ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
2.2 АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
ИНСТРУМЕНТ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ
2.3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
2.5 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТАВЩИКОВ
2.6 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКУПАТЕЛЕЙ
2.7 ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО РЕШЕНИЯ ПУТЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой, разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера деятельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов.
В условиях постоянно усиливающейся конкурентной борьбы на рынке мясопродукции и молокопродукции Республики Беларусь каждое предприятие, действующее в данной отрасли, желающее завоевывать новых потребителей своей продукции и получать постоянную прибыль, должно значительное внимание уделять сбору достоверной, оперативной информации, основным источником получения которой может стать проведение маркетинговых исследований.
Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой организации важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. «Клиент всегда прав» – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
Управление маркетинговой деятельностью (marketing-management) требует знания сущности процессов, связанных с доведением продукта до потребителя, особенностей состояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора добротной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов.
Существует много определений понятия маркетинговое исследование. В качестве примера рассмотрим некоторые из них.
И.К. Беляевский маркетинговым исследованием (англ. marketing research) называет сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства организации по их заказу. Маркетинговое исследование или информационно-аналитическое обеспечение маркетинга есть неотъемлемая часть маркетинговой деятельности. Нельзя отрывать информацию и ее анализ от собственно маркетинга [2, с.15-16].
И.Л. Акулич под маркетинговым исследованием понимает целенаправленное изучение существующей проблемы и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению ее наилучшего решения [1, с.61].
Н.Я. Калюжнова, А.Я. Якобсон трактуют маркетинговые исследования, как систематическое определение круга данных, необходимых организации в связи состоящей передней маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и подготовка отчета о результатах, необходимых для изучения потенциала рынка, потребительских предпочтений, отношения целевого рынка к данной организации и т.д. [19, с.122].
Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призван удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития [2, с.16].
К важнейшим направлениям маркетинговых исследований относятся следующие:
1. Исследование рынка и продаж: оценка емкости рынка; определение характеристик рынка и его сегментов; анализ тенденций рынка; прогноз объема продаж; анализ спроса и предложения; изучение коммерческой практики и правовых условий; товарная и фирменная структура.
2. Изучение потребителей: возможные покупатели товара; побудительные мотивы, заставляющие их приобретать товары; система предпочтений покупателей; выделение сегментов покупателей.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
2.1 Общие сведения. Организационная структура и структура управления предприятием
ОАО «Горецкая райагропромтехника» расположена по адресу Могилевская обл., г. Горки, ул. Железнодорожная, 39.
ОАО "Горецкая райагропромтехника" зарегистрирована в качестве юридического лица решением Могилёвского областного исполнительного комитета на основании Устава. В марте 2003 года к ОАО "Горецкая райагропромтехника" на основании решения Могилёвского областного исполнительного комитета были присоединены ОАО «Горецкий райагропромснаб» и ОАО «Горецкая райсельхозхимия». На основании заявления ОАО "Горецкая райагропромтехника" зарегистрирована в качестве налогоплательщика под УНН 700100784.
Основными видами деятельности ОАО «Горецкая райагропромтехника» является:
- материально-техническое и агрохимическое обслуживание;
- реализация работ и услуг по ремонту сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов;
- вывозка и внесение органических и минеральных удобрений;
- известкование кислых почв;
- агрохимическая защита растений;
- проведение весенне-полевых работ;
- услуги по заготовке кормов и уборка зерновых предприятиям АПК, фермерским хозяйствам;
- производство растениеводческой и животноводческой продукции.
Общая площадь землепользования ОАО «Горецкая райагропромтехника» на сегодняшний день составляет более 8000 гектар, в том числе сельскохозяйственных угодий более 7000 гектар. Основным направлением сельскохозяйственной отрасли является выращивание зерновых культур. В 2011 году предприятие признано победителем республиканского соревнования среди организаций, обеспечивших выполнение задания по поставкам в счет государственных нужд пивоваренного ячменя, награждено почетным дипломом.
Созданный в 2006 году участок линейно-монтажных работ и технического обслуживания доильного оборудования животноводческих ферм, который обслуживает Горецкий, Дрибинский и Мстиславский районы, является лидером среди предприятий Могилевской области. Сервисный центр по обслуживанию доильных залов, холодильного оборудования, молокопроводов ОАО «Горецкая райагропромтехника» назван лучшим в республике в 2011 году.
3 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО РЕШЕНИЯ ПУТЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ОАО «ГОРЕЦКАЯ РАЙАГРОПРОМТЕХНИКА»
ОАО «Горецкая райагропромтехника» не продает товарную продукцию напрямую населению, а осуществляет реализацию на торговую сеть Горецкое райпо, которое активно перерабатывает и реализует готовую продукцию, полученную от ОАО «Горецкая райагропромтехника».
Таким образом, с целью исследования потребительского спроса на продукцию ОАО «Горецкая райагропромтехника» и выявления направлений повышения удовлетворенности потребителей был проведен опрос. Исходя из анализа ассортимента продукции, которая в результате обработки реализуется, было принято решение в целесообразности анализа такой продукции как колбасные изделия, которые являются наиболее значимой ассортиментной группой и от эффективности реализации которых зависит результативность работы всего предприятия.
В качестве инструмента сбора информации выступила анкета, включающая 10 вопросов. Образец Анкеты представлен в приложении Б, сводные результаты опроса представлены в приложении В.
Исходя из преследуемых целей и имеющихся возможностей, было опрошено 150 жителей города Горки. Из всего числа опрошенных 23,3 % составили мужчины и 76,7 % – женщины. Возрастная структура респондентов имеет следующий вид: до 25 лет – 4 % опрошенных; 20-30 лет – 34,7 %; 31-45 лет – 30,7 %; 46-60 лет – 23,3 %; старше 60 лет – 7,3 %.
Анализируя полученную в ходе маркетингового исследования информацию, можно сделать вывод о том, что, хотя бы один раз пробовали колбасные изделия ОАО «Горецкая райагропромтехника» и могут высказать о них свое мнение 96 % респондентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговое исследование – это сбор информации, ее интерпретация, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства организации по их заказу. Методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и вторичных данных. Существует множество типов классификации маркетинговых исследований по различным признакам.
Спрос можно рассматривать как экономическую категорию, как показатель, а также как характеристику поведения потребителей и характера закона спроса. В основе маркетинговой системы регулирования спроса лежит распределение товаров между потребителями в соответствии с их уровнем платежеспособности. Оценивая существующий и перспективный спрос, производитель классифицирует его с различных точек зрения. На потребительский спрос оказывают влияние две группы факторов – внешние и внутренние (личностные характеристики). Существует множество методов изучения спроса, наиболее подходящий метод определяют по виду спроса. К основным показателям, характеризующим спрос на товары, можно отнести емкость рынка и долю рынка, принадлежащую предприятию.
ОАО "Горецкая райагропромтехника" зарегистрирована в качестве юридического лица решением Могилёвского областного исполнительного комитета на основании Устава в марте 2003 года.
Анализ наличия и использования ресурсов показал, что предприятие ОАО «Горецкая райагропромтехника» обладает достаточной ресурсной базой для эффективной работы. В 2018 году произошло увеличение основных производственных фондов на 6,76%. В структуре оборотных средств выявлено снижение на 7,9% за счет снижения дебиторской задолженности и денежных средств. В 2018 году произошло выбытие работников по специализации рабочие в количестве 20 человек, но также было принято 14 специалистов и 2 служащих.
ОАО «Горецкая райагропромтехника» является предприятием, которое специализируется на выпуске мясомолочной продукции, что составляет 62,5% от общего объёма производства. Также предприятие активно выращивает зерновые культуры, рапс и сахарную свеклу. Всего за 2018 год было выпущено 94377 тыс. руб. товарной продукции.
Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Горецкая райагропромтехника» показал, что состав и структура затрат предприятия состоит из затрат на удобрения и средства защиты растений – 32,4%, корма – 54,0% и оплата труда и прочие прямые затраты около 17,4%).
1. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – 7-е изд., пере-раб. и доп. – Минск: Выш. шк„ 2010. – 525 с.
2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование / И.К. Беляевский. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 414 с.
3. Березин, И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2005. – 432 с.
4. Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебник / Н.И. Гавриленко. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 192 с.
5. Галицкий, Е.Б. Методы маркетинговых исследований / Е.Б. Галицкий. – М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2006. – 398 с.
6. Горбунова, А.А. Анализ спроса на продукцию / А.А. Горбунова, А.В. Бутуханов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/06/09/1324279913/Горбунова%20А.А.,%20ВКР%20.pdf.
7. Дурович, А.П. Практика маркетинговых исследований: в 2 кн. / А.П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – Кн. 1: Основные концепции и методы. – 256 с.
8. Дурович, А.П. Практика маркетинговых исследований: в 2 кн. / А.П. Дурович. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – Кн. 2: Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации. – 400 с.
9. Еремин, В. В. Маркетинговые исследования: конкурентный анализ / В. В. Еремин, Т. С. Селевич. – Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2009. – 200 с.
10. Захаров, С.В. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – Изд. 2-с, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361 с.
11. Зорина, Т. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Т. Г. Зорина, М. А. Слонимская. – Минск: БГЭУ, 2010. – 411 с.
12. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 439 с.
13. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для СПО / А.П. Карасев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 323 с.
14. Коротков, А. В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А. В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с.
15. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / А. В. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 595 с.
16. Краковецкая, И.В. Маркетинговые исследования / И.В. Краковецкая, Ж.Н. Зенкова. – Томск: Томский государственный университет, 2012. – 120 с.
17. Ламбен, Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под. ред. В. Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
18. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Нэреш К. Малхотра; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: ООО Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1200 с.
19. Маркетинг: общий курс / под ред. Н.Я. Калюжновой. А.Я. Якобсона. – 4-е изд.. стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 476 с.
20. Маркетинг: учебник для бакалавров / под ред. Н. М. Кондратенко. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИД Юрайт, 2014. – 542 с.
21. Петруня, Ю.Е. Маркетинг, вводный курс: учеб. пособие / Ю.Е. Петруня, А.П. Мищенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sdamzavas.net/2-38871.html.
22. Романов, А.А. Маркетинг: Учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Дашков и К°, 2012. – 440 с.
23. Синяева, И.М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата / И.М. Синяева, О. П. Романенкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 495 с.
24. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б. Е. Токарев. – М.: Экономистъ, 2005. – 624 с.
25. Цахаев, Р.К. Основы маркетинга / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А. Алиев. – М.: Экзамен, 2005. – 448 с.
26. Черчилль, Г. Маркетинговые исследования: учебник / Г. Черчилль, Т. Браун. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.