Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности менеджеров по продаже в сфере IT
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности менеджеров по продаже в сфере IT»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности менеджеров по продаже в сфере IT
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов по методике «Личностная агрессивность и конфликтность». Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов по тесту эмоционального интеллекта Бачард (сырые баллы).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖЕ В СФЕРЕ IT
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе
1.2 Понятие и структура эмоционального интеллекта
1.3 Эмоциональный интеллект и проблемы поведения
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖЕ В СФЕРЕ IT
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Характеристики эмоционального интеллекта специалистов по продажам с IT
2.3 Показатели агрессивности специалистов по продажам с IT
2.4 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности менеджеров по продаже в сфере IT
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В нашей работе рассматривается взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и таким проявлением эмоциональной сферы человека, как агрессия.
Под эмоциональным интеллектом понимается следующее: Эмоциональный интеллект – это способность эффективно понимать эмоциональную сферу жизни человека: понимать эмоциональную подоплеку эмоций и отношений, использовать свои эмоции для решения отношений и мотивационных проблем [2].
По мнению ряда специалистов по социальной психологии EQ является более важным фактором для успеха человека в бизнесе, чем привычный интеллект – IQ. В связи с этим обстоятельством появился особый интерес к EQ у тех, кто заинтересован в социальном успехе. Успехи в бизнесе, продажах также являются видом социального успеха. Теоретические основы EQ разработаны Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо, Д. Гоулманом, Л. Гарднером, Р. Бар-Он [7].
Агрессия (лат. aggressio – нападать) – устойчивая черта субъекта, отражающая его склонность к экологически вредному поведению или сходному аффективному состоянию (гневу, гневу) [4].
Сотрудники в организации часто сталкиваются с ситуациями, когда приходится подавлять или ограничивать свои эмоции. Профессиональные неприятности сопровождаются переживаниями, и как их обязательная часть –происходят существенные изменения в коммуникации и выполняемой работе. Все эти процессы связаны с такими понятиями как стресс и деструктивное поведение.
Актуальность исследования заключается в ценности полученных данных о менеджерах по продажам в сфере ИТ, которые дополняют знания о сотрудниках и служат инструментом службы оценки персонала. Кроме того, наша работа направлена на то, чтобы дополнить исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессией как частью эмоциональной сферы человека. В такой работе, как IT-менеджер по продажам, важно уметь покорить собеседника, вызвать его доверие и доброжелательность. Общительность, стрессоустойчивость, готовность к общению, позитивный настрой – личностные качества руководителя, без которых его работа вряд ли может быть успешной. Люди этой профессии должны хотеть и общаться, иначе они быстро устают. Но общение другое. Поэтому вежливость и неконфликтность – ключевые компетенции менеджера по продажам в сфере ИТ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖЕ В СФЕРЕ IT
1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе
Проблема агрессии и агрессивности – одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Важнейшие события в истории человечества – войны – массовые убийства людей. В настоящее время мировое сообщество обеспокоено нарастанием конфронтации между мусульманским Востоком и католическим Западом, ростом военных бюджетов многих стран, распространением ядерного оружия, активизацией международных террористических организаций и т.д. сделать вывод, что агрессия в различных ее проявлениях является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. во все периоды общественного развития.
Существующие сегодня теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Некоторые из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями, в других агрессивное поведение интерпретируется как реакция на фрустрацию, в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального обучения.
Агрессия – это открытое или скрытое, часто вредное социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другой вред другому человеку. Это может произойти как реактивно, так и без провокации. У людей агрессия может быть вызвана различными триггерами, от разочарования из-за заблокированных целей до чувства неуважения [16, с. 16].
Человеческую агрессию можно разделить на прямую и косвенную; в то время как первое характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение кому-либо вреда, второе характеризуется поведением, направленным на нанесение вреда социальным отношениям человека или группы.
В определениях, обычно используемых в социальных и поведенческих науках, агрессия – это действие или ответ индивида, которые доставляют что-то неприятное другому человеку. Некоторые определения включают, что человек должен иметь намерение причинить вред другому человеку.
С междисциплинарной точки зрения агрессия рассматривается как «совокупность механизмов, сформированных в ходе эволюции для того, чтобы отстаивать себя, родственников или друзей против других, чтобы получить или защитить ресурсы (основные причины) с помощью вредных разрушительных средств. Эти механизмы часто мотивируются эмоциями, такими как страх, разочарование, гнев, чувство стресса, доминирования или удовольствия (непосредственные причины). Иногда агрессивное поведение служит снятием стресса или субъективным чувством власти. Хищное или защитное поведение между представителями разных видов нельзя рассматривать как агрессию в одном и том же смысле.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АГРЕССИВНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖЕ В СФЕРЕ IT
2.1 Организация и методы исследования
Выборка исследования: в рамках данной работы были исследованы взрослые мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет, всего 50 человек (25 женщин, 25 мужчин). Исследуемые все являются сотрудниками офисов, работающие с людьми, имеют высшее образование, жители РБ, имеют стаж постоянной офисной работы от 2 до 15 лет. Все испытуемые добровольно принимали участие в исследовании и были информированы о целях и задачах исследования.
Этапы исследования:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных (проведение тестирования с менеджерами по продажам с помощью специализированных методик);
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей, подтверждение/опровержение гипотезы исследования; обобщение результатов исследования.
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие психодиагностические методы:
1. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко [24].
С помощью методики можно выявить следующие признаки негативной установки:
- завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них;
- открытая жестокость в отношениях к людям;
- обоснованный негативизм в суждениях о людях;
- брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью;
- негативный личный опыт общения с окружающими.
Для подсчета показателя негативной коммуникативной установки необходимо просчитать полученный суммарный балл. Критерии оценки: если балл выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.
2. Для оценки уровня эмоционального интеллекта использовался опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия – это открытое или скрытое, часто вредное социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другой вред другому человеку. Говоря о сущности агрессивности как черты личности, мы выделяем наличие деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать и понимать свои и чужие эмоции, уметь управлять своими и чужими эмоциями и использовать эти знания в качестве основы для мышления и принятия решений. Структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессии остаются мало изучены, не так много исследований посвящено данной проблеме. В некоторых из них говорится, что агрессия проявляется во всех видах деятельности, в том числе и творческой. Э. Гарсиа-Санчо, Х. Сальгеро, П. Фернандес-Берросаль [28] была обнаружена связь эмоционального интеллекта с физической и вербальной агрессией.
Результаты диагностики эмоционального интеллекта по опроснику «ЭмИн» Д.В. Люсина: у менеджеров по продаже в сфере IT на среднем уровне выражены такие компоненты эмоционального интеллекта, как: понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, управление своими эмоциями, понимание своих эмоций. На высоком уровне у специалистов развит контроль экспрессии. Общий уровень эмоционального интеллекта у специалистов находится в пределах средних значений. Далее нами был использован тест эмоционального интеллекта К. Бачарда, результаты которого говорят, что у менеджеров по продаже в сфере IT повышенные показатели по шкалам позитивная экспрессивность и сопереживание радости. Низкие результаты по шкале сопереживание несчастья говорят о том, что менеджерам по продаже в сфере IT не свойственно восприятие боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием.
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы - Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) применялась с целью выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Высокий уровень по соответствующим шкалам отражает следующие особенности поведения и личности менеджеров по продаже в сфере IT: высокая эмоциональная возбудимость; наступательность. Также по тесту выявлен высокий уровень позитивной агрессивности и негативной агрессивности; высокий уровень конфликтности. Для выявления уровня развития коммуникативных навыков менеджеров по продаже в сфере IT была использована методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко. Большая часть менеджеров по продаже в сфере IT обладает средним уровнем негативной коммуникативной установки.
1. Андреева, И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И. Н. Андреева [Текст] // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. – № 2. – С. 104-109.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] : [монография] / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 387 с.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2006 – №1(9). – С. 28-32.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 512 с.
5. Васильев, И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. / И. А. Васильев. –1998. – Т. 19. – № 4. – С. 49–60
6. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова [Текст] // Ананьевские чтения: тез. науч.– практ. конф.;редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25 – 26.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Текст]/ Д. Гоулман. – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. –560 с.
8. Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: Полит. экнцикл. (РОССПЭН), 2014. – 493 с.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
10. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М.: «Сфера», 2001. – 160 с.
12. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.
13. Михайлова, О.Ю. Психологические механизмы криминальной агрессии. Дисс. докт. псих. наук. Ростов-н/Д., 2001. – 197 с.
14. Невенчанный, С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. - №. 1. – С. 21-28.
15. Петренко, Р.А. Биологические и социокультурные факторы агрессии / Р.А. Петренко. - Новочеркасск: Оникс. - 2008. - 91 c.
16. Петренко, Р.А. Многоаспектность понятий «Агрессия» и «Агрессивность» / Р.А. Петренко // Гуманитарные и социальные науки. – 2010. - №4. – С. 15-19.
17. Распономарева, О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты / О.В. Распономарева. - М., 2001. – 273 c.
18. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - М., 2008. – 479 с.
19. Суворова, О.В., Никулина, Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Суворова, Л.А. Никулина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - №2(51). – С. 313-319.
20. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1990. – 329 c.
21. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1994. – 672 с.
22. Фокина, И.В. Развитие эмоционального интеллекта студентов–психологов в процессе обучения в вузе/ И.В. Фокина. // Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы»– Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. – С
23. Хекхаузен, Х. Агрессия / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1 - 405 с.
24. Шипова, Л. В. Психологический анализ феномена агрессии в теории фрустрации /Л.В. Шипова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №1. – С. 84-94.
25. Babcock J.C. Decoding deficits of different types of batterers during presentation of facial affect slides / J.C. Babcock, C.E. Green, S.A. Webb // Journal of Family Violence. – 2018. – vol. 23, no. 5. – рр. 295-302
26. Burt S.A. Personality correlates of aggressive and non-aggressive antisocial behavior / S.A. Burt, M.B. Donnellan // Personality and Individual Differences. – 2018. – vol. 44. – no. 1. – pp. 53-63.
27. Burt S.A. Do aggression and rule-breaking have different interpersonal correlates? A study of antisocial behavior subtypes, negative affect, and hostile perceptions of others. / S.A. Burt, A.J. Mikolajewski, C.L. Larson // Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. – 2019. – vol. 35. – no. 6. – pp. 453-461.
28. Garcia-Sancho E. Ability emotional intelligence and its relation to aggression across time and age groups / E. Garcia-Sancho, J.M. Salguero, P. Fernandez-Berrocal // Scandinavian Journal of Psychology. – 2017. – vol. 58. – no. 1. – pp. 43-51.
29. Lazarus R.S. How emotions influence performance in competitive sports / R.S. Lazarus // The sport psychologist. – 2010, vol. 14. – no. 3. – pp. 229-252
30. Shi, J. Validation of emotional intelligence scale in Chinese university students / J. Shi, L. Wang, // Personality and Individual Differences. – 2017. – vol. 43. – no. 2. – pp. 377-387.
31. Watson D. Toward a consensual structure of mood / D.Watson, A. Tellegen // Psychological bulletin. – 2005. – vol. 98. – no. 2. – pp. 219-235.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов по диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица результатов по методике «Личностная агрессивность и конфликтность». Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов по тесту эмоционального интеллекта Бачард (сырые баллы).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты