ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Основные проблемы на пути совершенствования и повышения качества преподавания иностранного языка
1.2 Личность учителя иностранного языка
1.3 Методическая подготовка преподавателей и учителей иностранного языка как фактор развития профессионализма
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСИЛЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Способы повышения методического мастерства преподавателей и учителей иностранного языка
2.2 Программа повышения качества методической подготовки преподавателей и учителей иностранного языка
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Преобразования в обществе и школе требуют иного подхода к подготовке учителя предметника, а также развитие у него потребности в саморазвитии, самосовершенствовании в профессии и становлении его как субъекта.
Внимание в процессе подготовки педагогических кадров необходимо уделять таким организационным формам и методам обучения, которые позволили бы активно включиться в самостоятельный поиск и открытие нового, профессионально необходимого. Обновление процесса профессиональной подготовки учителей иностранного языка должно обеспечить высокий уровень их компетентности, мобильности, максимально благоприятные условия для развития личности.
Переосмысление педагогических ценностей в современной действительности заставляет по-новому рассматривать профессиональную компетентность и соответственно профессиональную подготовку учителя.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показывает, что профессиональная компетентность должна стать одной из важнейших характеристик деятельности учителя, интегральным качеством личности, выступающим как результат профессионально-педагогической подготовки и как важнейшее условие ее эффективности. Поэтому технология методической подготовки должна быть ориентирована на повышение уровня их профессиональной компетентности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, к сожалению, в настоящее время отмечается снижение уровня профессиональной подготовки образовательных кадров, что в свою очередь отрицательно сказывается на обучении учащихся и студентов.
Цель курсовой работы – проанализировать пути и способы усиления качества методической подготовки преподавателей и учителей иностранного языка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Основные проблемы на пути совершенствования и повышения качества преподавания иностранного языка
Существующая система образования построена в соответствии с идеалами и нормами классической науки: трактовка знаний как суммы истин, подлежащих усвоению, вплоть до последнего времени была положена в основу и во многом продолжает определять содержание, структуру и организацию образовательного процесса. Он подчинен развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления при овладении основами наук, где параллельно с готовыми дифференцированными знаниями усваивается и репродуктивный характер мышления.
Отсюда вытекает одна из главных проблем в повышении качества преподавания иностранного языка – это проблема качественной подготовки педагогических кадров.
Формы работы и обучения в вузе должны соответствовать тем, которые ожидаются от учителя ИЯ в будущей профессиональной деятельности. Известно, что в своей профессиональной роли молодые учителя очень зависимы от учебного опыта и форм работы, с которыми они встречались вовремя обучения в вузе.
Именно поэтому не только методическая и педагогическая компетенции, но и способность чутко относиться к образу поведения, мышления в чужой культуре должны присутствовать в процессе обучения в вузе. Профессиональная подготовка будущего учителя не может исчерпываться центрированными на преподавателе лекциями, в большей степени студенты должны познавать возможности парной и групповой работы, особенности самостоятельного поиска своего пути учения, а также научиться познавать и преодолевать в процессе восприятия чужой культуры собственные этноцентрические предпосылки.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСИЛЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Способы повышения методического мастерства преподавателей и учителей иностранного языка
Способы повышения методического мастерства преподавателей и учителей иностранного языка можно разделить на 2 блока:
- повышение профессионально-методической базы будущих преподавателей иностранного языка на базе высших учебных заведений;
- повышение педагогического мастерства практикующих преподавателей и учителей иностранного языка.
На сегодняшний день в контексте профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка целесообразно выделение следующих форм работы:
1) изменение стратегии преподавания дисциплины «Методика преподавания иностранного языка»;
2) мероприятия информационно-сообщающего плана (мастер-классы, методические мастерские, вебинары, лектории, проблемные семинары, тренинговые практикумы и др.);
3) соревновательные мероприятия (олимпиада по методике обучения иностранному языку, учебные конкурсы методического мастерства для студентов старших курсов, конкурс на лучшую научную статью и др.);
4) научно-исследовательская работа;
5) проблемные группы по методике обучения иностранному языку, создание профессиональных ассоциаций и научных сообществ, кружков;
6) педагогическая практика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, выявив способы повышения качества методической подготовки преподавателей и учителей иностранного языка, разработав программу повышения качества методической подготовки для учителей немецкого языка в общеобразовательной школе, можно сделать следующие выводы.
В современном образовании существует ряд трудностей, препятствующих повышению качества преподавания иностранного языка. К наиболее актуальным относятся:
- качество подготовки педагогических кадров
- профессиональное выгорание преподавателей и учителей вследствие стрессовых ситуаций, потери интереса к работе, ограничения творческого направления и выбора учебно-методический средств, никого уровня владения предметом среди учащихся.
Качественно организованная методическая работа способствует раскрытию потенциала личности учителя и повышает его профессиональный уровень.
Эффективными способами повышения методического мастерства преподавателей, учителей и будущих учителей иностранного языка являются:
- изменение стратегии преподавания дисциплины «Методика преподавания иностранного языка»;
- мероприятия информационно-сообщающего плана (мастер-классы, методические мастерские, вебинары, лектории, проблемные семинары, тренинговые практикумы и др.);
- соревновательные мероприятия (олимпиада по методике обучения иностранному языку, учебные конкурсы методического мастерства для студентов старших курсов, конкурс на лучшую научную статью и др.);
- научно-исследовательская работа;
1. Абакумова, Е.Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога / Е.Б. Абакумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 106–109.
2. Абдалина, Л. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки / Л. Абдалина, И. Бережная // Высшее образование в России. – 2008. – № 10. – С. 146–148.
3. Барышников, Н.В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка / Н.В. Барышников // Преподаватель XXI век. – М.: МПГУ, 2018. № 1-1. – С. 55–65.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
5. Бобылева, Г.А. Роль личности преподавателя в формировании профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка на современном этапе развития языкового образования / Г.А. Бобылева // Методика обучения и воспитания и практика 2017/2018 учебного года. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2018. – С. 132–137.
6. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
7. Бурлакова, И.И. Управление качеством подготовки учителей иностранного языка / И.И. Бурлакова // Среднее профессиональное образование. – М.: СПО, 2009. – № 6. – С. 57–59.
8. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. док. психолог. наук: 19.00.07 / Е.Н. Волкова. – Москва, 1998. – 38 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
10. Комарова, Э.П. Подготовка учителей иностранного языка профессионально ориентированному общению с учетом эмоционального фактора: организация деловых игр / Э.П. Комарова, Т.В. Боева, Е.Н Трегубова // Вестник ВГУ. – Воронеж: ВГУ, 2002. – № 2. – С. 106–110.
11. Коржова, Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1996. – 159 с.
12. Лазарев, В.В. Философия познания и лингвофилософия: парадигмальный подход: монография / В.В. Лазарев. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – 506 с.
13. Малев, А.В. Профессионально-методическая подготовка учителя иностранного языка в контексте современного состояния системы образования / А.В. Малев // Преподаватель XXI век. – М.: МПГУ, 2012. – № 4-1. – С. 77–83.
14. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Митина – М.: Академия, 2004 – 320 с.
15. Меркулова, И.Г. Личность учителя как фактор успешного обучения иностранному языку на начальном этапе / И.Г. Меркулова // Наука сегодня: история и современность. – Екатеринбург: Маркер, 2017. – С. 87–88.
16. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – Пенза: Академия Естествознания, 2016. – № 6. – С. 1–9.
17. Рахманов, И.В. О преподавании методики в педагогических институтах и на факультетах иностранных языков / И.В. Рахманов // Золотые страницы. – 2010. – № 1. – С. 123–128.
18. Слободчиков, В.И. Антропологический кризис европейской модели человека / В.И. Слободчиков // Кентавр. – 2005. – № 36. – С. 24–29.
19. Смирнова, Е.А. Социокультурный аспект профессиональной подготовки учителя иностранного языка / Е.А. Смирнова // Вестник Псковского государственного педагогического университета. – Псков: ПГУ, 2008. С. 130–134.
20. Чеботарев, Г.Г. Роль преподавателя: социально-психологический взгляд на его деятельность / Г.Г. Чеботарев // Русский язык за рубежом. – 1982. – № 5. – С. 64–67.
21. Шатилов, С.Ф. Профессиограмма учителя иностранного языка / С.Ф. Шатилов, К.И. Саломатов, Е.С. Рабуновский. – М.: М-во просвещения РСФСР, 1977. – 27 с.
22. Эрнст, Г.Г. Профессиональная рефлексия как механизм саморазвития будущего педагога / Г.Г. Эрнст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12. – С. 31–35.
23. Popper, K.R. Conjectures and refutations: the growth of scientific, Knowlede / K.R. Popper. – London: Routlede, 1976. – 431 p.