Введение
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности организации
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности организации
1.2 Характеристика современных методов оценки конкурентоспособности организации
Глава II Анализ конкурентоспособности ОАО «Химчистка и стирка белья»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ конкурентоспособности
Глава III Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Химчистка и стирка белья»
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности
3.2 Оценка экономического эффекта от мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение.
Любая организация осуществляет свою деятельность одновременно с другими организациями, именно поэтому невозможно существование вне конкуренции. Деятельность в постоянной конкуренции – это неотъемлемый фактор, который и позволяет определить возможность организации функционировать 54в рамках конкретного рынка.
В процессе решения данного вопроса постоянно возникает необходимость разрабатывать и совершенствовать систему управления конкурентоспособность и эффективность деятельности организации. Особенно важно решить данную проблему в условиях активной конкуренции на конкретном рынке. Поэтому очень важно использовать по максимум современные способы стратегического маркетинга в развитии организации.
Следует заметить, что формирование конкурентных преимуществ дает возможность создать и развивать цивилизованный рынок.
Успех любой организации на таком рынке будет зависеть от того, насколько она может удовлетворять желания и потребности потенциальных покупателей. Именно поэтому очень важно уделять внимание проведению исследований в области конкурентоспособности организации, анализе конкурентов, потребностей покупателей.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что все организации в процессе своей деятельности в любом случае в меньшей или большей степени сталкиваются с конкуренцией. Поэтому очень важно суметь «выжить» в конкурентных условиях. Для этого важно анализировать условия деятельности. В результате проводимых исследований принимать решения о реализации различных мероприятий с целью повышения конкурентоспособности.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и оценка конкурентоспособности организации на примере ОАО «Химчистка и стирка белья».
Глава I Теоретические основы конкурентоспособности организации.
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности организации.
Деятельность любой организации связана с конкуренцией. Именно в результате конкуренции определяется экономическая деятельность организаций.
Определение конкурентных преимуществ для конкретной организации дает возможность определить оптимальную стратегию поведения на рынке, чтобы завоевать максимальную долю данного рынка и занять лидирующие позиции.
Конкуренцию организации можно рассматривать в двух аспектах [8, с. 944]:
постоянное соперничество различных организаций в определенной сфере деятельности в процессе удовлетворения всех потребностей покупателей;
формирование самых лучших условий для потенциальных потребителей.
Если говорить об определении «конкурентоспособность», то в данном случае стоит понимать, что это способность организации сформировать таким образом и в будущем использовать в долгосрочной перспективе, чтобы сформировать устойчивое положение организации на конкретном рынке [7, с. 347].
Также важно заметить, что конкурентоспособность принято рассматривать в трех аспектах [3, с. 67]:
конкурентоспособность организации следует рассматривать относительно определенного товара или услуги на конкретной территории;
конкурентоспособность отличается динамичным характером и может постоянно изменяться в зависимости от времени;
в процессе проведения оценки конкурентоспособности наблюдается взаимодействие трех элементов: сам исследуемый объект – организация, конкурент, с которым сравнивается деятельность организации, а также модель абсолютно конкурентоспособной организации.
С целью определения конкурентоспособности организации на данный момент исследований, а также на будущую перспективу необходимо выделить ряд факторов развития конкретного рынка и рассмотреть характеристики внешних и внутренних факторов, которые могут оказывать влияние на деятельность организации.
Глава II Анализ конкурентоспособности ОАО «Химчистка и стирка белья».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Химчистка и стирка белья».
ОАО «Химчистка и стирка белья» является специализированным предприятием, которое оказывает услуги по стирке белья, химической чистке и крашению одежды из текстильных материалов, замши, кожи, меха, пухоперовых изделий, ковров и ковровых изделий населению и организациям г. Могилева и области.
ОАО «Химчистка и стирка белья» было образовано в 1969 году.
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2000 г. № 659 «О некоторых вопросах деятельности Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения, а также других организаций сферы бытовых услуг республики» ОАО «Химчистка и стирка белья» было передано из коммунальной собственности в республиканскую и включено в состав Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания.
С 2006 г. услуги по химической чистке и стирке белья сертифицированы. ОАО «Химчистка и стирка белья» выданы Сертификаты соответствия. Ежегодно для подтверждения Сертификатов соответствия республиканским унитарным предприятием «Могилевский центр стандартизации, метрологии и сертификации» на предприятии проводится инспекционный контроль услуг химической чистки и крашения, а также услуг прачечных. В 2010 г. в процессе приватизации РУП «Химчистка и стирка белья» было создано ОАО «Химчистка и стирка белья».
Согласно свидетельству о государственной регистрации коммерческой организации Администрации Ленинского района г. Могилева 25.10.2010 г. ОАО «Химчистка и стирка белья» внесено в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Глава III Направления совершенствования конкурентоспособности ОАО «Химчистка и стирка белья».
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности.
Анализируя деятельность ОАО «Химчистка и стирка белья», можно сделать следующий вывод – предприятие имеет стабильное экономическое будущее и способно конкурировать.
Анализируя свои позиции, организация решает вопрос о собственном позиционировании, однако, необходимо более настойчивое предложение самих товаров и ее имиджа, которое позволит целевому сегменту рынка: четко понять содержание предложения и репутацию организации и понять ее отличие (преимущество) от конкурентов. Позиционирование даст возможность определить характер восприятия ОАО «Химчистка и стирка белья» целевыми клиентами и потребителями услуг химической стирки и чистки белья.
Но для определения положения товара на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым организация обращается, определяют для себя ценность, на чем основывается их выбор с учетом предложения конкурентов, оценивать внешнюю среду предприятия. Что касается завоевания лидерства по показателям качества продуктов, то предприятие может и должно поставить себе цель.
Осуществление рассылки по почтовым ящикам является малобюджетным видом рекламы, который отличается высоким уровнем эффективности.
В том случае, если эффект от рекламной кампании ожиданий не оправдывает, заказчики, как правило, начинают анализ результатов с качества доставки. И в этом они абсолютно правы. На Западе рассылка по почтовым ящикам осуществляется обычным способом, через отделения связи. Каждый рекламный буклет или листовка передаются потребителю в конверте, наравне с другой корреспонденцией. В случае с Республикой Беларусь, это невозможно уже потому, что будет стоить слишком дорого. К тому же, учитывая качество работы почтовых служб, никто не даст гарантий относительно того, сколько рекламных рассылок реально дойдет до потребителя.
Заключение.
Курсовая работа «Управление конкурентоспособностью организации» (на примере ОАО «Химчистка и стирка белья») выполнена на основании материалов, предоставленных организацией и научных трудов учёных, занимающихся исследованием проблем управления конкурентоспособностью.
При изучении понятия и сущности конкурентоспособности было установлено, что поддержание уровня конкурентоспособности является основным условием в развитии реализации потребительских товаров, а также обеспечения роста эффективности деятельности всего хозяйства в целом. Именно решение поставленной задачи дает возможность управлять конкурентоспособностью организации.
Исследование современных методов управления конкурентоспособностью позволило установить, что конкурентоспособность организации определяет ее возможность влиять на развитие потребительского спроса, если организация крупная, в тоже время она определяет объемы прибыли организации, ее положение на рынке. Для регулирования и поддержания конкурентоспособности на предприятиях в Республике Беларусь разработано и действует антимонопольное законодательство и различные нормативные акты. Конкурентоспособность измеряется различными коэффициентами и интегрированными показателями, также конкурентоспособность организации можно определить по ее положению на рынке и в сравнении с основными игроками на нем.
На основании анализа экономических показателей деятельности ОАО «Химчистка и стирка белья» за 2017-2018 гг. можно отметить следующее:
Объём производства продукции имеет тенденцию роста, абсолютное изменение составило 224 тыс. р. в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и 172 тыс. р в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Темп роста объёма производства составил в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составил 8,64 тыс. р., а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. 6,11 п. п. Рост данного показателя свидетельствует об увеличении объёмов продаж.
Так, в 2017 г. прибыль от реализации продукции снизилась на 33 тыс. р., а в 2018 году прибыль от реализации продукции снизилась на 4 тыс. р, в сравнении с 2017 г. Увеличение прибыли от реализации продукции свидетельствует об снижении эффективности работы ОАО «Химчистка и стирка белья».
1 Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2011. – 256 с.
2 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф – М.: Экономика, 2011. – 356 с.
3 Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности. / М. Ахматова, Е. Попов. // Маркетинг. – №4. – 2013. – С. 25-38.
4 Беленов, О. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка / О. Беленов, В. В. Долгих. – Воронеж; Изд-во ВГУ, 2014 – 80с.
5 Белоусов, В. И. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. И. Белоусов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №5. – С 23-29.
6 Воронов, А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. – 2012. – №12. – С.66-69.
7 Гарбацевич, С. Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С. Л. Гарбацевич. – Минск: Акад. Упр. При Президенте, 2012. – 20 с.
8 Голубков, Е. П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №2. – С.27-43.
9 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Финпресс», 2011. – 704 с.
10 Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 2012. – 64 с.
11 Долинская, М. Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. – М.: Издательство стандартов, 2011. – 342 с.
12 Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2014. – 512 с.
13 Емельянов, С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества / С. Емельянов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №1. – с.107-116.
14 Золотогоров, В. Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2013. – 720 с.
15 Зулькарпаев, И. У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарпаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 4. – 84 с.
16 Кругман, П. Р. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского / П. Р. Кругман, М. Обстфельд. – СПб.: Издательство: Питер., 2013. – 832 с.
17 Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
18 Марков, В. Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Марков, С. А. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2012. – 288 с.
19 Мисаков, В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. С. Мисаков. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 284 с.
20 Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. – М.: Издательство Дом «Вильямс», 2011. – 496 с.
21 Портер, М.Э. Международная конкуренция: пер. с англ. / М. Э. Портер – М.: Международные отношения, 2013. – 896 с.
22 Трубилин, А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства / А. Трубилин // АПК: экономика, управление. – 2016. – №12. – С. 39-46.
23 Сайт ОАО «Химчистка и стирка белья» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://chimstirka.by. – Дата доступа: 27.07.2019.
24 Соловьев, Б. А. Коммерческая деятельность: учебник / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 383 с.
25 Стратегический менеджмент: учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: специальная литература, 2014. – 589 с.
26 Сыцко, В. Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб. пособие / В. Е. Сыцко, В. В. Садовский, Л. В. Целикова. – Минск: Выш. шк., 2015. – 239 с.
27 Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 576 с.
28 Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.