Введение
1 Основные показатели конкурентоспособности услуг факторы, влияющие на конкурентоспособность услуг связи. методы оценки конкурентоспособности услуг
2 Анализ среды маркетинга организации связи
2.1 Характеристика организации связи, описание оказываемых услуг
2.2 Анализ влияния факторов на конкурентоспособность услуг
2.3 Оценка конкурентоспособности услуг почтовой связи. Комплекс маркетинговых услуг
3 Разработка плана маркетинга конкурентной услуги и оценка его эффективности
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность является основной стратегической задачей любой организации. Для достижения конкурентоспособного положения на рынке товары или услуги организации должны выступать как средство решения определенной проблемы потребителей. Не случайно спецификой формирования конкурентоспособности организаций почтовой связи во всем мире являются оценка и регулирование деятельности с учетом степени удовлетворения потребностей в услугах и параметров качества предоставляемых услуг. Какова бы ни была величина спроса предприятия почтовой связи обязаны обеспечить нужды потребителей.
Объект исследования – план маркетинга конкурентной услуги организаций связи.
Предмет исследования – план маркетинговых мероприятий для конкурентной услуги «Электронные внутриреспубликанские денежные переводы» РУП «Белпочта».
Целью данной работы является разработка плана маркетинга конкурентной услуги организации связи РУП «Белпочта».
1 Основные показатели конкурентоспособности услуг. факторы, влияющие на конкурентоспособность услуг связи. методы оценки конкурентоспособности услуг.
Конкуренция (от лат. «concurrencia» - сталкиваться) - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта; при котором исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. [4]
В современной научной литературе можно найти различные точки зрения авторов на раскрытие понятия конкурентоспособности услуг, которая, по их мнению, может быть достигнута тремя способами: за счет способности получить прибыль; за счет преимуществ по сравнению с услугами конкурентов; за счет способности услуг удовлетворять требованиям потребителей. Но достигнуть конкурентоспособности не возможно, если в услуге не будут заинтересованы в первую очередь потребители данной услуги. Именно потребитель, сравнивая предлагаемые ему услуги, выбирает ту услугу, которая подходит ему больше всего по каким-то параметрам. А это и будет основой конкурентоспособности услуги по сравнению с другими услугами [2].
На конкурентоспособность услуг связи, как и на другие виды услуг влияют два основных фактора: цена и качество. Качество продукции или услуг — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество услуги — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации этих услуг и увеличению прибыли организации [3]. Качество услуг — это основной показатель конкурентоспособности предприятия связи.
При оценке качества товара или услуги в целом различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества.
2 Анализ среды маркетинга организации связи.
2.1 Характеристика организации связи, описание оказываемых услуг.
Республиканское унитарное предприятие «Белпочта» - белорусская государственная компания, оператор белорусской национальной почтовой сети. Штаб-квартира расположена в Минске. Член Всемирного почтового союза с 1947 года. Развитие почтовой связи на территории Белоруссии имеет давнюю историю, включая древние времена, периоды в составе Великого княжества Литовского, Российской империи, СССР и период независимости. По данным на 2018 год, предприятие насчитывает [5]:
более 24 000 сотрудников;
6 областных филиалов;
производство «Минская почта»;
автотранспортное производство;
более 3100 объектов почтовой связи;
более 60 центров комплексного обслуживания корпоративных клиентов «Бизнес-почта»;
6 пунктов приема и выдачи почтовых Отправлений;
более 1600 автомобилей;
более 1100 почтовых маршрутов;
ежедневный пробег более 160 000 км
К основным видам оказываемых «Белпочтой» услуг относятся:
Прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений;
Международные отправления.
Почтовые денежные переводы
Партионные почтовые отправления.
Гибридная почта.
Международная ускоренная почта — EMS.
Выплата пенсий, пособий, компенсаций и осуществление других выплат.
Оказание услуг почтовой связи на дому.
Подписка на периодические печатные издания.
Прямая почтовая рассылка.
Услуги таможенного агента и складов временного хранения.
3 Разработка плана маркетинга конкурентной усулги и оценка его эффективности.
Главной целью разработки плана маркетинга является продвижение услуги «Электронный внутриреспубликанский денежный перевод»
Маркетинговый аудит и состояние маркетинговой работы в организации.
Республиканское унитарное предприятие «Белпочта» - белорусская государственная компания, оператор белорусской национальной почтовой сети. Организация регулярно проводит работу в отношении улучшения качества предоставляемых услуг.С целью улучшения качества предоставления почтовых услуг, оптимизации сроков обработки входящих международных почтовых отправлений на территории Национального аэропорта «Минск» открыт Логистический центр по обработке международной почты РУП «Белпочта», в котором сконцентрирован весь передовой отечественный и международный опыт, инновационные разработки и современные технические средства работы с почтовыми отправлениями. Логистический центр, оснащенный самым современным оборудованием, позволил ускорить доставку входящих международных почтовых отправлений получателям. В 2016 году открыто 10 новых объектов почтовой связи (5 городских отделений почтовой связи, 1 сельское отделение почтовой связи, 4 городских пункта почтовой связи).
В целях повышения качества обслуживания клиентов в 2016 году внедрены новые услуги и сервисы, такие как «Экспресс-курьер» — доставка срочных документов и товаров весом до 7 кг в пределах одного города (столицы и областных центров) в кратчайшие сроки — 3-4 часа; бесконвертное почтовое отправление «Self mailer»; безадресная рассылка рекламно-информацонных материалов «Местная рассылка»; услуга в рамках отправлений линейки «Комфорт» — «Комфорт с оплаченной доставкой в вечернее время»; дополнительный сервис «слежение» для отправлений «1 класс», который позволяет отправителю отследить на сайте РУП «Белпочта» в разделе «Слежение за почтовыми отправлениями» дату доставки отправления в абонентский почтовый шкаф или индивидуальный почтовый ящик адресата
Для расширения географии продаж и максимального информирования всех слоев населения РУП «Белпочта» совместно с белорусскими интернет-магазинами запустило новый партнерский проект «Товары почтой».
Заключение.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Конкурентоспособность услуг - это способность получить прибыль за счет преимуществ по сравнению с услугами конкурентов и за счет способности услуг удовлетворять требованиям потребителей. На конкурентоспособность услуг связи, как и на другие виды услуг влияют два основных фактора: цена и качество. Качество услуг — это основной показатель конкурентоспособности предприятия связи. При оценке качества и конкурентоспособности услуг предприятий связи необходимо учитывать их особенности, которые условно можно разделить на две группы: по характеру потребления почтовых услуг и группа, которая отражает особенности оказания услуг организациями почтовой связи. Для оценки конкурентоспособности услуг почтовой связи наилучшим будет маркетинговый подход, который предусматривает анализ существующих и будущих потребностей в услуге, сегментацию рынка; анализ конкурентов, анализ конкурентных преимуществ.
Во второй главе была рассмотрена конкурентоспособность услуг почты на примере услуги «Почтовые денежные переводы». Проведенный анализ конкурентоспособности услуги «Денежные переводы» по направлениям анализ рынка, анализ конкурентов, анализ конкурентных преимуществ показал, что доля почтовых переводов в секторах как международных, так и внутренних денежных переводов крайне мала и составляет менее 0,5% от общего объема рынка данных услуг. Наиболее конкурентоспособной из предлагаемых РУП «Белпочта» переводов является услуга внутриреспубликанский электронный денежный перевод, так как именно в этом сегменте рынка исследуемая организация имеет больше всего преимуществ. В ходе исследования были выявлены такие недостатки электронного внутриреспубликанского почтового перевода как высокая цена услуги и очень длительный срок перевода по сравнению с конкурентами. Кроме того есть вероятность того, что в местном почтовом отделении не окажется нужной суммы наличных, а время ожидания неизвестно.
Предложенным в третьей главе маркетинговым планом предусматривается повышение конкурентоспособности услуги «Электронный внутриреспубликанский денежный перевод» по качественному и ценовому показателям.
1. Итоги работы РУП "Белпочта" за 2018 год Точка доступа: http://www.belpost.by/company/itogi-2018/
2. Куратова Л.А. Формирование конкурентоспособности организаций сферы связи. // Проблемы. Опыт. Решения. 16 (343), 2014. С. 21-26.
3. Костин И.М., Фасхиев Х.А. Измерение конкурентоспособности предприятий // Менеджмент организации XXI века: Тезисы докл. Междунар науч.-практ. конф. — Наб. Челны: КамПИ, 2001. — С. 115–117
4. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М. 2001. С. 5; Макконнелл К.Р., Брю C.J1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. T.l. М.: ИНФРА-М. 2001. С. 348.;
5. Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. Официальный сайт. Точка доступа: https://www.mpt.gov.by/ru/pochtovaya-deyatelnost
6. Моисеева Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: уч. пособие / H. К. Моисеева, М.В. Конышева. - 2002, 304с..
7. Обзор рынка денежных переводов Республики Беларусь за 2018 год. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. Точка доступа http://www.nbrb.by/system/settlements/money_remittances/info/overview_2018.pdf
8. Политика РУП "Белпочта" в области качества
9. Положение о порядке формирования тарифов на услуги связи, оказываемые организациями Министерства связи Республики Беларусь
10. Резникова Н.П.. Маркетинг в телекоммуникациях. - М. : "ЭКО-ТРЕНДЗ", 2002.
11. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг: учебник / И.В. Успенский, СПб. : Изд-во СПГУЭиФ, 2003.
12. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // маркетинг в России и за рубежом. —2003. — ¹ 4(36). — С. 53–68.