на предприятии», которая служит для повышения эффективности работы в области организации учета заказов на предприятии.
В среде Microsoft Visual Studio реализовано приложение, которое предоставляет возможность пользователю решать множество традиционно сложных задач по организации эффективной работы в предметной области «Учет заказов на предприятии».
СКРИНШОТЫ РАБОТЫ



1. Антонов, А.В. Системный анализ. Учеб.для вузов. – М.: Высшая школа, 2006. – 454 с.
2. Барсегян, А.А. Методы и модели анализа данных: OLAP и DataMining – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 336 с.
3. Бергер,А.И. Microsoft SQL Server 2005 Analysis Services. OLAP и многомерный анализ данных. – СПб.: BHV, 2007–241 c.
4. Волкова, В.Н. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа,2004. – 616 с.
5. Гаврилова, Т.Н. Базы знаний интеллектуальных систем. — СПб.: Питер, 2000. – 209 с.
6. Кулик,С.Д.Элементы теории принятия решений (критерии и задачи).–Мн.: Харвест, 2003 – 384 с.
7. Спирли, Э. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка и реализация. — Вильямс,2004. – 400 с.
8. Черняховская, Л.Р.Методология систем и принятие решений. – М.: Наука, 2007. – 271 с.
Федоров, А.B. Введение в OLAP. –КомпьютерПресс №4,5, 2001.–75 с.