Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы одиночества и самооценки в подростковом возрасте
1.1 Проблема одиночества и самооценки в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности самооценки и одиночества в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Первичная обработка данных исследования
2.3 Вторичная статистическая обработка данных
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения одиночества во взаимосвязи с уровнем самооценки в подростковом возрасте не теряет своей актуальности. Это обусловлено, что именно в подростковом возрасте человек начинается стремиться к рефлексии, пониманию себя, установлению эмоциональных отношении с другими людьми. Подросток на фоне недостаточной осознанности самого себя при фрустрации значимого для него общения часто сталкивается с чувством одиночества.
Подростковый возраст принято рассматривать как этап становления самосознания и самооценки. Возникновение самосознания является результатом осознания подростком собственных внутренних и внешних изменений, повышения интереса к самому себе. Эти факторы могут привести к сознательному одиночеству подростка.
Если же в связи с резкой дисгармонией физического и психологического облика подросток проецирует негативные эмоции на окружающий мир, повышается его конфликтность. Подросток может разочароваться в отношениях с другими людьми, стремиться доказать себе и другим свою самостоятельность и уникальность, потому и сталкивается с переживанием чувства одиночества, которое способствует его индивидуализации.
Изучением проблемы одиночества и возрастных ее особенностей занимались С.Г. Корчагина, Л.А. Пьянкова, А. Лэнгле, Л.Ф. Вязникова, А.О. Вырупаева, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс и др.
Проблему самооценки в подростковом возрасте исследовали О.А. Андриенко, И.В. Арендачук, В.И. Кошкаров, В.Н. Бородина, Л.А. Кадетова, Э.А. Захарова, С.А Панченко и др.
Однако, проблема изучения взаимосвязи самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной.
Объект исследования: самооценки и одиночество подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема одиночества и самооценки в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Современные трактовки понятия «одиночество» неоднозначны. Так, одиночество рассматривается как социально-психологическое явление, связанное с личностными особенностями (особенности подросткового и раннего юношеского возраста, когда происходит развитие самопознания, формирование мировоззрения, влияние низкой самооценки индивида). В таком случае одиночество выступает как преграда и стимул развития. Как психическое образование, оно проявляется в стремлении индивида осознать свои возможности и своеобразие, иметь свою личную позицию [18, с. 33].
Как субъективное внутреннее переживание одиночество становится признаком полного погружения человека в себя самого, может выступать как особая форма самосознания или самовосприятия. В этом случае одиночество проявляется как осознание человеком своей исключительности или неприятия другими [10, с. 65].
Одиночество рассматривается также как психическое состояние. По мнению Л.А. Пьянковой, одиночество – это эмоциональное состояние оно выражает переживание, вызывающее комплексное и острое чувство раскола внутреннего мира, основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Состояние одиночества имеет различные нюансы, оттенки, и каждый индивид определяет его в зависимости от комплекса чувств, мыслей, поступков [19, с. 116].
Одиночество представляет собой нормальное человеческое состояние, если оно открывает возможности для саморефлексии, осмысления собственных жизненных планов, целей и ценностей, выработки самостоятельных ответственных решений. Одиночество становится источником страданий, когда оно не является результатом свободного выбора индивида, когда человек тяготится своей разобщенностью с миром и окружающими людьми.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация, задачи и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и провести теоретический анализ научно-психологической литературы по проблеме взаимосвязи самооценки и уровня субъективного благополучия ощущения одиночества в подростковом возрасте.
2. Выявить и изучить особенности самооценки и уровня субъективного благополучия ощущения одиночества в подростковом возрасте.
3. Определить взаимосвязь самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
4. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.
Организация исследования:
1. Определение проблемы взаимосвязи самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте, подбор методов для диагностики самооценки и уровня субъективного ощущения одиночества.
2. Формирование выборки. В исследовании приняли участие учащиеся 24 учащихся 7-8-х классов, из них 12 мальчиков и 12 девочек.
3. Проведение психодиагностического исследования проводилось в один этап. Он включает проведение тестирования по методикам «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона (Приложение 1) и «Методика самооценки личности» О.И. Моткова (Приложение 2).
Тестирование проводилось индивидуально с каждым из участников исследования. Каждый испытуемый получил бланки тестов с инструкциями, работал самостоятельно, время ответа не ограничивалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии одиночество рассматривается как эмоциональное состояние, выражающее переживание, вызывающее комплексное чувство расщепления внутреннего мира, отношений с другими людьми. Одиночество как социально-психологическое явление связано с личностными и возрастными особенностями. Самооценка отечественными психологами рассматривается как интегральный компонент самосознания, объединяющий самопознание и самоотношение. В зарубежной психологии самооценка обычно рассматривается в структуре Я-концепции, а также как механизм, обеспечивающий согласованность притязаний личности по отношению к самой себе. Самооценка как психологическая категория представляет собой: центральное звено личности, главный компонент самосознания, регулятор деятельности и поведения, выделение человеком собственных качеств, их осознание и оценочное отношение к ним.
Подростковый возраст в психологии рассматривается как период интенсивного становления самооценки, что связано с его включением в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность значительным расширением круга общения. Подростковый период важен в развитии у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания. Самооценка подростка может послужить фактором появления чувства одиночества. С увеличением степени самооценки в подростковом возрасте выраженность чувства одиночества снижается. Возникновение одиночества у подростков обусловлено нарушенным характером общения со сверстниками, неблагоприятным положением в группе, слабо развитой рефлексией, завышенными требованиями к окружающим людям.
В результате исследования самооценки было выявлено, что большинство исследуемых подростков обладают высоким уровнем самооценки. Они уверены в себе и своих способностях, регулируют свой уровень притязаний и правильно относятся к собственным возможным ошибкам. Подростки имеют завышенный уровень притязаний, ставят перед собой завышенные цели и достигают их, прилагая к этому все усилия.
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 462 с.
2. Андриенко, О. А. Влияние уровня самооценки на переживание чувства одиночества в подростковом возрасте / О. А. Андриенко // Балканско-научно обозрение. – 2019. – № 1. – С. 71-73.
3. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
4. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
5. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
6. Вязникова, Л. Ф. Феномен одиночества как объект научных исследований / Л. Ф. Вязникова, А. О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 271–275.
7. Захарова, Э. А. Самооценка подростков как отражение одиночества / Э. А. Захарова // Актуальные проблемы психологии и педагогики : материалы научно-практической конференции. – Оренбург, 2016. – С. 229-235.
8. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
9. Коновалова, К. В. Причины появления школьной тревожности / К. В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
10. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М. : МПСИ, 2008. – 228 с.
11. Кошкаров, В. И. Исследование взаимосвязи одиночества и самооценки у подростков / В. И. Кошкаров, В. Н. Бородина, Л. А. Кадетова // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 201-205.
12. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
13. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Консультативная психология и психотерапия. – 2002. – № 2. – С. 34–58.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с анrл. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
15. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
16. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
17. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
18. Попова, С. Л. Одиночество как социальная проблема / С. Л. Попова // Молодой исследователь Дона. – 2016. – № 2. – С. 31–35.
19. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
20. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Смысл, 2004. – 488 с.
21. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
23. Чифтчи, Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б. Чифти //Научный журнал. – 2018. – № 7 (30). – С. 58-59.
24. Шемчук, А. А. Условия формирования позитивной самооценки в семье ее роль в регуляции поведения / А. А. Шемчук // Вестник науки и образования. – 2019. – № 11 (65). – С. 112-114.
25. Шупарова, К. В Подходы к пониманию самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии / К. В. Шупарова // Студенческий научный форум. – 2017. – № 2. – С. 25-29.