ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.2 ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.3 ИЕРАРАХИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 ЗАКОН О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ В СТРАНАХ СНГ
2.2 СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СТРАНАХ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из фундаментальных особенностей права является его формальная определенность. Правовые нормы должны быть выражены извне, содержаться в определенных формах, которые являются способом их существования, формой проявления. Без этого правовые нормы не смогут выполнить задачу регулирования общественных отношений. Таким образом, правовая форма - это способ выражения воли государства, поведения [19, с. 139].
Наряду с понятием «правовая форма» более распространено понятие «источника права», но эти понятия не идентичны. Если форма права указывает на то, как организовано право, поскольку оно выражено извне, то источником права является система признаков, определяющих содержание права и его форму выражения.
Становление и развитие государства в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием существующей законодательной базы. Законодательная база необходима для развития любого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека индивидуально. Основным источником такой законодательной базы являются нормативно-правовые акты.
В целом под нормативным правовым актом понимается принятый компетентным органом правовой акт, содержащий нормы права, то есть нормы общего характера и постоянного действия, направленные на неоднократное применение.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативные правовые акты влияют на абсолютно все сферы жизни белорусского общества. Ведь законы и иные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений, поэтому они являются важнейшими факторами существования любого государства.
Проблема определения уровня нормативно-правового акта Республики Беларусь в иерархии получила широкое развитие в юридической литературе, как отечественных ученых, так и представителей зарубежной науки.
Итак, целью исследования в настоящей курсовой работе является рассмотрение основных вопросов, связанных с определением юридической силы нормативного правового акта не только в Республике Беларусь, но и зарубежных странах.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие нормативного правового акта, его признаки;
2) исследовать понятие юридической силы нормативного правового акта;
3) описать построение системы нормативных правовых актов по их юридической силе в Республике Беларусь;
4) изучить законодательное регулирование системы нормативного правового акта по их юридической силе в странах СНГ, а также в странах с романо-германской правовой системой.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта
В Республике Беларусь основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Нормативный правовой акт (далее - НПА) является официальным документом установленной формы, принятым (опубликованным) правотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или путем проведения референдума с соблюдением установленного законом порядка, направленного на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление и прекращение действия закона как обязательного акта постоянного или временного характера, предназначенного для неопределенного круга лиц и многократного применения [26, ст.2].
НПА является основным источником закона. Принятие этих актов, которые сами по себе составляют иерархию, относится к исключительному правомочию государства [20, с. 196].
Для НПА характерны следующие признаки:
а) имеет государственный властный характер, потому что он исходит от государства. НПА создается в результате нормативной деятельности государственных органов. Государство, представленное компетентными органами, обеспечивает выполнение правовых требований, содержащихся в НПА. Государство также оказывает обязательное воздействие на субъектов правоотношений, нарушающих установленные нормы права [1, с. 223];
б) нормативный характер (в том числе тот факт, что он формулирует и, соответственно, содержит правовые нормы, которые обычно являются обязательными, формально определенными положениями, которые предназначены для неоднократного использования лицами [30, с.217]. Обязательными реквизитами НПА являются:
- вид акта;
- полное название;
- дата издания акта и его регистрационный номер, место принятия (опубликования;
- подпись уполномоченного лица;
- гриф утверждения [26, ст.26];
в) иерархия (НПА занимает определенное место в иерархии правовой системы);
г) процедура, которая включает в себя то, что принятие каждого НПА проходит в специальном порядке, который именуется законодательным процессом. Законотворчество - это технология разработки норм и доведения их до адресата [16, с.117];
д) обязательность для всех (НПА содержит общие правила поведения, обладающие обязательностью со стороны государства. Таким образом, НПА должен быть отделен от отдельных актов, которые не являются источником права. Индивидуальные акты - это решения государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, устанавливающие определенные правовые последствия для конкретного субъекта правоотношений (постановления о штрафах, договоры купли-продажи, акты о регистрации брака и др.) [1, с. 223].
ГЛАВА 2ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ НПА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Закон о нормативных правовых актах в странах СНГ
О необходимости принятия закона о НПА стали говорить во второй половине 80-х годов прошлого века с целью совершенствования правовой системы СССР. Разработка законопроекта велась в основном учеными Института законодательства и сравнительного права [28, с. 77].
Эти разработки стали основой для принятия в субъектах Российской Федерации таких нормативных актов, как Закона о законодательном консультировании государств-участников СНГ (1995), законов о НПА, действующих в странах СНГ: Азербайджанской Республике, Кыргызской Республике, Республике Армения, Беларуси, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане.
В России проект федерального закона «О НПА Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении (1996), но был отклонен во втором чтении (2004).
Парадоксально, что были разработаны теоретические основы законодательства, типологии и основы правового регулирования действия НПА, предложен проект закона о НПА, являющийся основанием действующего законодательства Российской Федерации и государств-участников СНГ, продолжена разработка законопроекта о Национальном плане действий Российской Федерации. Как Н.A.Власенко и Е.E.Рафалюк, известны проекты 1989 года, 1992, 1995, 2000, 2006, 2012, 2014 (подготовлено Министерством юстиции Российской Федерации и представлено для общественного и профессионального обсуждения на основе проектов ИСП) [8, с. 78].
В то же время в странах СНГ за последние два десятилетия активно развился опыт функционирования и совершенствования законодательства в указанной сфере.
Так, в Азербайджанской Республике в 1999 году был принят закон о НПА, а в 2010 году- конституционный закон о НПА, действующий в редакции конституционного закона 2016 года. В Республике Беларусь в 2010-2011 годы был разработан новый Закон о НПА, который активно обсуждался в научно-правовом сообществе и был внесен в Парламент в качестве законопроекта. Окончательно был разработан новый закон, который вступил в силу в 2018 году. В Республике Армении, напротив, Закон о НПА, принятый в 2002 году действует и в настоящее время [8, с. 79].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Актуальность темы заключается в том, что НПА затрагивают абсолютно все сферы жизни белорусского общества. Ведь НПА являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений, поэтому они являются важнейшими факторами существования любого государства.
НПА является официальным документом уполномоченного государственного органа (должностного лица) или референдума, содержащим общепринятое правило поведения, предназначенное для неограниченного числа лиц и неоднократного применения.
К основным характеристикам НПА относятся: государственно-властный характер, нормативный характер, общеобязательность, процедурность, иерархия и т.д.
Юридическая сила НПА является характеристикой НПА, которая определяет:
- обязательность применения в отношении определенных общественных отношений;
- его подчиненное отношение относительно других НПА.
В зависимости от юридической силы все НПА делятся на две части: законодательные акты и подзаконные. Чтобы правильно определить юридическую силу НПА, применяемой в случае возникновения коллизии, необходимо следовать определенным правилам, содержащимся в Законе о НПА.
Кроме того, в Законе о НПА, несмотря на отсутствие прямого указания на установление иерархии существующей системы НПА, содержатся положения, позволяющие ее установить. Кроме того, особое значение имеют установленные процедуры разрешения коллизий.
В настоящее время вступил в силу новый Закона о НПА 2018 года, который в значительной степени основан на более чем десятилетнем опыте применения Закона о НПА 2000 года. Как и действовавшее законодательство, новый закон определяет систему и виды правовых актов Республики Беларусь, общий порядок разработки, пересмотра, принятия, опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования и систематизации правовых актов. Значительное внимание белорусские законодатели уделяют регулированию на законодательном уровне, демонстрируют понимание доминирующей роли правового регулирования на современном этапе развития страны.
1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014. – 410 с.
2. Богдановская, И. Ю. Источники права на современном этапе развития «общего права» : дис д-ра юрид. наук / И.Ю.Богдановская. - М., 2017. – 88 с.
3. Бочков, А. А. Общая теория права: учебник в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Ч. 3. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 150 с.
4. Василевич, Г.А. Иерархия одноуровневых нормативных правовых актов / Г.А.Василевич // Право Беларуси. – 2013. – № 31. – С.45–49.
5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь как ценностная доминанта в процессе реализации правовых норм [Электронный ресурс]/ Г.А.Василевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
6. Василевич, Г. А. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» / Г.А.Василевич. — Минск: Право и экономика, 2018. — 128 с.
7. Василевич, Г.А. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы / Г.А. Василевич // Теория и практика правотворчества и правоприменения: Республика Беларусь в условиях интеграционных процессов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 13–14 апр. 2017 г. / Гродн. гос. ун-т ; редкол.: И.Э. Мартыненко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2017. – С. 21–23.
8. Власенко, Н. А., Рафалюк, Е. Е. Концепция проекта закона о нормативных правовых актах и совершенствование законотворческого процесса / Н.А.Власенко, Е.Е.Рафалюк // Научные концепции развития российского законодательства: монография. — 7-е изд., доп. и перераб. / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева, А. И. Абрамова [и др.]. — М. : ИЗиСП при Правительстве РФ, 2015. — С. 75—86.
9. Давид, Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В. А. Туманова. - М.: Юрайт, 2009. - С. 74-85.
10. Дженкс, Э. Английское право / Э.Дженкс; пер. Л. А. Лунц. - М., 1997. – 91 с.
11. Зивс, С. Л. Источники права / С.Л.Зивс. - М.:Наука, 2001. – 240 с.
12. Иванов, А. А. Теория государства и права / А. А. Иванов, В. П. Иванов. – М.: Юриспруденция, 2017. – 303 с.
13. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004. – Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
14. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза. – Режим доступа: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/ constzs/france.htm. - Дата доступа: 19.11.2019.
15. Лагун, Д.А. Правовые акты Президента Республики Беларусь : дис. … канд юрид. наук : 12.00.12 / Д.А. Лагун. – Минск, 2012. – 121 с.
16. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с.
17. Маклаков, В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия / сост., пер. В. В. Маклаков. - М.: Наука, 2006. - 108 с.
18. Марченко, М. Н. Источники романо-германского права: понятие, виды, классификация / М.Н.Марченко // Вестник Московского университета. - Сер. 11. - 2010. - № 2. - С. 17—18.
19. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М.: Юристъ, 2014. – 245 с.
20. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Юристъ, 2012. – 414 с.
21. Нематов, А. Р. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах»: прошлое, настоящее и будущее / А.Р.Немаров // Государство и право. — 2009. — № 10. — С. 60—64.
22. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
23. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
24. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З: в ред. от 30.12.2018 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
25. О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359: Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 (ред. от 07.05.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
26. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2018 г., № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII (ред. от 17.07.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
28. Пиголкин, А. С., Казьмин, И. Ф., Рахманина, Т. Н. Инициативный проект закона «О нормативно-правовых актах Российской Федерации» / А. С. Пиголкин, И.Ф. Казьмин, Т.Н.Рахманина // Государство и право. — 2012. — № 7. — С. 76—86.
29. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=127365#06473735518250754.
30. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
31. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 640 с.
32. Реут, В.И. Нормотворческая деятельность Главы государства: Республика Беларусь и зарубежный опыт: дис … канд. юрид. наук: 12.00.12 / В.И. Реут. – Минск, 2013. – 135 с.
33. Романовский, А. А. Институт президентства во Франции и России: (сравнительный анализ): автореф. дис. … канд. полит. наук / А.А.Романовский. - Воронеж, 2007. – 35 с.
34. Сільчанка, М.У. Тэорыя крыніц беларускага права: манаграфія / М.У. Сільчанка; Гродз. дзярж. ун-т ім. Янкі Купалы. – Гродна : ГрДУ, 2012. – 253 с.
35. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г.: в ред. от 17.07.2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
36. Четвертин, В.А. Проблемы теории государства и права / В.А Четвертин. – М.: Эксмо, 2017. – 297 с.
37. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2013. – 299 с.
38. Allen, C. K. Law and orders / C.K.Allen. - L., 1956. - P. 182.
39. Jagmetti, R. L. Vollziehungsverordnungen und gesetzvertredende Verordnungen / R. L.Jagmetti. - Aarau, 1958. - P. 188.