ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 ПОНЯТИЕ ВИКТИМНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ У СТУДЕНТОВ
1.3 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПОВЫШЕННОЙ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТЬЮ
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ С ПОВЫШЕННОЙ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТЬЮ И НЕГОТОВНОСТЬЮ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.2 ТРЕНИНГОВЫЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сохранение и поддержание психологического здоровья студента является одной из основных проблем высшей школы. Задачей современных вузов является не только организация образовательного процесса, но также и обеспечение условий для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развития качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Формирование психологически здоровой личности в процессе обучения в вузе также важно, как и овладение профессиональной деятельностью.
Нарушение психологического здоровья личности студента возможно в современных условиях виктимизации молодежи, неготовности студентов обращаться за психологической помощью. Развитие у студентов негативных черт личности – неадекватно заниженной самооценки, неспособности (или нежелания) отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решений в проблемных ситуациях, избыточной готовности принимать позицию другого как единственно верную, неадекватной тяги к подчинению, а также с неоправданным чувством вины может привести к формированию виктимности личности.
Психологическая помощь студентам с повышенной виктимностью может осуществляться в различных направлениях, Одним из эффективных путей психологической помощи студентам с повышенной виктимностью может стать разработка программы тренинга. Программа представляет собой готовый инструмент практической работы для психологов, сталкивающихся с проблемой повышенной виктимностью студентов. Психологическая помощь студентам с повышенной виктимностью должна быть направлена на саморазвитие, так как оно дает возможность не только защищаться от неопределенности и негативных влияний, но использовать ее для достижения самостоятельно выбранных целей.
Различные подходы к психологическому пониманию виктимности представлены в работах О.О. Андронниковой, Д.В. Ривмана, Р.А. Субботиной, Е.С. Фоминых и др. Вопросами разработки мер и выявления условий профилактики виктимного поведения занимались А.С. Базова, И.Л. Емельянов, Н.А. Левина и М.Г. Дубовицкая, А.А. Реан, В.А. Туляков, Е.С. Фоминых и др.
Однако, проблема оказания психологической помощи студентам с повышенной ролевой виктимностью и неготовностью обращаться за психологической помощью в современной психологии остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие виктимности личности в психологии
Понятие «виктимность» относится к числу основных понятий, которые используются в учении о жертве – виктимологии. В отечественной психологии виктимология получила активное развитие в конце 80-х гг. прошлого века. Термин «виктимность» в научный оборот был введен Л.В. Франком, которым было предложено рассматривать это понятие в качестве характеристики состояния социальной, психологической, социально-психологической предрасположенности стать жертвой неблагоприятных для личности взаимодействий [7, с. 220].
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «виктимность». В общем смысле определяется как свойство личности, которое заключается в склонности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей [7, с. 221].
Понятие «жертва» является ключевым в определении виктимности, так как с точки зрения виктимологии жертва – это человек, который понес моральный, физический или имущественный ущерб от совершенного преступления, независимо от того, признан ли он в установленном законом порядке как потерпевший, или субъективно оценивает себя таковым. Именно виктимность является той совокупностью индивидуально-психологических особенностей человека, которая способствует тому, что он становится жертвой [15, с. 156].
Анализ психологической литературы позволяет выделить пять основных подходов к рассмотрению виктимности личности. Так, виктимность рассматривается с позиций личностного подхода, в контексте девиантного поведения, дефицита онтогенетической социализации, системного подхода, теории безопасного поведения.
В рамках первого подхода понятие виктимности рассматривается как личностное свойство, как потенциальная способность человека становится жертвой. По определению Л.В. Франка, виктимность представляет собой потенциальную или актуальную способность индивида индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления [15, с. 152]. С точки зрения Д. Ривмана, индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного человека, которое проявляется в объективно присущей ему способности стать жертвой преступления [21, с. 136].
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ С ПОВЫШЕННОЙ РОЛЕВОЙ ВИКТИМНОСТЬЮ И НЕГОТОВНОСТЬЮ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для студентов с повышенной ролевой виктимностью и неготовностью обращаться за психологической помощью. Важно создать условия для минимизации особой деформированной активности, проявляющейся в различных формах (беспомощности, зависимости, агрессии, инфантильности, демонстративности и т.п.) в целях предотвращения превращения студентов в жертву игрового либо социального характера.
У студента должны быть сформированы способности противостоять неблагоприятным факторам среды, умения так выстраивать свою жизненную траекторию, чтобы достигать максимальных результатов с наименьшими потерями и без ущерба для себя, общества и окружающей среде.
В качестве формы работы со студентами был выбран социально-психологический тренинг, который представляет собой инструментальное опосредствующее действие, в ходе которого участники получают новый опыт на основе внутренних и поведенческих изменений.
Название программы: «Преодоление ролевой виктимности личности студента».
Цель программы: снижение повышенной ролевой виктимности и повышение готовности неготовностью обращаться за психологической помощью.
Задачи тренинговой программы:
1) снижение ролевой виктимности личности;
2) повышение потребности в саморазвитии;
3) формирование способностей противостоять неблагоприятным факторам внешней среды;
4) развитие умения выстраивать свою жизненную траекторию в целях достижения наиболее высоких результатов;
5) формирование готовности обращаться за психологической помощью при необходимости.
Методы программы: игровые методы, методы арт-терапии, тренинг социальных навыков.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: студенты, оптимальное количество участников: 8-10 человек.
Структура программы: программа состоит из 7 занятий.
Время реализации тренинговой программы: 2 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 50 минут 1 раз в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что в современной психологии существуют различные подходы к понятию виктимности личности. Виктимность рассматривается с позиций личностного подхода, в контексте девиантного поведения, дефицита онтогенетической социализации, системного подхода, теории безопасного поведения. Виктимность представляет собой потенциальную или актуальную способность индивида индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления. Виктимность может быть личностной (как качество личности становится жертвой) и ролевой (как объективно существующая характеристика социальных ролей, позиции жертвы). Ролевая виктимность является особым, динамическим сочетанием игровых и социальных ролей, основой которых являются рентные установки.
Студенчество представляет собой возрастной период, когда завершается созревание личности и развитие самосознания, складываются социальные установки, направленность личности. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению. Саморазвитие представляет собой основополагающую составляющую личности в период студенчества. Сущность готовности обращаться за психологической помощью у студентов состоит, прежде всего, в наличии у них потребности в саморазвитии. Студенты, обладающие высоким уровнем саморазвития, готовы обращаться за психологической помощью, так как готовы к личностным изменениям.
Основными видами психологической помощи студентам с повышенной ролевой виктимностью являются: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение. Особое значение в работе со студентами имеет проведение психологической коррекции в форме тренинга. Работа с группой в процессе тренинга может быть направлена на: изучение и проработку межличностных взаимодействий, закономерностей социальных процессов; изменения личности и способствующие ее самоосознанию и развитию. В процессе тренинговых занятий, которые организуются специальным образом, личность имеет возможность познать самого себя, осознать свои индивидуально-психологические особенности, оценить их, определить к ним свое отношение.
1. Безносик, К.В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики девиантного поведения учащихся / Е.В. Безносик // Ваш психолог. – 2012. – № 2. – С. 56-62.
2. Биктина, Н.Н. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: сущность, виды и факторы возникновения и причины проявления / Н.Н. Биктина, А.Б. Баймешова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 542.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
4. Бовть, О.Б. Причины и пути превенции школьной виктимизации детей и подростков / О.Б. Бовть // Ученые записки Крымского инженерно-пед. ун-та. – 2017. – № 1. – С. 28-33.
5. Бумаженко, Н.И. Виктимология / Н.И. Бумаженко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.
6. Величко, В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В.Н. Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2007. – № 2. – С. 107–111.
7. Вишневецкий, К.В. Виктимизация: факторы, условия, уровни / К.В. Вишневский // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 226–227.Руденский, Е.В. Дефицит социально-психологической компетентности как триггер онтогенетической виктимизации личности / Е.В. Руденский // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 1. – С. 217-223.
8. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
9. Головей, Л. А. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.. А. Головей. – СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
10. Голубь, М.С. Интегрированный анализ основных подходов виктимности личности подростка / М.С. Голубь // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 102-104.
11. Громова, И.А. Тренинг как форма психологического сопровождения // Идеологическая работа со студенческой молодежью: теория, опыт, перспективы: материалы гор. семинара-практикума (г. Минск, 13 декабря 2007 г.) / редкол. А.В. Касович. – Минск, 2007. –133 с.
12. Жуланова, И.В. Возрастно-психологические особенности современного студенчества / И.В. Жуланова, А.М. Медведев // Известия ВГПУ. – 2006. – № 1. – С. 50–55.
13. Клейберг, Ю.А. Ювентильная виктимность девиантной личности / Ю.А. Клейберг // Общество и право. – 2004. – № 2 (4). – С. 102-107.
14. Лобанова, А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТГУ. – 2012. – № 2. – С. 336-342.
15. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 1008 с.
16. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
17. Одинцова, М.А. Психологические особенности виктимной личности / М.А. Одинцова // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 59-67.
18. Одинцова, М.А. Специфика проявления рентной установки в поведении человека / М.А. Одинцова // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 2. – С. 192–196.
19. Пеняева, С.А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной Я-концепции студентов в процессе обучения / С.А. Пеняева // Научные исследования в образовании. – 2007. – № 2. – С. 1–4.
20. Ретунская, Т.В. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения / Т.В. Ретунская // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 74–78.
21. Ривман, Д.В. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. – СПб.: Питер, 2000. – 214 с.
22. Сарафанова, Л.В. Педагогическое сопровождение виктимного подростка / Л.В. Сарафанова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – № 4 (108). – С. 216-221.
23. Слепкова, В.И. Тренинг профессионально-личностного роста психолога / Ред. В.И. Слепкова, Н.И. Олифирович [и др.]. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 76 с.
24. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
25. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с.
26. Сысоева, В.В. Понятие и сущностная характеристика виктимности как социально-педагогического явления / В.В. Сысоева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 107–112.
27. Тест готовности к саморазвитию (В. Павлов) // Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т. И. Шамовой. – М.: Магистр, 1992. – С. 255-259.
28. Толмачева, О.А. Проблема личностной зрелости и самоактуализации / О.А. Толмачева // Гуманистический взгляд. – 2015. – № 6 (81). – С. 602–610
29. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах / К. Фопель. – М.: Генезис, 2011. – 161 с.
30. Цзен, Н. В. Психотренинг. Игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Класс, 1999. – 272 с.
31. Швалева, Н.М. Саморазвитие студентов как условие укрепления психологического здоровья / Н.М. Швалева, С.В. Пимонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 102-106.
32. Юрова, К.И. Психологическая профилактика виктимного поведения молодежи / К.И. Юрова // Государство и право в XXI веке. – 2017. – № 1. – С. 47-53.