ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы
Актуальность темы исследования обусловлена запросами практики, отражающие усиливающуюся тенденцию в настоящее время к смещению акцентов на межличностные отношения в профессиональной деятельности. Сегодня особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности медицинских учреждений, функционирования внутри коллектива межличностного взаимодействия.
Деятельность медицинского работника сложна и многообразна; она требует не только профессиональной компетентности от представителей этой профессии, но и умения выстраивать межличностные отношения как между собой, так и с пациентами. Изучение особенностей взаимодействия внутри коллектива, степени удовлетворенности работой и ее отдельными аспектами, характера межличностных отношений в коллективе сотрудников медицинского учреждения позволит наметить пути оптимизации психологического климата в коллективе.
В связи с этим возникает необходимость разработки мероприятий по улучшению эмоционального состояния каждого сотрудника внутри коллектива.
На сегодняшний день накоплено достаточно много теорий и концепций, описывающих сущность межличностных отношений в коллективе. Проблемой межличностных отношений занимались отечественные (Г.М. Андреева [2], Э. Аронсон [4], А.А. Бодалев [7], Е.Н. Казанцева [14], В.Н. Куницина [16], С. Нартова-Бочавер [23], Н.Н. Обозов [24], Л.Г. Почебут и В.А. Чикер [26]) и зарубежные (Д.Майерс [19], М. Пул и Ю. М. Уорнер [28], А. Фернхем [29]) психологи.
В последние годы возрастает интерес к изучению социально-психологического климата и удовлетворенности трудом у сотрудников различных специальностей (Н.А. Абрамова [1], С.А. Бабанов [5], Н.Г. Банайтис [6], Э.В. Будаева [8], Л.В. Галеева [10], И.П. Рудалева и И.А. Кабашева [27], Л.Г. Попова и Н.А. Захаревич [25], Л.А. Мурашова [22]).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКОВ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как Е.П. Ильин, А.В. Карушева, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [15, с. 59].
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [2, с. 152].
Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. По мнению А.А. Бодалева, структура межличностных отношений включает следующие компоненты:
- когнитивный компонент, предполагающий определение индивидом привлекающих и отвергающих элементов взаимодействия с другим человеком и включающий все познавательные психические процесса. В процессе взаимодействия осуществляется познание индивидуально-психологических особенностей партнера по совместной деятельности. Взаимное восприятие обусловливает взаимопонимание и взаимоотношения;
Эмпирическое исследование проводилось на базе УЗ «Гродненская областная клиническая больница». В исследовании приняли участие 20 сотрудников клинико-диагностической лаборатории. Возраст испытуемых 35-45 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь межличностных отношений и психологическим климатом в коллективе медицинских работников.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) отбор методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) выявление межличностных отношений и психологического климата в коллективе медицинских работников посредством тестирования;
3) установление статистической связи между межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе медицинских работников.
Гипотеза исследования: существует связь между межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе медицинских работников.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Назначение методики: изучение представлений человекаа о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность
Методические рекомендации разработаны на основе работ Е.Г. Банайтис [6], И.В. Вачкова [9], О.В. Евтихова [12], Ю.В. Макарова [20], С. Нартовой-Бочавер [23].
и исследований с учетом результатов приведенного эмпирического исследования.
Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи психологу медицинского учреждения для работы по гармонизации психологического климата в коллективе.
Психологический климат формируется в процессе межличностных отношений в коллективе сотрудников и оказывает влияние на каждого из них, в частности на:
- степень самореализации сотрудников в трудовой деятельности;
- психологическое здоровье личности сотрудников;
- удовлетворенность работой;
- характер отношений внутри коллектива;
- взаимоотношения с другими людьми;
- общее отношение к жизни.
Проведенное исследование взаимосвязи межличностных отношений и психологического климата в коллективе медицинских работников, показало, что оценка психологического климата зависит стиля межличностных отношений. Поэтому важнейшей целью гармонизации психологического климата является построение благоприятных межличностных отношений в коллективе сотрудников медицинского учреждения. Работа психолога должна осуществляться с учетом всех показателей психологического климата: сохранения групповой целостности, совместимости, сплоченности как степени приверженности к коллективу сотрудников; открытости к контактам как близости сотрудников на психологическом уровне; ответственности как контроля над исполнением групповых норм и ценностей.
В связи с вышеизложенным, нами были определены следующее рекомендации:
деятельность психолога по гармонизации психологического климата в коллективе медицинского учреждения должна начинаться с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные научные результаты исследования
Теоретический анализ литературы показал, что межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание.
Основными типами взаимосвязи между членами группы являются сотрудничество (или кооперация) и соперничество (конкуренция). Совместимость как многоуровневый феномен внутригрупповых взаимоотношений в коллективе, отражающий состояние взаимной удовлетворенности членов группы, связна с внешними и внутренними факторами. В зависимости от совокупности ожиданий, потребностей и мотивов, с одной стороны, и рабочей ситуацией – с другой, у человека формируется определенная степень удовлетворенности или неудовлетворенности его работой.
Специфика трудовой деятельности медицинского персонала заключается в высокой частоте и интенсивности межличностного взаимодействия с пациентами, с коллегами, с руководством. Межличностные отношения медицинского работника с пациентом могут основываться на авторитарной, партнерской и контрактной моделях. Межличностные отношения медицинского работника в коллективе выстраиваются на профессиональной компетентности и общении, оценка которых является одним из аспектов удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в медицинском учреждении в целом.
Конфликты как столкновение на основе возникших противоречий в виде противоположных целей между людьми представляют собой неотъемлемый аспект межличностных отношений. Конфликты в межличностных отношениях в медицинском учреждении могут существовать на уровне «медработник – пациент», «медработник – медработник». Конфликты между медработником и пациентом предполагают столкновение
1. Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90. [Всего ссылок: 2; с. 4, 16]
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 6, 8]
3. Анцупов, А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с. [Всего ссылок: 2; с. 21, 24]
4. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 9, 13]
5. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42-46. [Всего ссылок: 3; с. 4, 17, 18]
6. Банайтис, Н.Г. Исследование социально-психологического климата трудового коллектива / Н.Г. Банайтис // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4. – С. 14-19. [Всего ссылок: 2; с. 4, 39]
7. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 7, 8]
8. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94. [Всего ссылок: 2; с. 4, 20]
9. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с. [Всего ссылок: 1; с. 39]
10. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябиснкой области. – 2016. – № 1. – С. 36-42. [Всего ссылок: 2; с. 4, 19]
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с. [Всего ссылок: 3; с. 21, 22, 25]
12. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005. – 395 с. [Всего ссылок: 1; с. 39]
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с. [Всего ссылок: 3; с. 9, 12, 14]
14. Казанцева, Е.Н. Субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом / Е.Н. Казанцева // Вестник НГУ. – 2010. – Вып. 1. – Т. 10. – С. 63-66. [Всего ссылок: 2; с. 4, 20]
15. Крысько, В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с. [Всего ссылок:2; с. 6, 10]
16. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 7, 9]
17. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 592 c. [Всего ссылок: 2; с. 10, 19]
18. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с. [Всего ссылок: 2; с. 21, 22]
19. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с. [Всего ссылок: 2; с. 4, 9]
20. Макаров, Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ. – 2010. – № 2. – С. 58-63. [Всего ссылок: 2; с. 4, 39]
21. Митупов, М.Б. Профессиональное общение медицинских работников / М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95. [Всего ссылок: 3; с. 4, 17, 23]
22. Мурашова, Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук: (19.00.03) / Л.А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 16, 17]
23. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 11, 39]
24. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. 2006. – 191 с. [Всего ссылок:3, с. 4, 7, 18]
25. Попова, Л.Г. Влияние социально-психологического климата на деятельность организации / Л.Г. Попова, Н.А. Захаревич // Век качества. – 2017. – № 1. – С. 110-121. [Всего ссылок: 1; с. 59]
26. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с. [Всего ссылок: 2; с. 4, 11, 12]
27. Рудалева, И.А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации / И.П. Рудалева, И.А. Кабашева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 872-876. [Всего ссылок: 2; с. 4, 19]
28. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. [Всего ссылок: 3; с. 4, 12, 15]
29. Фернхем, А. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 430 с. [Всего ссылок: 2; с. 4, 12]
30. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с. [Всего ссылок: 2; с. 13, 14]