ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Взаимосвязь эффективности и конкурентоспособности
2 Оценка конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»
2.2 Характеристика внешней и внутренней среды деятельности СП ОАО «Спартак» и оценка конкурентоспособности
3 Пути повышения конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
3.1 Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности на СП ОАО «Спартак»
3.2 Эффективность мероприятия, способствующего повышению конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни экономика представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества различных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В экономике рыночного типа конкурентоспособность является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятии, а повышение конкурентоспособности продукции и следствие из этого - рост ее экспорта, является средством для повышения уровня жизни населения страны.
В настоящее время уровень конкуренции для отечественных организаций значительно увеличился. Наблюдается качественное и количественное усложнение конкурентной среды. Вследствие этого возможность получения крупного заказа уменьшается, а степень выживаемости организаций в значительной степени зависит от их конкурентоспособности.
С расширением возможностей для роста инвестиций в экономике и постепенным развитием производства, появляется необходимость обеспечения конкурентоспособности предприятий как важнейшего условия эффективности их деятельности.
В настоящее время перед организациями нашей страны остро встали вопросы обеспечения надлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Формирование возможностей хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению положительного эффекта в современных условиях усложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к часто меняющимся условиям, что требует, поиска экономически-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности.
В связи с описанным выше, можно отметить, что исследование вопроса конкурентоспособности предприятия представляется необходимым и своевременным. Поэтому выбранная тема работы является актуальной.
Процессы развития конкурентоспособности требуют всестороннего рассмотрения с позиции экономики и управления.
Различные аспекты конкурентоспособности рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными: М. Портер, И.Л. Акулич, А.И. Васильев, Д.С. Воронов и др.
1 Сущность и значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
В экономической литературе определено несколько подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее распространенные:
По словам авторам Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс» конкуренция – это присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке, а также возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка. [1, с. 348].
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. раскрывает понятие «конкуренция» как процесс управления
конкурентным преимуществом организации для достижения успеха или других целей в борьбе с конкурентами, будь то в законодательстве или в естественных условиях [2, с. 82].
Спиридонов И.А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики» определяет конкуренцию как экономический процесс взаимодействия и борьбы между организациями, действующими на рынке, с целью предоставления лучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения максимальной прибыли [3, с. 49].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличить предложение товаров и услуг, адаптируется к меняющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Сущность конкуренции и ее движущие силы были подробно изучены в трудах известного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция промышленности и конкурирующие силы находятся значительно дальше обычного противостояния сторон в конкретной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все они в той или иной степени являются конкурентами, влияющими на отрасль.
2 Оценка конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности СП ОАО «Спартак»
Совместное предприятие открытое акционерное общество “Спартак” – крупнейшее в Республике Беларусь предприятие, имеющее более, чем 80-летний опыт производства кондитерских изделий.
СП ОАО «Спартак» – предприятие со смешанной формой собственности, с иностранными инвестициями и долей государства. СП ОАО “Спартак” является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штамп, фирменные бланки, товарный знак.
Кондитерская фабрика «Спартак» основана в 1924 году. В 1994 году государственная кондитерская фабрика «Спартак» была преобразована в открытое акционерное общество «Спартак» (ОАО «Спартак»), а в 1998 году - в совместное предприятие открытое акционерное общество «Спартак» (СП ОАО «Спартак»). Оно было создано в соответствии с решением Общего собрания акционеров Протокол №8 от 26 марта 1998 года.
СП ОАО «Спартак» зарегистрировано в Министерстве внешнеэкономических связей 29 мая 1998 года, регистрационный номер 1994. Вышестоящая организация – Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром».
К преимуществам СП ОАО «Спартак» следует отнести повышенную гибкость предприятия, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время специалистами фабрики разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
СП ОАО «Спартак» – это многопрофильное предприятие с передовой технологией производства и мощным производственно-технологическим потенциалом, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка.
На предприятии действует четыре основных цеха: конфетно-шоколадный; карамельный; бисквитный; вафельный.
Целью деятельности СП ОАО «Спартак» является производство и реализация продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества и расширение ассортимента для получения прибыли с целью получения дивидендов акционерами и удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
Спад в производстве кондитерских изделий на фабрике отмечается в июле месяце, когда наблюдается высокий температурный режим. В декабре же наоборот наблюдается значительное увеличение объемов выпуска продукции в связи с новогодними и рождественскими праздниками.
СП ОАО «Спартак» специализируется на выпуске кондитерских изделий следующих групп: карамель, печенье, конфеты, шоколад, вафли, торты. Фабрика выпускает широкий ассортимент продукции: карамель – свыше 40 наименований; конфеты, глазированные шоколадом – 35 наименований; печенье – около 40 наименований; вафли – около 20 наименований; конфеты, расфасованные в коробки – свыше 10 наименований; шоколадные изделия – 10 наименований; торты – около 10 наименований.
3 Пути повышения конкурентоспособности СП ОАО «Спартак»
3.1 Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности на СП ОАО «Спартак»
Конкурентоспособность организации определяется показателями её экономической эффективности. Анализ сильных и слабых сторон организации позволил очередной раз доказать, что в организации существует достаточное количество проблем, начало которых лежит в отсутствии установленной стратегии организации. В данный момент на рынке сформировалось достаточно большое количество возможностей для развития.
Основными целями развития СП ОАО «Спартак» на предстоящий период должны стать:
- достижение высокого уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- освоение новой продукции на основе анализа рынков;
- удовлетворение требований потребителей в срок с минимальными затратами;
- поставка потребителю продукции по доступным ценам, обеспечивающим получение устойчивой прибыли.
Для повышения конкурентоспособности предложенного нами предприятия, рассмотрим мероприятие по совершенствованию вафельного цеха с применением современного упаковочного материала.
Эффективность использования современного упаковочного материала позволит уменьшить расход упаковочного материала, брак вафельных изделий, время на упаковку вафель. А значит тем самым, будет способствовать снижению материальных затрат, увеличению объема кондитерской продукции.
Основной идеей мероприятия является переход в вафельном цеху упаковки вафель на современный упаковочный материал – флоу-пак. В вафельном цеху находится и применяется только одно оборудование данного типа.
Остальные же автоматы упаковывают изделия в обычную обертку. В данном случае необходимо осуществить замену механизма регулирования фасовки и упаковки вафель еще в трех автоматах, так чтобы они тоже заворачивали вафли в упаковку флоу-пак.
Упаковка оказывает немаловажное влияние на качество и сохранность кондитерских изделий.
Обычная обертка не обеспечивает отличную упаковку, зачастую краска отмеривается (стирается и переходит на продукцию).
Упаковка флоу-пак обеспечивает:
- гигиеничность, надежность и прочность (при транспортировке);
- увеличение срока сохранности продукта;
- сохранение естественных свойств продукта при хранении;
- минимальное использование ручного труда;
- легкость нанесения печати;
- яркость и красочность дизайна;
- экономичность и привлекательный вид.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «конкурентоспособность» чрезвычайно обширно и универсального общепринятого определения не имеет, но можно говорить о понятии конкурентоспособности применительно к разным объектам рынка и разным уровням его организации. Конкурентоспособность предприятия – это
характеристика, которая выражает отличия данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности».
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Чтобы быть устойчивым среди такой конкуренции, необходимо идти в ногу со временем. Прежде всего, это касается:
- завоевания большей части рынка потребителей;
- заключение новых сотрудничеств, привлечение новых инвестиций;
- качества продукции;
Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов: анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара, определения сравнительных параметров образцов товара, расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
СП ОАО «Спартак» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь, выпускающий около 350 наименований кондитерских изделий, включая изделия лечебно-профилактического действия.
Основными видами продукции, выпускаемой фабрикой, являются: карамель, конфеты, шоколад и шоколадные изделия, печенье, вафельные изделия, торты и пирожные. На фабрике сегодня существуют четыре основных цеха: бисквитный, карамельный, вафельный, конфетно-шоколадный, где в широком ассортименте производят вышеуказанные виды продукции.
Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается рост прибыли так в 2017 г. по сравнению с 2016 г. она выросла на 8,1%, а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 25,9 %. За счет данного фактора все показатели рентабельности имеют положительное значение.
По результатам анализа было выявлено, что основным конкурентом СП ОАО «Спартак» на белорусском рынке является кондитерская фабрика «Коммунарка», выпускающая идентичную продукцию и по более низким ценам.
При оценке привлекательности отрасли видно, что СП ОАО «Спартак» и ОАО «Коммунарка» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высокий уровень конкуренции.
1 Макконнел, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика 2 часть. (пер. с англ.) / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
2 Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. / Р. А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
3 Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учебное пособие. / И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 266 с.
4 Портер, М.Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Э Портер. – М. : Альпина, 2017. – 454 с.
5 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун. - Маркетинг в России и за рубежом. 2010. – №4. – С. 44–54.
6 Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова. - Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3. – С. 52–60.
7 Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков. – 2012. – №4 (65). – С. 29–35
8 Бабук, И. М. Экономика предприятия: учебное пособие / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 327 с.
9 Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко. - Гомель : Гомельский филиал УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2012. – 377 с.
10 Раицкий, К. А. Экономика организации : учебник для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498
11 Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
12 Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.
13 Российский агропромышленный сервер [Электронный ресурс] / упаковочная машина флоу–пак GZB–250. - Москва, 2018. - Режим доступа: http://www.agroserver.ru