Введение
Глава 1 Теоретические основы маркетинговых исследований
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований
1.2 Содержание и направления рыночных исследований
1.3 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований
Глава 2 Маркетинговые исследования в ОАО «Могилевский мясокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский мясокомбинат»
2.2 Анализ маркетинговых исследований в ОАО «Могилевский мясокомбинат»
Глава 3 Пути совершенствования проведения маркетинговых исследований в ОАО «Могилевский мясокомбинат»
3.1 Мероприятия по совершенствованию проведения маркетинговых исследований
3.2 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
В последние годы, в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения, использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является необходимым условием их успешного функционирования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях обострения конкуренции использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является необходимым условием их успешного функционирования.
Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивую, конкурентную позицию субъекта системы маркетинга на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. С этой точки зрения маркетинговая деятельность включает в себя проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются для повышения продуктивности компании и эффективности удовлетворения потребностей конечного пользователя или клиента.
Маркетинговые исследования и их результаты способствуют эффективной адаптации производственной или посреднической деятельности и ее потенциала к рыночным условиям и требованиям конечного пользователя.
Основной целью маркетингового исследования является формирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, что обеспечило бы количество и качество транзакций товаров и услуг, требуемых рынком, требованиям основных факторов окружающей среды и потребителя.
Потребность в маркетинговых исследованиях, как показывает история их развития, связана с активным процессом расширения производства и появлением новых технологий во всех областях производства и обращения товаров и услуг, информатизации производства и дистрибуции продукции, рост социальных и культурных потребностей потребителей, с развитием маркетинга как философии и инструментов предпринимательства.
Предмет исследования в представленной работе – маркетинговые исследования организации.
Объект исследования – ОАО «Могилевский мясокомбинат».
Цель работы – разработать предложения по совершенствованию процесса маркетинговых исследований ОАО «Могилевский мясокомбинат».
Глава 1 Теоретические основы маркетинговых исследований.
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований.
Маркетинг представляет собой сложный, иерархически структурированный процесс, который разворачивается последовательно во времени, в котором исследования занимают важное место [1, с. 32].
Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга, внешней и внутренней среды предприятия.
Маркетинговые исследования – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и информации, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой столкнулось предприятие. Маркетинговое исследование также может быть определено как систематический сбор, регистрация и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам с целью повышения качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Существует ряд аналогичных и других определений маркетингового исследования.
Основные цели маркетингового исследования [3, c. 54]:
уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений;
следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальные цели маркетингового исследования – это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов, и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует. Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
Глава 2 Маркетинговые исследования в ОАО «Могилевский мясокомбинат».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский мясокомбинат».
ОАО «Могилевский мясокомбинат» является одним из крупнейших предприятий мясной промышленности Республики Беларусь. Он был основан в 1905 году как городская скотобойня. Все процессы переработки скота и продуктов убоя проводились затем вручную. Предприятие не имело горячей воды, электричества и не была оборудована холодной водой. Переработка скота не превышала 20 животных в день.
В 1922 году был построен колбасный цех мощностью до 1 тонны продукции в смену. В годы довоенных пятилеток предприятие непрерывно наращивало объемы производства, в 1940 году перерабатывало 10 тонн мяса и выпускало 2 тонны колбасных изделий в смену. В годы войны завод был полностью разрушен. После освобождения Могилева в июне 1944 года началось восстановление предприятия.
В 1950-1953 гг. были уже построены и сданы в эксплуатацию новые производственные корпуса с проектной мощностью в смену: мяса - 20 т, колбасных изделий - 4т, мяса птицы - 5 т. Был построен холодильник мощностью 20 тонн заморозки мяса в сутки и 1000 т единовременного хранения.
Новым этапом реконструкции и расширении предприятия были 1966-1970 гг. За счет реконструкции мощность холодильника была увеличена в 3 раза и составила 100 т суточной заморозки и 3000 т единовременного хранения.
Большое внимание уделялось повышению культуры производства и улучшению качества выпускаемой продукции. На комбинате была разработана комплексная система управления качеством продукции, и в 1976 г. она утверждена базовым предприятием по внедрению этой системы на мясокомбинатах республики. 16 видам продукции присвоен государственный Знак качества, а комбинату – почетное звание предприятия высокой культуры производства.
После распада Советского Союза в 1991 году и разрушения традиционных экономических связей (при сохранении прежних административно-командных методов управления) в мясомолочной отрасли стали наблюдаться кризисные тенденции, повлекшие за собой значительное снижение объемов производства и увеличение себестоимости производимой продукции.
Глава 3 Пути совершенствования проведения маркетинговых исследований в ОАО «Могилевский мясокомбинат».
3.1 Мероприятия по совершенствованию проведения маркетинговых исследований.
В предыдущей главе было выявлено, что ОАО «Могилевский мясокомбинат» необходимо увеличить сбыт продукции путем расширения и углубления ассортимента, развития коммуникационной политики, совершенствования дистрибьюторской сети и использования интернет-технологий. В связи с проведенным во второй главе анализом, для организации может быть рекомендовано:
создавать на новых рынках дилерскую сеть или осуществлять продажу через оптово-розничного дистрибьютора;
повысить эффективность использования интернет-ресурсов предприятия, что может быть реализовано за счет передачи на аутсорсинг управления интернет-сайтом предприятия и его продвижением.
Реализация данных мероприятий положительно повлияет на процесс проведения маркетинговых исследований, т. к. будет происходить совершенствование такого этапа маркетинговых исследований, как анализ полученной в ходе исследований информации.
В качестве компании-аутсорсера предлагается выбрать ООО «Омитекс» – ведущего отечественного аутсосрсера, сотрудничающего с десятками крупнейших предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации.
На рисунке 3.1 представлен схематично процесс принятия решения о действиях в сфере администрирования интернет-рекламы и продвижения, который может применяться на ОАО «Могилевский мясокомбинат» при собственной организации процесса, и возможный процесс в случае передачи управления сайтом на аутсорсинг.
Заключение.
Маркетинговое исследование — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. В зависимости от поставленной цели маркетингового исследования различают множество его направлений. Основные стадии маркетинговых исследований: выявление проблем и формулирование целей исследования; отбор источников информации; сбор информации; анализ собранной информации; предоставление полученных результатов.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» является одним из крупнейших в Республике Беларусь предприятий в своей отрасли. В ОАО «Могилевский мясокомбинат» используется линейно-функциональная структура управления.
Высшим органом управления ОАО «Могилевский мясокомбинат» является Общее собрание акционеров. Также управление осуществляют наблюдательный совет, директор. Контроль за деятельность общества осуществляет ревизионная комиссия. Во главе ОАО «Могилевский мясокомбинат» стоит директор. Следует отметить, что организационная структура управления ОАО «Могилевский мясокомбинат» построена рационально. Это подтверждается тем, что нижестоящее звено в управлении подчиняется вышестоящему, благодаря этому наиболее эффективно выполняются поставленные цели и задачи, принимаются управленческие решения, каждый отдел занимается определенной работой. При анализе маркетинговых исследований был сделан вывод, что на предприятии функционирует маркетинговый отдел. С помощью PEST анализа были рассмотрены внешние факторы, которые влияют на деятельность предприятия. SWOT-анализ помог выявить слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы деятельности.
1. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2- е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 570 c.
2. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А. П. Карасев. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 323 c.
3. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А. В. Коротков. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 595 c.
4. Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е. Н. Скляр. – М. : Дашков и К, 2015. – 216 c.
5. Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. – М. : ИТК Дашков и К, 2015. – 296 c.
6. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учеб. пособие. 4–е изд. / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
7. Реброва, Н.П. Основы маркетинга. учебник и практикум / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 277 c.
8. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования : учеб. пособие для вузов / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. – М. : Вузовский учеб., 2016. – 439 с.
9. Бурцева, Т. А. Управление маркетингом: учеб. пособие / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. Л. Цень. – М.: Экономисть, 2015. – 223 с.
10. Основы маркетинга: учеб. пособие / Синяева И. М., Поляков В.А. [др.]. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 342 с.
11. Короткова Т. Л. Управление маркетингом : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 322 с
12. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 379 с.
13. Маркетинговые исследования: планирование и организация : учебное пособие / сост. Т. В. Евстигнеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 318 с.
14. Глазов, М.М. Маркетинг организации: анализ и диагностика : учеб. для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова. – СПб. : Андреев. изд. дом, 2014. - 268 с.
15. Егоршин А.П. Маркетинг организации: учебник / А.П.Егоршин. - СПб: Питер, 2015. - 350 с.
16. Руткевич, Е. В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь / Е. В. Руткевич // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 309-315.
17. Томилин, В. Н. Управление маркетингом / В. Н. Томилин // Стандарты и качество. – 2015. – № 1. – С.18-19.