Введение
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Концепции маркетинговой деятельности
1.3 Планирование и управление маркетинговой деятельностью
2. Организация маркетинговой деятельности на предприятии и пути ее совершенствования
2.1 Характеристика компании ОМА
2.2 Анализ маркетинговой деятельности в организации
3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Маркетинговая деятельность является как объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Она направлена на определение конкретных целей и путей их достижения. В современном мире производитель должен выпускать продукцию, которая найдет, сбыт и принесет прибыль. Для этого необходимо изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка как необходимое условие и предпосылку производства. Концепция "производство начинается с потребления, а не по обмену" нашла свое воплощение в маркетинге.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
- провести анализ маркетинговой деятельности организации;
- разработать предложения по проектированию новой организационной структуры - разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности и оценить их эффективность.
Предмет исследования - совершенствование маркетинговой деятельности организации ООО «ОМА».
Объект исследования – филиал ООО «ОМА»
1.Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1.Сущность маркетинговой деятельности предприятия.
Основой современной системы производства является рыночная концепция. Это, прежде всего, учет рыночного спроса, требований потребителя к количественным и качественным характеристикам продукции. Рациональное хозяйствование возможно лишь в том случае, если предпосылкой ориентации производства и сбыта продукции будут требования рынка. Маркетинг можно рассматривать, как инструмент регулирования производства и сбыта, а, следовательно, и рыночных отношений. При этом потребитель диктует свои условия на рынке, требования к свойствам продукции, а производитель к ним активно приспосабливается. Создается замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производство. Влияние спроса на рынок - процесс с обратными связями. В этом проявляется характерная черта маркетинга.
Под маркетингом понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам, в заранее установленных объемах. Реализация определенной ассортиментной структуры должно обеспечить предприятию получение максимальных прибылей или стабильное положение на рынке. Философия маркетинга заключается в выпуске производителем такой продукции, которой заранее обеспечен, сбыт, достижении предприятием определенного уровня рентабельности и получения массы прибыли. Суть маркетинговой деятельности отражает объективные условия развития рынка.
Основными принципами маркетинга как системы управления являются: обоснованный выбор стратегических целей деятельности и развития предприятий; эффективное сочетания производства новейшей продукции, продукции, продукции, предназначенной к снятию с производства; комплексный подход к согласованию целей с ресурсами и возможностями предприятия, определение путей достижения целей (разработка программ маркетинга по продукции и в производственном отделе); достижение оптимального сочетания в управлении предприятием элементов централизации и децентрализации.
Основными функциями маркетинга как элемента системы управления являются: учет требований рыночного спроса и запросов потребителей на основе комплексного исследования рынков, разработки технической политики и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; определение оптимальной номенклатуры выпускаемых изделий, и структуры производства на основе экономического расчета; принятие собственных эффективных решений; разработка сбытовой политики, определение выгодных каналов сбыта, системы товародвижения и стимулирования сбыта.
2.Организация маркетинговой деятельности на предприятии и пути ее совершенствования
2.1 Характеристика компании ОМА
ОМА — крупнейшая оптовая и розничная торговая сеть строительных материалов и инструментов, а также товаров для дома, сада и огорода в Беларуси. Основанная в 1992 году Компания постоянно расширяется и сегодня включает 26 торговых объектов, представленных Строительными домами, оптовыми базами и магазинами системы франчайзинга под брендом ОМА. Самый большой магазин ОМА занимает площадь 7000 м2 и располагается на ул.Каменногорской, 118 (Минск). Филиалы ОМА есть во всех областных центрах. В Компании трудятся более 2900 профессионалов.
Компания на сегодняшний день является лидером по продаже строительных материалов и инструментов, товаров для дома, сада и огорода на рынке Беларуси.
Компания имеет филиалы во всех областных центрах Беларуси, а также обширную розничную сеть. Штат сотрудников компании составляет более 1500 человек. Сотрудничает более чем с 600 поставщиками из более чем 25 стран мира. Ассортимент предлагаемых товаров в большой степени состоит из лидирующих мировых брендов, отображающих наше стремление к насыщению отечественного рынка качественными и конкурентоспособными товарами.
В торговой сети ОМА представлено более 70 000 наименований товаров. Большая часть брендов зарекомендовали себя как эталоны качества: Bosch, Caparol, «Керамин», Makita, ISOVER, PAROC, Ceresit, KNAUF, Tarkett, «ТехноНИКОЛЬ», Condor. Являясь одним из лидеров по объемам поставок данной продукции в Беларусь, Компания предлагает клиентам самые выгодные условия покупок. ОМА выпускает продукцию собственных торговых марок: сухие строительные смеси Wunder, лакокрасочные материалы FüLL, товары для отдыха, сада и огорода SATO и другие.
Розничную сеть и интернет - магазины Компании ОМА ежедневно посещают порядка 45 000 человек. Более 5000 юридических лиц в месяц выбирают ОМА как оптового поставщика. Компания снабжает товарами розничные объекты по всей Беларуси, активно участвует в тендерных поставках. Продукция торговой сети поставляется в 18 700 белорусских организаций. Среди них такие гиганты промышленности, как «МАЗ», «БЕЛАЗ», «Белтрансгаз», «Беларуськалий».
3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности организации
Направления, по которым компания осуществляет свою деятельность, должны быть основными и в маркетинговой деятельности, а именно: ассортимент, комплексность и уровень обслуживания.
Эти цели отражаются в маркетинговой политике:
• достижение максимальной потребительской удовлетворенности,
• предоставление максимально широкого выбора,
• достижение максимально возможного уровня потребления,
• поддержание конкурентоспособности,
Их можно достичь с помощью увеличения продаж и детального изучения потребностей покупателей, пересмотра поставщиков-производителей.
Расширение ассортимента может предоставить больший выбор, как в цене, так и в качестве товара. Что в свою очередь положительно повлияет на удовлетворенность покупателей и привлечет новых.
Уровень обслуживания должен быть безукоризненным, а консультанты - опытными, компетентными и вежливыми. Этот фактор немало важен для репутации компании и формирования позитивного общественного мнения.
Реклама продукции не должна быть навязчивой, но должна привлекать покупателя.
Исходя из анализа проведенного во второй главе данной курсовой работы, можно предложить следующие пути развития маркетинговой стратегии организации:
1) Разработка и введение в продажу новых товаров под брендом «ОМА», возможно для этого потребуется сотрудничество с какой либо производственной компанией. Компания давно уже работает на рынке и завоевала определенный авторитет у большинства покупателей. Но возникает опасность, как покупатели примут новый бренд, достаточно ли финансирования на пересмотр ассортимента и расширение торговых площадей. С другой стороны, за счет объединения удвоятся силы и ресурсы, что откроет новые возможности для компании;
2) Реклама с участием знаменитостей для поддержания спроса так же требует не малых затрат и грамотного оформления, необходимо предугадать реакцию потребителей, учесть возможные риски;
3) Стимулирование сбыта с использованием всех каналов воздействия требует значительных затрат на Интернет и мобильную связь, необходимо учесть возможные сбои в работе. Компания уже начала работу в этом направлении, сейчас есть возможность оформления заказа через сайт, однако у конкурентной компании «Mile» -это направление более развито.
Заключение
Компания ОМА достаточно давно функционирует на рынке и занимает существенную долю. Организация имеет уверенные позиции, и регулярно проводит мероприятии по их укреплению. Службой маркетинга разрабатывается стратегия и ведется контроль за ее осуществлением в течение года.
Проведя анализ конкурентов и SWOT-анализ, а так же собрав необходимые данные, компания имеет представление о своих возможностях и угрозах во внешнем окружении, а так же сильных и слабых сторонах внутри самой компании для эффективного управления. Эти данные так же анализируются службами маркетинга, логистики, отделом кадров, планирования и другими для получения более точных и реализуемых стратегических решений.
Так же немаловажным моментом является угроза выявленная в SWOT-анализе связанная с персоналом. Необходимо разработать план мероприятий направленных на формирование профессионально и мотивированной команды сотрудников
Угрозой для компании ОМА является обострение конкуренции в связи с приходом на рынок нового игрока, в данной курсовой работе приводятся рекомендации по разработке маркетинговой стратегии для удержания позиции на рынке.
Компания ОМА существует уже более 20 лет. Имея большой опыт в области торговли, она занимает достаточно прочное положение на существующем рынке. В настоящее время, в изменяющихся условиях, компании важно сохранить имеющиеся позиции на рынке, грамотно используя сильные стороны и возможности, и устраняя слабые стороны.
1. Абрамова, В.И. Менеджмент и маркетинг: Учебное пособие / В.И. Абрамова. — М.: ИЦ РИОР, 2009. — 161 c.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 736с.
4. Белкин Б.Ю. Сущность управления маркетингом // Маркетинговые исследования. – 2008. – № 3.Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2011.-416 с.
5. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
6. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. — М. : КНОРУС, 2005. – 456 с.
7. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. — М.: Дашков и К, 2016. — 152 c.
8. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
9. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. — М.: Инфра – М, 2008. – 60 с.
10. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
11. Котлер, Филип «Основы маркетинга». Краткий курс. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2007. — 656 с.
12. Котлер Ф., Армстронг Г., «Основы маркетинга», Профессиональное издание-12изд., Издательский дом «Вильямс», 2010. — 1072 с.
13. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер — М.: Издательство АСТ, 2009.-230 с.
14. Семенов Н.А. Маркетинг. Учебное пособие. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2007. 100 с.
15. Маркетинг : учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др. ; под общ. ред. О.В. Воронковой. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с.
16. Календжяна, С.О. Как составить план по маркетингу компании: Пер. с англ. / Календжяна С.О. - М.: Дело, 2007. - 80 с.
17. Колюжнова Н.Я. Маркетинг: общий курс / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Изд-во Омега-Л, 2007.
18. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г.Моосмюллер, Н.Н.Ребик. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 198 c.
19. Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / В.Л. Музыкант. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 216 c.
20. Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк и др. — М.: Дашков и К, 2014. — 284 c.
21. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. — М.: Юрайт, 2014. — 652 с.
22. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений / А.В. Сак В.А. Журавлев. – М.: Гревцов, 2010. – 302 с.
23. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 508 с.
24. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. — М.: Высшее образование, 2008.- 533 с. — (Основы наук).