ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ
1.2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.1 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
3.1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ПО РАЗВИТИЮ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.2 ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране как государственные, так и общественные организации занимаются проблемами развития и анализа современного состояния окружающей среды, «стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь как динамичного роста благосостояния, обогащения культуры, нравственности людей на планете». Фундамент интеллектуального и инновационного развития экономического, социального и социального развития определяет духовные сферы, сохраняющие среду для нынешнего и будущих поколений». Основными источниками устойчивого развития здесь должны быть человеческий, научный, промышленный и инновационный потенциал, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.
Актуальность обсуждаемой темы подтверждается также созданием концепции зеленой экономики, которая сегодня является важным элементом государственной политики в области охраны окружающей среды. Следовательно, эта концепция требует гармоничной координации экономической, экологической и социальной составляющих, которые руководствуются общими принципами устойчивого развития и в то же время имеют свои функциональные характеристики и особенности взаимодействия.
Тем не менее, существует ряд нерешенных вопросов в контексте единой переходной политики к зеленой экономике. Это включает в себя отсутствие четкого и последовательного определения «зеленой экономики» как основы для многообещающих «зеленых» технологий и отсутствие инструментов управления качеством окружающей среды, которые позволяют нам оценивать технологии, используемые для экологичности, и сравнивать технологии друг с другом, а также полностью отвечать на такой вопрос, как, например: «Как технологии могут стать более экологичными?» и другие.
Очевидно, что решение этих проблем станет одним из условий успешной реализации комплекса мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду и восстановлению природных комплексов.
Цель работы – изучить государственное регулирование развития «зеленой» экономики и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– рассмотреть сущность, методы, функции государственного управления природопользованием;
– изучить административное управление природопользованием и экологическое регулирование;
– провести анализ правового регулирования природопользования и природоохранной деятельности;
– провести анализ внедрения «зеленой» экономики в Республике Беларусь;
– изучить национальный план действия по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь;
– рассмотреть циркулярную экономику для обеспечения «зеленого» роста.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Государственное управление природопользованием: сущность, методы, функции
Тема экологической безопасности является глобальной. В этом контексте ученые со всего мира, включая ученых из Республики Беларусь, активно участвуют в исследовательских проектах, которые в целом ускоряют переход к экологически чистой экономике, и направлены на создание и развитие экологически чистых технологий и их внедрение в производство.
Особое внимание следует уделить гармонизации отношений между обществом и природой путем развития хозяйственной деятельности в рамках воспроизводственного потенциала природной среды [9].
Итак, по словам В.Я. Зубачевой [9], переход к зеленой экономике требует не только совершенствования национального законодательства, но и изменения отношения людей, принимающих решения об использовании того или иного вида природных ресурсов.
Экологизация сознания должно заключаться в принятии экоцентрических принципов. а именно:
- сохранение биосферы - основа существования и развития человеческого общества;
- результат непродуманной человеческой деятельности приводит к сокращению биоразнообразия;
- необходимо сосредоточиться на преимуществах, принимая во внимание долгосрочное воздействие на окружающую среду;
- взаимодействие человека с природой должно быть направлено на удовлетворение потребностей человека и природы.
Очевидно, что «зеленая» экономика только начинает проникать в умы людей, но она должна быть ключевым фактором устойчивого развития, и она должна быть центральной в создании сильной и процветающей страны.
Важно отметить, что в нашей стране сегодня есть потенциальные возможности для развития зеленой экономики.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Анализ правового регулирования природопользования и природоохранной деятельности
Для оценки соответствия проводимой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды были специально разработаны, внедрены и действуют многие государственные стандарты. Они основаны на современных достижениях в области науки, техники, международных и межправительственных (региональных) стандартов, правил, стандартов и рекомендаций по стандартизации, а также на передовых стандартах других государств. Государственные экологические стандарты помогают производителям соответствовать требованиям технических регламентов и выбирать наиболее подходящие решения для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Сегодня в этой области используются такие инструменты управления качеством окружающей среды, как экологический аудит, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая сертификация и т. д. Давайте внимательнее посмотрим на некоторые из них.
Правовой основой проведения экологического аудита в Республике Беларусь является Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 19 «О некоторых вопросах проведения экологического аудита» [17]. Это решение устанавливает цели экологического аудита (пункт 3). В том числе: «Обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования»; «Повышение качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность»; «Оценка хозяйственной и иной деятельности экологического аудитора, опасности его объектов и ущерба окружающей среде»; «Определение возможностей и инструкций для последующих действий субъекта экологического аудита в данном районе и необходимости мер по восстановлению окружающей среды»; «Оценка возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и искусственного характера»; «Оценка ущерба окружающей среде». Следует отметить, что экологический аудит не включает экологический анализ проектной документации.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ О РЕАЛИЗАЦИИ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
3.1 Национальный план действия по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь
Республика Беларусь рассматривает «зеленую» экономику как важный инструмент обеспечения устойчивого развития безопасности страны и как фактор повышения конкурентоспособности белорусских товаров, в том числе экологически чистых и экологически чистых товаров. Об этом свидетельствуют программные документы, разработанные в Беларуси: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года; Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, в которой создание «зеленой» экономики основано на энергосбережении, внедрении «зеленых» экологических технологий, возобновляемых и альтернативных источников энергии, эффективных технологий, выделяется в числе основных приоритетов развития промышленный комплекс страны перечислил переработку отходов по принципу воздействия производства на окружающую среду для повышения их конкурентоспособности; Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года; Межправительственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года и др.
Впоследствии приверженность Республики Беларусь принципам зеленой экономики закреплена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года и в Национальном плане действий по развитию зеленой экономики в республике. Республики Беларусь до 2020 года (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2016 года № 1061).
Стратегической целью реализации Национального плана является повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития с учетом следующих принципов:
- соблюдение принципов (целей) устойчивого развития;
- рациональное и эффективное использование ресурсов, устойчивое потребление и устойчивое производство;
- включение экологических и социальных ценностей в систему экономического учета;
- приоритет использования «зеленых» инструментов и подходов для достижения целей устойчивого и социально-экономического развития;
- повышение конкурентоспособности и обеспечение роста в ключевых секторах экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекомендации, которые способствуют развитию принципов зеленой экономики в Беларуси:
1. Беларусь должна будет предложить адаптационные меры по защите социальных, экологических и экономических систем в условиях изменяющегося климата.
2. Налоги и рыночные инструменты - мощные инструменты для продвижения «зеленых» инвестиций и инноваций.
3. Необходимо провести реформу коммунального хозяйства и увеличить стимулы для более высокого уровня энергоэффективности. Необходимо повысить возмещение затрат на коммунальные тарифы. Стимулы для повышения энергоэффективности должны быть усилены рыночным ценообразованием на энергетические ресурсы и созданием четких рамок для возобновляемых источников энергии.
4. Необходимо усилить стимулы улучшения энергоэффективности с помощью соответствующей политики, в том числе рыночных цен на энергоносители и установления четких рамок для возобновляемых источников энергии.
5. РКООНИК и Киотский протокол – это Программа, которая включает в себя систему юридических, финансовых, экономических и организационных мер, поддержку национальных систем мониторинга и оценки, широкое применение источников возобновляемой энергии и энергосберегающих технологий. Все это должно быть принято во внимание в процессе выполнения программы. (Те же методы необходимо использовать для запланированной имплементации Гётеборгского протокола).
6. Беларусь в большей степени зависит от внешних природных ресурсов и энергии. Приоритетным для Беларуси являются энергоэффективность и развитие адекватных институциональных и стимулирующих структур, чтобы приспособиться к более устойчивому пути энергопотребления.
7. Усиленный сектор сотрудничества включает в себя сотрудничество по вопросам энергетики, транспорта, регионального развития, развития сельского хозяйства и села, окружающей среды и изменения климата.
8. До 2020 года Беларуси придется вложить около 10-30 миллиардов долларов США в развитие энергетического сектора. В соответствии с действующей стратегией в энергетический сектор (включая отопление) ежегодно инвестируется только 675 миллионов долларов США.
1. Аверченков А.Н. Экологическая политика в переходный период: проблемы и решения / А.Н. Аверченков // Вопросы экономики, 2016. – 65 с.
2. Алиев З.Д., Бурцева Н.Н. Экономические механизмы природопользования / З.Д. Алиев, Н.Н. Бурцева // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов, 2015. – 56 с.
3. Батенина Е.А. Экономка природопользования / Е.А. Батенина. – М.: Имакс, 2014. – 324 с.
4. Батова Н.Н. «Зеленая экономика» как перспективный вектор устойчивого развития Республики Беларусь / Н.Н. Батова, Э.В. Хоробрых, А.А. Литвинчук // Стратегические направления развития АПК стран СНГ Материалы XVI Международной научно-практической конференции: в трех томах. 2017. С. 189-191.
5. В Индексе экологической эффективности Беларусь опустилась за 2 года на 9 позиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2018/01/25/v-indexe-ekologicheskoy-effektivn osti-belarus-opustilas-za-2-goda-na-9-pozitsiy.html.
6. Государственная политика Республики Беларусь в области формирования «зеленой» экономики С. С. Полоник, Э. В. Хоробрых, А. А. Литвинчук // Беларусь 2030 : государство, бизнес, наука, образование : материалы 4-ой Международной научной конференции (26 октября 2017 г., г. Минск) / Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2017. – C. 6-7.
7. Журавков Е.В. Подходы и методы реализации концепции «зеленая экономика» в Республике Беларусь / Е.В. Журавков, Р.О. Бондарчик // Актуальные проблемы экологии и природопользования сборник научных трудов XX Международной научно-практической конференции: в 2 т.. Российский университет дружбы народов. 2019. С. 236-240.
8. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №276, 2/1606). - Минск, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/^ase.spinform.ru/show_doc.íwx?rgn=29467.
9. Зубачева В.Я. «Умное» природопользование - основа развития «зеленой» экономики / В.Я. Зубачева, Ю.А. Ларина // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - №4. - С. 14-22.
10. Иванова Ю.В. Зеленая экономика: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь / Ю.В. Иванова // современные тенденции развития социально-экономических систем. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 461-463.
11. Колесников С.И. Экономика природопользования / С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2010. – 40 с.
12. Константинов, В.М. Охрана природы / В.М. Константинов. – Москва. – 2013. —240 с.
13. Можаев А.Б. «Зеленая» экономика - проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь / А.Б. Можаев, Ю.Н. Бусыгин // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества Материалы XI международной научно-практической конференции. Составители Д.Ю. Бусыгин, В.Н. Курбацкий. 2018. С. 263-265.
14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. - Минск: Юнипак, 2004. - 200 с.
15. Национальный план действий по развитию ”зеленой“ экономики в Республике Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/nac_plan-ru/.
16. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от08.06.2009 г. №38 «Об утверждении Инструкции о порядке сбора, накопления и распространения информации о наилучших доступных технических методах»: Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года. - Минск, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/ pravo/norm2013/num18/ d18552.html.
17. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от27.03.2006 г. №19 «О некоторых вопросах проведения экологического аудита». - Минск, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic26/ text139.htm.
18. Постановления Совета Министров Республики Беларусь №755 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» («Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду»). - Минск, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/ norm2013/num14/ d14419.html.
19. Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 15 июня 1998 г. №179/130 «Об утверждении основных положений экологической сертификации продукции и производств в Республике Беларусь». -Минск, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/ bazaby/ org160/basic/text0057.htm.
20. Сергиенко О.И. Экономика природопользования / О.И. Сергиенко. – М.: Феникс. – 2014. – 320 с.
21. Чумаков, Л.С. Охрана природы / Л.С. Чумаков. – Минск. – 2013. – 300 с.
22. Шандракова М.Г. «Зеленая» экономика и экологическая культура в Республике Беларусь / М.Г. Шандракова // Российская экономика: взгляд в будущее Сборник материалов II Международной научно-практической (заочной) конференции. Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2016. С. 468-472.
23. Шимова О.С. Оценка эффекта декаплинга для мониторинга «зеленой» экономики / О.С. Шимова // Белорусский экономический журнал. - 2012. - №2. - С. 71-83.
24. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования / Я.Я. Яндыганов. – Екатеринбург: УЭУ, 2014. – 620 с.