Введение
Глава 1 Особенности обучения лексической стороне речи
1.1 Особенности активного, пассивного, потенциального словарного запаса
1.2 Этапы формирования лексических навыков
Глава 2 Обучение иноязычной лексике в 11 классе
2.1 Активный словарь по теме “Berufswahl”
2.2 Пассивный словарь по теме “Berufswahl”
2.3 Потенциальный словарь по теме “Berufswahl”
Заключение
Cписок использованных источников
Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый иностранный язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Главной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. При обучении учащихся иностранному языку большое внимание уделяется всем аспектам языка: фонетике, лексике, грамматике, а также происходит обучение всем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Лексика является одной из самых многоплановых и динамичных сторон языка и речевой деятельности, что затрудняет процесс овладения ей, поскольку одно и то же слово может иметь бесконечное множество значений и употреблений и требует поиска новых оптимальных способов пополнения словарного запаса.
На сегодняшний день особое значение имеют навыки активного владения лексикой, так как процесс глобализации требует эффективной межкультурной коммуникации. Включение человека в коммуникацию происходит только при овладении им средством общения. Взаимопонимание между людьми возможно лишь в том случае, когда они общаются на одном языке, что подразумевает не только знание языковых единиц, но и умение ими пользоваться, что обеспечивает овладение всей совокупностью иноязычной культуры.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности, в связи с чем она должна изучаться на каждом уроке иностранного языка, а формирование лексических навыков должно находится в постоянном поле зрения учителя.
Таким образом, обучение иноязычной лексике занимает важное место в системе обучения иностранного языка, что обуславливает актуальность данного исследования.
Глава 1 Особенности обучения лексической стороне речи.
1.1 Особенности активного, пассивного, потенциального словарного запаса.
В системе языковых средств лексика занимает одно из ключевых мест и является важнейшим компонентом речевой деятельности, что определяет важность ее изучения. Лексика представляет собой словарный запас конкретного языка и состоит из трех видов словаря: активный, пассивный, потенциальный.
Активный словарный запас имеет название «продуктивный» и представляет собой ядро той лексики, которой необходимо овладеть в средней школе. Сюда относятся самые распространенные, употребительные, коммуникативно значимые слова, использующиеся человеком в стандартных ситуациях общения. Другими словами, в активный словарь входят лексические единицы, необходимые для употребления в устной речи учащихся для выражения своих мыслей.
Что касается работы с активным словарным запасом, педагог должен уделять ей довольно много внимания, поскольку учащимся необходимо выработать навык, довести процесс воспроизведения лексики в конкретных ситуациях до автоматизма.
Пассивный словарь, имеющий название «рецептивный», представляет собой лексические единицы, необходимые для понимания в чтении и слушании иноязычной речи [1].Лексические единицы пассивного словаря имеют важное отличие от лексических единиц активного. Их особенность заключается в частом понимании их учащимися неточно, приблизительно, лишь в контексте.
Глава 2 Обучение иноязычной лексике в 11 классе.
2.1 Активный словарь по теме “Berufswahl”.
В данном разделе проанализируем в учебном пособии по немецкому языку для 11 класса лексику по теме “Berufswahl” [18, c. 5], разобьем ее на три вида словаря: активный, пассивный, потенциальный. Мы взяли учебное пособие по немецкому языку для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, авторами которого являются А.Ф. Будько и И.Ю. Урбанович, изданного в Минске издательством «Вышэйшая школа» в 2012 году [18].
Тема “Berufswahl” представлена в учебном пособии четырьмя разделами и словарем:
A: Berufswünsche und Vorstellungen
B: Wege zum Wunschberuf
C: Bewerbung
D: Projekt „Ein Berufsportfolio“
ThematischeWörterliste[18, с. 3].
Интерес представляет активный словарь по теме “Berufswahl”, который будет нами подобран. На наш взгляд, к активному словарю по данной теме будут относиться следующие лексические единицы:
abschließen, schloss ab, hat abgeschlossen–заканчивать; кончать, завершать;
absolvieren, absolvierte, hat absolviert– оканчивать (учебноезаведение);
anerkennen, erkannte an, hat anerkannt –признавать;
das Angebot, -(e)s, -e –предложение;
ausüben, übteaus, hatausgeübt – выполнять, исполнять, совершать; заниматься (ремеслом);
beherrschen, beherrschte, hat beherrscht– владеть
Мы проанализировали отечественную и зарубежную научно-методическую литературу, учебную программу по иностранному языку и учебное пособие по немецкому языку для 11 класса в рамках темы “Berufswahl”.
В системе языковых средств лексика занимает одно из ключевых мест и является важнейшим компонентом речевой деятельности, что определяет важность ее изучения. Лексика представляет собой словарный запас конкретного языка и состоит из трех видов словаря: активный, пассивный, потенциальный.
Активный словарь представляет собой ядро той лексики, которой необходимо овладеть в средней школе. Пассивный словарь представляет собой лексические единицы, необходимые для понимания в чтении и слушании иноязычной речи. Потенциальный словарь представляет собой слова, которые не встречались ранее в речевом опыте учащихся, но которые могут быть поняты ими на основе языковой догадки без использования словаря.
При овладении каждым из видов словарей используются определенные методы и приемы. Функциональный подход считается одним из наиболее эффективных при обучении активной лексике, в то время как при обучении пассивному словарю необходима логическая организация и повторяемость лексики. Обучение потенциальному словарю включает в себя обучение приемам распознавания и идентификации мотивированных лексических единиц, которые поддаются самостоятельной семантизации на конкретном этапе обучения.
1. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А.Н. Шамов. –М. : АСТ: АСТ-Москва : Восток–Запад, 2008. – 253 с.
2. Креленштейн, Н.С. Обучение пассивной лексике иностранного языка / Н.С.Креленштейн // Методика и лингвистика иностранного языка для научных работников. –М. : Наука, 1981. – С. 22-34.
3. Цетлин, В.С. Работа над словом / В.С. Цетлин // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 33-37.
4. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки. 3-11 классы / Г.И. Бондаренко, Т.В. Примаченок. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 132 с.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М. : Высшая школа, 2002. – 252 с.
6. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. – М. : Просвещение, 1988. – 256 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. –М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 450 с.
8. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках / И.М. Берман, В.А. Бухбиндер. –Киев :Вища школа, 1977. – 175 с.
9. Побединская, С.Е. Некоторые приемы формирования потенциального словаря учащихся при обучении английскому языку / С.Е. Победниская // Иностранные языки в школе. – 1984. – № 5. – С. 94-98.
10. Картон, А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку / А.С.Картон // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. –1976. – № 2. – С. 178-192.
11. Руденко, В.А. Языковая догадка как средство обогащения потенциального словаря студентов языкового вуза при чтении аутентичных текстов / В.А.Руденко // Вестник МГЛУ. Серия 2. – 2007. – № 1 (11). – С. 130-139.
12. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка / В.В. Андриевская // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 6. – С. 3-8.
13. Чернина, Л.Г. Использование чтения как средства индивидуализации процесса повторения активной лексики / Л.Г. Чернина // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 3. – С. 18-22.
14. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-25.
15. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Г.В. Рогова. – М. : «Просвещение», 1991. – 287 с.
16. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – Ленинград : «Просвещение», 1977. – 223 с.
17. Пассов, Е.И. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам / Е.И. Пассов, Е.Е. Кузнецова. – Воронеж : НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
18. Будько, А.Ф. Немецкий язык. Учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / А.Ф. Будько, И.Ю. Урбанович. – Минск :Вышейшая школа, 2012. –368 с.