ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
1.1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
1.2 КРИЗИСЫ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
2 ПОНЯТИЕ И ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 ПОНЯТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО МОДЕЛИ
2.2 ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕС
3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего становления и развития мировой экономики и общества в целом в экономике большинства стран происходили различные кризисы. Данные кризисы сопровождались значительными спадами производства, увеличением числа нереализованных товаров на рынке, обвалом цен, а также ликвидацией системы взаимных расчетов и эффективных банковских систем, банкротство большинства промышленных и торговых предприятий и довольно резкий рост уровня безработицы.
Экономический кризис является нарушением равновесия между спросом и предложением на соответствующие товары и услуги. Рынок, который впитывал в себя любое количество производимых товаров, через некоторое время оказывается переполненным, однако товары продолжают поступать. Спрос постепенно снижается, уже наблюдается значительное отставание от предложения, которое в итоге почти прекращается. Спрос продолжает падать, а между тем, большинство предприятий все еще продолжает работать в силу инерции и поставляет на рынок все новые и новые партии товаров. Цены стремительно снижаются. Начинается ликвидация и крах многих предприятий, причем, прежде всего, погибают финансовые и кредитные учреждения, а также банки.
Кризисы существовали во все времена. Первый мировой экономический кризис, который нанес довольно сильный удар многим отраслям хозяйства и жизни общества одновременно в США, Германии, Англии и Франции наблюдался в 1857 году. Причиной данного кризиса являлись массовые банкротства железнодорожных компаний в США и полный крах рынка акций. Далее на протяжении многих лет и даже столетий наблюдались самые разнообразные виды кризисов экономического характера. Данные кризисы возникали в разных точках мира: Великая депрессия (1929-1933 гг.), Мексиканский кризис (1994-1995 гг.), Азиатский кризис (1997 г.), Российский кризис (1998 г.), а также американский экономический кризис.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что экономика большинства стран в мире является вовлеченной в различные кризисы. При этом кризисы также имеют и положительное значение для экономики. Они способствуют ее оздоровлению, обновлению национального производства и обновлению банковской системы и рынка ценных бумаг.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономических кризисов, причин их возникновения, последствий и путей выхода из кризисов.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо выполнение следующих задач:
- изучить сущность, виды и причины экономического кризиса;
- исследовать кризисы и циклическое развитие экономики;
- рассмотреть понятие антикризисного регулирования и его модели;
- рассмотреть опыт антикризисного регулирования в некоторых странах ЕС;
- рассмотреть последтвия экономических кризисов в Республике Беларусь и особенности антикризисного регулирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
1.1 Сущность, виды и причины экономических кризисов
В первую очередь рассмотрим непосредственно понятие кризиса. Кризисом называется явное обострение всех противоречий в социально-экономической системе страны, являющееся угрозой ее жизнестойкости в окружающей среде.
Экономическим кризисом является довольно большое нарушение равновесия в системе хозяйствования, которое часто сопровождается значительными потерями и рассоединенные нормально функционирующих связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном итоге, приводит к дисбалансу функционирования всей экономической системы [7, c. 56].
В экономике существует довольно много видов кризисов, которые классифицируются по трем различным критериям. Таким образом, различают классификацию:
1. В зависимости от масштабов нарушения равновесия в хозяйственных системах:
- общие кризисы (кризисы, охватывающие все национальное хозяйство);
- частичные кризисы (кризисы, которые распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики).
Частичные кризисы, в свою очередь, также бывают различных видов. Так, финансовым кризисом называется глубокое расстройство государственных финансов. Проявляется данная форма кризиса в постоянных дефицитах бюджета. Заключительным проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность страны по иностранным кредитам. Например, во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. перестали осуществлять платежи по внешним займам такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия. А в 1931 году, Соединенные штаты Америки отсрочили все свои платежи по внешним долгам на год [5, c. 63].
Денежно-кредитный кризис – это потрясение денежно-кредитной системы страны. При данном кризисе происходит резкое снижение объемов коммерческого и банковского кредита, а также массовое изъятие всех вкладов с последующим крахом банков. Население вместе с частным бизнесом начинают гнаться за наличными деньгами, стремительно падают курсы акций и облигаций вместе с нормами банковского процента.
Валютный кризис – это ликвидация из обращения на мировом рынке золотого стандарта и обесценивание валюты отдельных государств (недостаток иностранных «твердых» валют, полное истощение валютных резервов в банках, падение курсов валют).
2 ПОНЯТИЕ И ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 Понятие антикризисного регулирования и его модели
Государство является не внешней системой по отношению к рыночному механизму, а его составной частью, элементом рыночной экономики. Государственное регулирование направлено на ликвидацию сбоев в функционировании рыночного механизма, создание условий для преодоления кризисных явлений на предприятиях, в отраслях и регионах. Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).
В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата. В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров. В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления.
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование, прежде всего, относятся:
1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление, которое привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию. Определенность и целостность же территориального пространства хозяйствования обеспечивает именно государство. Весьма значимы в современных условиях также функции в сфере международных связей и экономических отношений, включая защиту хозяйственной деятельности на мировом рынке.
2. Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения. При формировании государством общенациональных целей и интересов должны учитываться ценностные ориентиры общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим, индивидуальным и коллективным выбором. Бизнес, сколько бы масштабным он ни был, обязан поддерживать эти цели и интересы, считаться с ними. Недопустима ситуация, когда не соблюдаются интересы национальной безопасности и духовные ценности общества.
3 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Процесс становления Республики Беларусь как независимого государства сопровождался переходным экономическим кризисом. Переходным периодом является особый период в развитии экономики, когда одна экономическая система уже находится в статусе своей ликвидации, а в тоже время совершенно другая, новая система нарождается и утверждается. Именно поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, тем самым довольно сильно отличается от обычного экономического развития. Это происходит потому, что переходной экономике довольно долго сохраняются и действуют старые экономические формы и отношения, при том, что в это же время возникают и развиваются новые экономические формы и отношения. При это ни старые, ни новые формы не функционируют в полную силу, так как одни постепенно приходят в упадок, а другие только зарождаются и утверждаются в экономике постепенно. Причем экономическая ситуация может усугубляться, так как соотношение между новыми и старыми формами постоянно изменяется. Данные черты любой переходной экономике.
Для того, чтобы страна перешла к рыночной модели экономики необходимо преобразовать всю производственно-технологическую структуру экономики. Все эти преобразования являются отнюдь не простым изменением соотношения самых различных отраслей и сфер экономики, а полным во всех смыслах техническим переоснащением экономики, переходом на совершенно новый уровень производительных сил.
Существующее разнообразие переходных экономик, в ситуации, когда взаимодействуют элементы и старой, и новой систем, а также довольно существенная роль отводится политике, также обусловливают вариантный характер ее развития. При этом они также открывают довольно разнообразный выбор перспектив: от преобразования в отсталую развивающуюся страну, имеющую зависимое положение, до становления и развития новой индустриально развитой страны.
Все существующие модели переходной экономики различаются по следующим критериям: степень реализации существующих процессов гуманизации, а также социализация экономики. Таким образом, выделяют несколько моделей рыночной экономики. Первая называется моделью «рыночного социализма. Данная модель в свое время применялась в таких странах, как Югославия и Венгрия. Также такая же модель, однако имеющая довольно сильные отличия от югославской и венгерской модели, довольно успешно реализуется в Китае и Вьетнаме. Вторая модель – это модель «бархатной революции», реализующаяся в Чехословакии. Третьим видом является модель «шоковой терапии», которая применяется в Польше и странах СНГ [7, c. 116].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическим кризисом называется довольно существенное нарушение равновесия в хозяйственной системе, которое довольно часто сопровождается значительными потерями, а также разрывом всех нормально функционирующих связей как в производственной сфере, так и в рыночных отношениях. Этот акт, в конечном итоге, ведет к довольно существенному дисбалансу функционирования экономической системы страны в целом.
Экономическим циклом называется такой период развития экономики, который находится между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры рынка. В структуре экономического цикла определяются высшая и низшая точки активности, а также находящиеся между ними фазы спада и подъема.
Экономический цикл делится на четыре фазы: экспансия, рецессия (кризис), депрессия и оживление. Причины кризиса могут быть самыми разными. Они бывают объективными, связанными с потребностями модернизации и реструктуризации, а также субъективные, которые отражают все ошибки в управлении, а также природные катаклизмы. Также причины могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране, а вторые – с рисками в маркетинге, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Государство играет важную роль в процессе антикризисного регулирования. Это проявляется в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов. При этом государственное регулирование кризисных ситуации характеризуется значительным разнообразием моделей и видов.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. стал первым кризисом глобализированной экономики. Он характеризовался рядом особенностей по сравнению с предшествующими экономическими кризисами. Во-первых, он имел каскадный характер, во-вторых, был продолжительным и глубоким, в-третьих, в ряде стран он стал импортированным, в-четвертых, в нем была необычайно велика финансовая составляющая. Некоторые малые страны, которые вошли в процессы глобализации быстрее и глубже, во время предыдущих кризисов сумели частично адаптировать свою экономику и социальную сферу к новым условиям мирового хозяйствования. В результате, этот кризис оказался неоднородным среди стран по своей силе, глубине и различным параметрам. Те страны, которые заранее адаптировали свою экономику к новым условиям, смогли пройти его легче, поскольку в них уже были созданы отдельные элементы противостояния транслируемым через глобальные экономические связи внешним шокам.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 560 c
2. Анисимов, А.А. Макроэкономика / А.А.Анисимов, Н.В. Аремьев, О.Б. Тихонова. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 598 с.
3. Антикризисное управление : учеб.-метод. пособие / А. А. Субачев, М. А. Карасёв. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – 130 с.
4. Арешкина А. С. Антикризисное регулирование экономики в странах ЕС: особенности современного этапа // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2012. – №4. – С. 46-54.
5. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики / В. П. Васильев. – М: Юрайт, 2018. – 164 с.
6. Волков А. М. Новые антикризисные технологии в ЕС / Под ред. А.М. Волкова. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 116 с.
7. Воробьев, В.А. Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В.А. Воробьев. – Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
8. Высший хозяйственный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://court.gov.by.
9. Гусев К. Н. Особенности денежно-кредитной политики Европейского центрального банка в посткризисные годы // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. – 2018. – №1. – С. 189-193.
10. Звонова Е. А. Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза // Финансы: Теория и Практика. – 2016. – №4. – С. 105-117.
11. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru.
12. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М.П. Тейлор. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 560 с.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
14. Носова, С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2017. – 792 с.
15. Петросян Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход : учеб. пособие / Д.С. Петросян. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 300 с.
16. Покаместов И. Е., Базазян С. Г. Мировой финансовый кризис в международной торговле и банковском секторе ЕС // Статистика и экономика. – 2011. – №6. – С. 80-83.
17. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: учеб. пособие / Л.Г. Симкина. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 336 с.
18. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование, 2016. – 654 с.
19. Цыпин И. С. Государственное регулирование экономики: Учебник / И.С.Цыпин, В.Р.Веснин - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 296 с.
20. Шалаев В. П. Общество перед вызовами сложности: на путях антикризисного управления // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2018. – №1 (209). – С. 71-76.