Введение
1 Роль стратегии инновационного развития и формирования современных экономических отношений в организации
1.1 Инновации, их роль и место в стратегии инновационного развитии организации
1.2 Подходы к оценке эффекта при внедрении инноваций и его отражение в стратегии инновационного развития организации
2 Оценка процесса формирования и реализации инновационной стратегии деятельности ОАО «Речицкий метизный завод»
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Речицкий метизный завод»
2.2 Анализ стратегии инновационного развития и её основных показателей в ОАО «Речицкий метизный завод»
2.3 Оценка эффективности реализуемых мероприятий стратегии инновационного развития ОАО «Речицкий метизный завод»
3 Мероприятия по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Речицкий метизный завод» и оценка ее ожидаемой результативности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Состояние инновационной деятельности в любой стране выступает одним из ключевых индикаторов развития общества и ее экономики. В нынешнее время инновационная политика в развитых государствах выступает составным элементом государственной социально-экономической политики. Она способствует разрешению задач по перестройке экономики, беспрерывного обновления технической базы производства, производства конкурентоспособной продукции, иными словами, целенаправленна на создание благоприятного экономического климата для реализации инновационных процессов и выступает связующим звеном между областью «чистой» науки и задачами производства.
Учитывая актуальность инноваций для достижения социально-экономических целей, вопросы активизации инновационной и инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов Республики Беларуси.
Практика хозяйствования свидетельствует о том, что потенциальные возможности экономического роста и конкурентоспособности, предоставляемые инновационной деятельностью, задействуются далеко не полностью. Решающим условием эффективного разрешения проблематики инновационной активности субъектов хозяйствования в системе рыночных отношений становится задействование инструментов современного маркетинга. Но интеграция маркетингового и инновационного подходов еще не приобрела должного уровня реализации при осуществлении инновационного процесса на субъектах хозяйствования, в отраслях и регионах, что требует, со своей стороны, проведения необходимых теоретических и практических разработок.
Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.
Инновационная стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.
С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.
1 РОЛЬ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Инновации, их роль и место в стратегии инновационного развитии организации
Необходимо заметить, что в нынешнее время фактически не имеется общепринятой терминологии в сфере инновационной деятельности.
Под инновациями понимается конечный результат внедрения для изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического либо иного вида эффекта. Неправомерным является включение в понятие «инновация» разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Подобные этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества либо инновации (или к процессу создания нововведения) [13, c. 20].
Новшество, которое задействовано в тенденции, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество получает новые качества и становится инновацией.
Новшество выражается как некая новизна и является близким к понятию «изобретение»; конкретный результат разработки новой научной идеи, который имеет форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции, которая отличается от применяемой ранее качественными характеристиками, которые позволяют увеличить эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической либо другой документации, т.е. в виде сведений, которые описывают технологические, организационные, управленческие и иные процессы и явления нематериального характера, если она способна эффективно воздействовать на конечные результаты материального производства) [14, c. 36].
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей [19, c.44].
2 ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЕЧИЦКИЙ МЕТИЗНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ОАО «Речицкий метизный завод»
Открытое акционерное общество «Речицкий метизный завод» основано в 1912 году. С 2012 года входит в состав холдинга «Белорусская металлургическая компания».
Сегодня завод предлагает потребителям более 1400 наименований продукции различных типов и размеров: строительные, машинные, специальные гвозди (проколотые, резьбовые, квадратные, обойные, кровельные, отделочные, паллетные, литьевые, шиферные, отделочные, упаковочные, рифленые и т. Д. .); винты (специальные, термостойкие); шурупы (стандартные, специальные, самосверлящие и самонарезающие); болты (с полукруглой, шестигранной или потайной головкой); гайки (шестигранные, обратный клапан и обратный клапан демпфера); заклепки (каблучные, к сегментным пилам, с полукруглой или потайной головкой); шплинты; шпильки; оси специальные; проволока общего назначения, сварочная, для армирования железобетона и для холодной высадки; горячеоцинкованные водогазопроводные и электросварные трубы.
Производство продукции выполняется с учетом требований мировых стандартов. Сертифицированы система менеджмента качества производства метизных изделий на соответствие требованиям СТБ ISO 9001–2009, а также система управления охраной труда и окружающей средой на соответствие требованиям СТБ 18001–2009 и СТБ 14001–2005 (приложение А). Производимая продукция имеет белорусские и международные сертификаты соответствия.
ОАО «Речицкий метизный завод» – экспортно-ориентированная организация. На сегодняшний день завод занимает достаточно прочные позиции на рынках ряда европейских стран.
«Metiznyplant» в Европе – бренд. Товарный знак «Metiznyplant» завоевал заслуженную репутацию в странах ближнего и дальнего зарубежья и прошел регистрацию в странах Бенилюкс, Германии, Франции, Италии, Австрии, Чехии, Польше, Молдове и Российской Федерации, куда отправляется более 80% изделий производимой продукции. Организация полностью может закрыть потребность белорусского рынка в метизах и для этого достаточно 10-20% от общего объема производства. Поэтому большое внимание уделяется поиску новых возможностей для расширения географии поставок.
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОАО «РЕЧИЦКИЙ МЕТИЗНЫЙ ЗАВОД» И ОЦЕНКА ЕЕ ОЖИДАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Одним из их современных методов, позволяющих практически реализовать принцип двойного управления, является бюджетирование, или, скорее, подход к рассмотрению предприятия как совокупности центров ответственности, реализуемый в рамках этой экономической системы. Центр ответственности — это структурная единица (или совокупность структурных единиц), наделенная необходимыми ресурсами, осуществляющая хозяйственную или иную деятельность, возглавляемую конкретным лицом, которое принимает управленческие решения и несет за них ответственность. В связи с этим структурные подразделения, в которых сосредоточена инновационная деятельность, могут рассматриваться как центр инноваций.
Инновационная деятельность – сравнительно новое понятие как в научно-теоретической области, так и в практике хозяйствования и предпринимательства в Республике Беларусь.
Однако значение инновационной деятельности для экономики предприятия определяется следующими моментами:
- является фактором конкурентоспособности продукции; обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов;
- повышает степень адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней среды;
- расширяет возможности предприятия по выходу на внешние рынки продукции;
- создает предпосылки для долгосрочной стабильности.
Реализация обозначенных возможностей предполагает создание эффективных систем управления инновационной деятельностью предприятия.
На сегодняшний день в Республике Беларусь развитие бизнеса сопровождается рядом типовых трудностей, среди которых можно выделить отсутствие взаимосвязи между стратегией компании и инвестиционной политикой, недостаточную проработку стандартов инвестиционного планирования, субъективизм при отборе инвестиционных проектов в программу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Речицкий метизный завод» – экспортно-ориентированная организация. На сегодняшний день завод занимает достаточно прочные позиции на рынках ряда европейских стран.
Эффективность хозяйственной деятельности ОАО «Речицкий метизный завод» в 2018 году увеличилась по сравнению с 2016-2017 годами. На это указывает рост объема производства продукции и выручки от реализации продукции и означает увеличение деловой активности организации.
Рентабельность реализации в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 5,54%, а по сравнению с 2017 годом – на 2,77%; рентабельность продаж в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 4,75%, а по сравнению с 2017 годом – на 2,32%. Это означает, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом было получено на 4,75 рублей прибыли от реализации продукции больше со 100 рублей выручки от реализации продукции больше, чем в 2016 году, а по сравнению с 2017 годом – на 2,32 рубля больше.
На инновации затрачивается очень маленькое количество средств. В 2018 году объем затрат на инновации сократился на 54,5 % или на 24 тыс. р. В результате, данных средств недостаточно для полноценной инновационной деятельности.
ОАО «Речицкий метизный завод» использует в качестве источников финансирования инновационных проектов в основном один источник – собственные средства – 100 %;
Необходимо отметить в 2017 году увеличение финансирования инновационной деятельности, которое в основном связано с высоким физическим износом оборудования предприятия, а также большим удельным весом ручного труда в общем объеме работ.
1 Архипова, М.Ю. Исследование характера связи инновационной и экспортной активности российских предприятий / М.Ю. Архипова. – М.: Синергия, 2014. – 472 c.
2 Базилевич, А.И. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): практикум. Гриф УМО ВУЗов России / А.И. Базилевич. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2016. – 393 c.
3 Бизнес и инновации: [перевод с английского] / Питер Ф. Друкер. – Москва: Вильямс, 2015. – 423 с.
4 Бовин, А. А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. – М. : Омега-Л, 2014. – 416 с.
5 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6 Жариков, В.В. Управление инновационными процессами : учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2015. – 180 с.
7 Жаркова, Н.Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятий текстильного и швейного производства: Монография / Н.Н. Жаркова. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 360 c.
8 Имайкина, О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей / И.О. Имайкина // Общественные науки. Экономика. – №3(31). – 2015. – С. 211-223.
9 Инновации: учеб. пособие для вузов / А.В. Барышева, С.Н. Галдицкая [и др.] под ред. А.В. Барышевой. – М.: Дашков и К, 2007. – 382 с.
10 Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий). Практикум: моногр. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 240 c.
11 Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учебное пособие / [В. М. Аньшин и др.]. – Москва: Дело, 2017. – 583 с.
12 Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Гугелев. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 335 с.
13 Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. – Москва: Инфра-М, 2015. – 367 с
14 Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – Москва: Высшее образование, 2017. – 504 с
15 Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации" / В. Г. Медынский. – Москва: Инфра–М, 2016. – 293 с.
16 Инновационный менеджмент: учебник по экономическим и техническим специальностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов. – Санкт–Петербург: Питер Пресс, 2017. – 447 с.
17 Инновационный менеджмент: учебник по экономическим и техническим специальностям / Р. А. Фатхутдинов. – Санкт–Петербург: Питер Пресс, 2016. – 442 с.
18 Инновационный менеджмент: учебное пособие / [К. В. Балдин и др.]. – Москва: Академия, 2017. – 362 с.
19 Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. – Москва: КноРус, 2015. – 415 c.
20 Инновационный менеджмент: учебное пособие / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 364 с
21 Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 442 с.
22 Инновационный менеджмент: учебное пособие / И. П. Потехин, О. Д. Головина. – Ижевск: УГУ, 2015. – 363 с.
23 Инновационный менеджмент: учебное пособие: для высших учебных заведений / В. С. Балабанов, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. – Москва: Наука и образование, 2016. – 245 с.
24 Инновационный менеджмент: учебно–методический комплекс / В. А. Вишняков, В. И. Гончаров. – Минск: Издательство МИУ, 2015. – 239 с.
25 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В. А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90–94.
26 Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. – М. : Экзамен, 2011. – 576 с.
27 Кулаков, Н.Ю. Инновационный потенциал строительных предприятий: формирование и использование в процессе инновационного развития / Ю.Н. Кулаков. – М.: АСВ, 2017. – 803 c.
28 Макаренко, О. Бенчмаркинг инновационного потенциала промышленного предприятия / Олеся Макаренко. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 116 c.
29 Малое инновационное предпринимательство: учебное пособие / С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт. – Москва: Проспект, 2016. – 536 с
30 Наумов, А.Ф. Инновационная деятельность предприятия: Учебник. Гриф МО РФ: моногр. / А.Ф. Наумов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 290 c.
31 Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: учебник / М. В. Радиевский. – Москва: Инфра-М, 2015. – 376 c.
32 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учеб. пособие / П.Н. Завлина [и др.]. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2010. – 632 с.
33 Пилипенко, А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста / А.В. Пилипенко. - М.: Маркет ДС, 2014. - 432 c.
34 Плотников, Д.А. Инвестирование инновационной деятельности наукоемких высокотехнологичных предприятий. Монография / Д.А. Плотников. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 319 c.
35 Самсонов, А. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности: монография / Алексей Самсонов. - М.: КноРус медиа, 2017. - 485 c.
36 Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 366 с.
37 Управление инновационными проектами: учебное пособие / [В. Л. Попов и др.]. – Москва: Инфра-М, 2016. – 334 с.
38 Управление инновациями в организациях: учебное пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. – Москва: Омега-Л, 2015. – 415 с.
39 Управление инновациями: учебное пособие / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – Москва: Юрайт, 2015. – 711 с.
40 Управление инновациями: учебное пособие / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – Москва: Юрайт, 2015. – 711 с.
41Управление рисками в инновационной деятельности: учебное пособие / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 350 c.
42 Хрусталев, Б.Б. Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями / ред. В.Д. Дорофеев, Б.Б. Хрусталев, Г.В. Семенова, и др. - М.: Пенза: Приволжский дом знаний, 2016. - 260 c.
43 Экономика и управление инновациями: учебно-методический комплекс / В. И. Кудашов, Е. В. Иванова, Т. Г. Машковская. – Минск: Издательство МИУ, 2016. – 239 с.
44 Экономика инноваций: учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М. : Вузовский учеб., 2009. – 416 с.