ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИМПРЕССИОНИСТОВ ВО ФРАНЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПАРИЖА
1.1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ
1.2 ОБЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ИМПРЕССИОНИЗМА
1.3 ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИМПРЕССИОНИЗМА ВО ФРАНЦИИ
ГЛАВА 2. РЕГИОНЫ ФРАНЦИИ НА ПОЛОТНАХ ИМПРЕССИОНИСТОВ
2.1 РАБОТЫ ИМПРЕССИОНИСТОВ В РЕГИОНЕ ИЛЬ-ДЕ-ФРАНС
2.2 НАСЛЕДИЕ ИМПРЕССИОНИСТОВ В НОРМАНДИИ
2.3 НАСЛЕДИЕ ИМПРЕССИОНИСТОВ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ФРАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху Возрождения художники венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие цвета и промежуточные тона. Испанцы использовали этот опыт. Наиболее ярко это проявляется в деятельности таких художников, как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьи работы впоследствии оказали большое влияние на Э. Мане и П. Ренуар [1, с. 65].
Начало импрессионизма как направления в искусстве было положено в 1860 году, когда молодые художники перестали довольствоваться средствами и целями академизма, по причине чего каждый из них самостоятельно начал искать другие пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляется в "Салоне изгоев" картины "Завтрак на траве" и активно участвует во встречах поэтов и художников в кафе "Герой", в котором приняли участие все будущие основатели нового движения, что делает его главным защитником импрессионизма как вида искусства.
Импрессионизм (французское оттиск "впечатление") – одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции, а затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разработать методы и приемы, позволяющие наиболее естественным и ярким образом запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления [2, с. 211].
Обычно термин "импрессионизм" означает направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи были также воплощены в литературе и музыке, где импрессионизм также проявлялся в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, прямой форме, как отражение своих впечатлений.
Символизм наиболее близок импрессионизму среди соответствующих течений художественного искусства. Многие художники, начав работать в стиле символизма (и в довольно академической манере письма), затем перешли на стилистическую платформу импрессионизма [3, с. 110]. Цель исследования: изучить особенности импрессионизма как направления искусства во Франции за пределами Парижа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИМПРЕССИОНИСТОВ ВО ФРАНЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПАРИЖА
1.1 Историография и источники
В исследовании импрессионизма как направления в искусстве можно выделить несколько этапов. Первый – начало 19 века, начальный этап, второй – развитие импрессионизма в середине 19 – 20 века, третий – современный этап в развитии импрессионизма.
Первый этап становления импрессионизма как направления в искусстве связан с работами таких исследователей и их работ как А.Воллар «Воспоминания торговца картинами», Э. Дэга «Письма. Воспоминания современников», Денвер Б. «Импрессионизм. Художники и картины», Манэ, Э. «Письма. Воспоминания. Критика современников», Перрюшо. А. «Жизнь Ренуара», Писарро, К. «Письма. Критика. Воспоминания современников», Ревалд, Д. «История импрессионизма».
Данные исследователи занимались изучением проблемы становления импрессионизма как направления в искусстве. В своих работах они изучали индивидуальный путь каждого художника, их индивидуальный взгляд на проблему импрессионизма.
Второй этап развития импрессионизма выпадает на средину 19-20 века. Данный этап в развитии импрессионизма связан с работами таких исследователей, как Изергина, А.Н. «Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля», А. Дубешко «Импрессионизм. 100 шедевров», Рейтерсверд, О. «Импрессионисты перед публикой и критикой», Сапего, И.Г. «Огюст Ренуар и импрессионизм».
Данные исследователи занимались проблематикой развития импрессионизма в рамках других течений искусства. Они выявляли положительные и отрицательные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие данного направления искусства.
ГЛАВА 2. РЕГИОНЫ ФРАНЦИИ НА ПОЛОТНАХ ИМПРЕССИОНИСТОВ
2.1 Работы импрессионистов в регионе Иль-де-Франс
"Впечатленцы" – так звучит французский перевод, точное определение, которое легкой рукой фельетониста Луи Лероя обозначило одно из основных направлений в европейском изобразительном искусстве. Импрессионисты действительно гонялись за впечатлениями, пытаясь поймать красочное изобилие, меняющуюся игру в блики, передать мгновенные эмоции.
Пленэр стал божеством, которому поклонялись, а работа на открытом воздухе была основным методом воплощения тончайших состояний мира в живописи [11, с. 86].
Для того, чтобы понять, чем данные места привлекают художников данного направления, рассмотрим особенности здешней местности. С середины XIX века среди парижан стали очень модными летние развлечения на лоне природы. Особенно, привлекательными были изгибы Сены к северо-западу от столицы, где река течет ниже города Аржантёй, между селами Шату и Буживал образовались острова. Жителям города было удобно добираться туда по недавно открывшейся железной дороге Сен-Жермен. Всего 20 минут езды, и вы на станции Шату, где вы всего в нескольких шагах от развлекательных центров над водой.
"Генгетт" – это название, данное французами загородным кабакам, где можно было не только вкусно поесть, но и потанцевать. Здесь собиралась самая разнообразная толпа: почетная буржуазия, представители богемы, ремесленники и авантюристы всех мастей. Они приехали как семьи, так и пары или веселые компании. Одинокие женщины приходили в прибрежные рестораны в надежде на новые знакомства. Пикники, плавание и катание на лодках сопровождались шумом и гаммой, смехом и откровенным флиртом.
По этим причинам данные места приглянулись художникам-импрессионистам, здесь можно было найти множество сюжетов для тематики своих картин [12, с.113].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что зарождение такого направления в художественном искусстве как «импрессионизм» пришлось на 1860-1870 гг. 19 века во Франции. Зарождение импрессионизма произошло в связи с многими факторами. К таким факторам можно отнести социальное, политическое и экономическое состояние Франции в то время.
Нестабильность в основных социальных сферах жизни оказала свое влияние на развитие культурных направлений того времени. Традиционные формы искусства оказались неспособными решать трудные проблемы, которые появились в обществе, и появилась необходимость в создании совершенно новых форм и методов художественной деятельности.
Также к факторам, которые оказали влияние на появление импрессионизма как отдельного направления в искусстве можно отнести желание художников описывать обыденные предметы и ситуации, людей в типичных ситуациях и т.д. Также на данное направление в искусстве оказало влияние японское искусство, ключевыми элементами которого пользуются даже современные художники-импрессионисты.
Импрессионизм как направление искусства проявился не только в деятельности художников, но и в музыке и литературе. Данное направление подразумевало под собой создание образов и ситуаций обыденной жизни, в их изменчивости и динамичности.
Основными представителями данного направления в художественном искусстве являются К. Моне, Э. Мане, П. Ренуар, К. Писарро, А. Сисли и мн. Другие.
Франция, в частности ее пригородные районы оказали большое влияние на формирование художественной деятельности художников-импрессионистов. Многие из них жили в пределах сельской или периферийной местности, писали свои картины, исходя из пейзажей, которые наблюдали каждый день.
1. Андреев, Л.Г. Импрессионизм. / Л.Г. Андреев – М.: Академия, 2000. – с.64-66.
2. Бродская, Н.В. Импрессионизм. / Н.В. Бродская — СПб.: Аврора, 2002. – 332 с.
3. Воллар, А. Воспоминания торговца картинами / Пер. с фр. Г. Генниса. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. – 215 с.
4. Гаман, Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. / Р. Гаман – М.: Форум 2005. – с.77-79.
5. Дега, Э. Письма. Воспоминания современников / пер. с франц. М. Казениной. – М.: Искусство, 2001. – 332 с.
6. Денвер, Б. Импрессионизм. Художники и картины. / Б. Денвер –М.: Искусство, 2004. – 256с.
7. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева –М.: АСТ-Пресс,2004. – 336с.
8. Изергина, А.Н. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. – СПб: Питер, 2009. – 228с.
9. Импрессионизм и постимпрессионизм. / Сост. Т.Г. Петровец. – М.: Академия, 2002. – 248с.
10. Импрессионизм / сост. Т.М. Котельникова – М.: Форум, 2005. – 445с.
11. Импрессионисты, их современники, их соратники / под ред. А.Д. Чегодаева. – М.: Искусство, 2005. – 221с.
12. Импрессионизм. 100 шедевров. / А. Дубешко. – М.: Эксмо, 2015 – 256с.
13. Манэ, Э. Письма. Воспоминания. Критика современников. / Э. Манэ – М.: Искусство, 2005. – 248с.
14. Перрюшо. А. Жизнь Ренуара. / А. Перрюшо – М.: Радуга, 2006. – 96с.
15. Писарро, К. Письма. Критика. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 2004. – 287с.
16. Ревалд, Д. История импрессионизма. / Д. Ревалд. – М.: Республика, 2002. – 123с.
17. Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой. / О. Рейтерсверд. – М.: Искусство, 2004. – 275с.
18. Сапего, И.Г. Огюст Ренуар и импрессионизм // Искусство. / И.Г. Сапего – 2006. - №7 – 336с.
19. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. / Сост. Т.Г. Петровец. – Олма-Пресс, 2001. – 289с.