ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы формирования стратегии внешнеэкономической деятельности
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
1.2 Стратегия внешнеэкономической деятельности
1.3 Направления развития внешнеэкономической деятельности организации
2 Оценка стратегии внешнеэкономической деятельности организации ОАО «Коммунарка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Коммунарка»
2.2 Анализ рыночных позиций организации
2.3 Оценка эффективности экспортной деятельности организации
3 Совершенствование стратегии внешнеэкономической деятельности ОАО «Коммунарка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Негативные тенденции в мировой экономике, сильно затронувшие ряд стран рикошетом ударили по Беларуси. Сделанный на волне экономического подъема прогноз, заложенный в Национальную программу развития экспорта на прошлую пятилетку, не оправдался. Наблюдается сокращение ВВП нашей страны, снижение реальных доходов ее населения. К сожалению, рассчитывать на оживление традиционных рынков сбыта белорусской продукции в ближайшее время не приходится.
Завоевать новые рынки сбыта и остаться игроками на прежних возможно при развитии новой высококачественной продукции, импортозамещающих производств, технологических инноваций, а также совершенствовании маркетинговой деятельности.
В Республике Беларусь производятся товары народного потребления и промышленного назначения, которые экспортируются за пределы нашего государства. Реализация их на внешних рынках в зависимости от специфики выпуска продукции требует определенных приемов и методов.
Современный этап международных экономических отношений характеризуется динамично протекающим процессом переноса за рубеж промышленными предприятиями собственной производственной и сбытовой деятельности в форме лицензионной торговли, франчайзинга, международного лизинга, прямого заграничного инвестирования, создания совместных производств и заграничных дочерних обществ. На уровне предприятия данный процесс можно охарактеризовать как стадию интернационализации деловой активности предприятия.
Единого определения понятия «интернационализация» не существует ввиду его многоплановости и многофункциональности. На уровне отдельного предприятия интернационализацию деловой активности характеризуют «специализация в международном масштабе и кооперирование с зарубежными деловыми партнерами». Причем необходимо отметить, что данный процесс протекает постадийно: от прямого экспорта к учреждению торгового филиала, сборочного производства либо производственного предприятия в форме совместного предприятия либо дочернего общества. На отраслевом уровне интернационализация проявляется в создании финансово-промышленных групп, отраслевых союзов. Высшей формой институциональной интернационализации на международном уровне считается политико-экономическая интеграция, в основе которой лежат процессы международного разделения труда и кооперирования производства.
Таким образом, интернационализацию на международном уровне, основу которой составляет международное разделение труда и кооперирование производства, можно рассматривать как экономическую интеграцию.
1 Теоретические основы формирования стратегии внешнеэкономической деятельности
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень регионов и муниципальных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.
Изучая влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных ее территорий, следует особо выделить ее роль в качестве структурообразующего и ускоряющего фактора. Именно этим определяется стратегическое значение внешнеэкономической деятельности и ее высокая значимость для развития территории в условиях глобализации мировой экономики.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это коммерческая деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с их участием в международных экономических отношениях. Эта деятельность представляет собой реализацию внешнеэкономических связей (ВЭС) той или иной страны.
Международные экономические отношения (МЭО) — совокупность всех отношений, которые возникают в процессе осуществления экономического обмена и взаимодействия между экономиками отдельных стран.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) — совокупность всех отношений, связанных с участием данной страны в международных экономических отношениях.
Субъекты ВЭД — юридические и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с действующим законодательством данной страны и могут осуществлять ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность является исторической и экономической категорией. Как историческая категория ВЭД является продуктом цивилизации. Она возникла с появлением государств и развивается вместе с ними. Как экономическая категория ВЭД представляет собой систему международных экономических отношений, которые охватывают все сферы экономической жизни государства, и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.
2 Оценка стратегии внешнеэкономической деятельности организации ОАО «Коммунарка»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Коммунарка»
В настоящее время «Коммунарка» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом предприятия является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно- хозяйственной деятельности предприятия.
Среднесписочная численность СОАО «Коммунарка» формируется в соответствии с объемами производимой продукции.
Основное производство полностью укомплектовано специалистами требуемой квалификации. Режим работы в 2018 году – двухсменный и трехсменный для вафельного и в конце года для конфетно-шоколадного цехов.
Руководители СОАО «Коммунарка» постоянно уделяют внимание повышению квалификации руководящего, инженерно-технического и производственного персонала. Повышение квалификации работающих производится с отрывом и без отрыва от производства согласно плану подготовки кадров и посредством участия в различных семинарах и тренингах. Для более рационального использования оборудования и труда широкое распространение на предприятии получило освоение смежных профессий (60% рабочих помимо основной профессии имеют смежные).
Основными рынками сбыта предприятия в 2013 году определены Республика Беларусь – 79,8% объема продаж и экспорт в другие страны и в Россию) - 20,2%. Одновременно с поставками на вышеуказанные рынки отдел маркетинга и отдел продаж прорабатывают возможность увеличения поставок продукции на рынки Западной Европы и США.
Основные виды сырья, используемого на предприятии: какао-продукты (бобы, масло, порошок), сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные продукты, крахмал.
3 Совершенствование стратегии внешнеэкономической деятельности ОАО «Коммунарка»
На рынках СНГ предлагается использовать стратегию глубокого проникновения. Для ее реализации необходимо совершенствовать товаропроводящую сеть. Для рынков дальнего зарубежья предпочтительной является стратегия проникновения. Для продвижения товаров на внешних рынках предлагается активизировать маркетинговую деятельность в Интернете посредством публикации пресс-релизов на иностранных сайтах и повышения ссылочной популярности сайта организации.
В качестве второго мероприятия можно предложить внедрение программы лояльности для ОАО «Коммунарка». Одним из новых направлений в современной науке маркетинга является маркетинг отношений, который становится объектом стратегического планирования фирм. Такой подход давно применяется за рубежом, в последнее время он стал активно внедряться и на российском рынке.
Специалисты определяют цель маркетинга отношений как создание эффективной маркетинговой системы взаимодействия с ключевыми партнерами организации – клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом.
В связи с этим система лояльности должна формироваться не только в отношении покупателей, но и по отношению к посредникам, партнерам, агентам, дистрибьюторам и собственному персоналу. Хорошие портфели товаров являются дополнительным стимулом для повышения лояльности клиентов предприятия.
В настоящее время в ОАО «Коммунарка» отсутствует четко разработанная и понятная клиентам система скидок. Существующая практика предоставления скидок слишком трудоемка и не дает никакого видимого положительного результата, а только ухудшает имидж предприятия.
ОАО «Коммунарка» сталкивается с такими проблемами:
–более дешевые продукты у конкурентов, за счет дешевого сырья и современного оборудования;
–нелояльные дилеры, у которых нет ни складских, ни логистических центров от завода на территории реализации продукта;
–трудность в привлечении новых клиентов;
–снижение объемов реализации.
Благодаря внедрению программы лояльности ОАО «Коммунарка» получит перспективы расширения дилерской сети, расширение клиентской базы, увеличение объемов реализации способом стимулирования продаж с помощью скидок, а в итоге, сможет выйти на прибыльную работу
Программа лояльности для ОАО «Коммунарка» может быть реализована через различные системы, использующие презентации новой продукции для клиентов (система конференций), возможно с помощью цифровой связи, прямые продажи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время «Коммунарка» представляет собой современное предприятие кондитерской отрасли, отличительной особенностью которого является применение только натурального сырья для производства продукции.
Высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
По результатам анализа можно сформулировать общую стратегию СОАО «Коммунарка»: СОАО «Коммунарка» хочет установить тесные, стабильные и долгосрочные отношения со своими покупателями и поставщиками. В работе с партнерами по бизнесу СОАО «Коммунарка» всегда стремится к сотрудничеству. Главная цель - удовлетворение всех требований покупателей и экономия их денег, поэтому СОАО «Коммунарка» с большим вниманием прислушивается к их предложениям и требованиям и старается их выполнять. В отношении качества реализуемых товаров, организация руководствуется требованиями, предъявляемыми покупателями. С этой целью СОАО «Коммунарка» постоянно проводит исследования спроса. Организация ставит перед собой три цели. Самая главная - это работа с клиентом, в которой необходимо удовлетворять его требования и обеспечивать высокий уровень обслуживания. Вторая - цена реализуемых товаров, которая должна контролироваться умелым руководством. Третья цель, которая не менее важна, чем первые две, это работа по постоянному улучшению качества реализуемых товаров».
Так для направления развития товаропроводящей сети ОАО «Коммунарка» на внешних рынках было предложены следующие направления:
‒внедрение программы лояльности;
‒расширение агентской сети ОАО «Коммунарка»;
‒открытие фирменного магазина ОАО «Коммунарка».
Так, экономический эффект от которых составит:
‒в результате внедрения программы лояльности ОАО «Коммунарка» получит дополнительную прибыль в год в размере 1830,32 р.;
‒расширение агентской сети ОАО «Коммунарка» принесет дополнительную прибыль в размере 36840 р.;
‒открытие фирменного магазина ОАО «Коммунарка» принесет прибыль от реализации в размере 116,75 тыс. р., а чистую прибыль в размере 95,74 тыс. р., отметим, что окупаемость капитальных вложений составит 0,6 года.
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 208 с.
2 Артюшина, Е. В. Стратегия диверсификации как источник устойчивого развития предприятия / А.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – С. 19-24.
3 Артюшина, Е.В. Роль контактного персонала в осуществлении инновационной деятельности диверсифицированных компаний / Е.В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 134-140.
4 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
5 Астафьева, Л. И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления / Л.И. Астафьева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 59-62.
6 Галица, И. А. Стратегический конкурентный ресурс в виртуально-интеллектуальном мире / И. А. Галица // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 5. – С. 15-18.
7 Герасимова, В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и Экономика, 2009. – 514 с.
8 Гончар, А. Время стратегических решений / А. Гончар // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 6-8.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62-75.
10 Долженко, Р. А. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга / Руслан Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 125-129.
11 Дыбская, В. В. Влияние стратегии компании на деятельность логистики при обслуживании клиентов / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2014. – № 5. – С. 5-17.
12 Ковалев, А. И. Прогнозирование как инструмент инновационного развития / А. Ковалев // Маркетинг. – 2014. – № 4. – С. 28-39.
13 Ковалев, В. А. Инновации и стратегии развития / В.А. Ковалев // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. – С. 90-94.
14 Кондратьев, Э. В. Применение эталонных стратегий развития в деятельности современных организаций малого бизнеса в Российской Федерации / Э.В. Кондратьев, Д.О. Гурина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 1. – С. 14-18.
15 Королев, В. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия / В. Королев // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 4. – С. 112-118.
16 Крум, Э. В. Экономика организации: учеб. пособие / Э. В. Крум. – Минск: Тетра Системс, 2010 г. – 192 с.
17 Логацкая, А. Маркетинговая стратегия как инструмент борьбы с экономическим спадом / А. Логацкая // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 10-13.
18 Михайлова-Станюта, И.А. Общемировая стратегия развития инновационности экономики поддержана в Беларуси? / И.А. Михайлова-Станюта // Банковский вестник. – 2016. – № 2. – С. 54-59.
19 Назаренко, В. В. Стратегия опережающего развития : сегодня нельзя работать как вчера, поскольку неминуемо будешь обречен на отставание / В. В. Назаренко // Экономика Беларуси. – 2015. – № 4. – С. 10-17.
20 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54-58.
21 Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Минск: Выш. шк., 2009. – 383 с.
22 Овешникова, Л.В. Развитие стратегического планирования инфраструктурного обеспечения бизнеса в регионе / Л.В. Овешникова, Е. Сибирская // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 2. – С. 30-37.
23 Олехнович, Г.И. Конкурентная стратегия на мировых рынках / Г.И. Олехнович. – М.: Изд. деловой и учебной литературы, 2009. – 256 с.
24 Рагель, Д. М. Продуктовый менеджмент – важный инструмент в деятельности компании / Д.М. Рагель // Наука и инновации. – 2015. – № 5. – С. 34-37.
25 Реутенок, Т. А. Ключевые показатели экоориентированной производственной стратегии предприятия / Т. А. Реутёнок // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2014. – № 6. – С. 71-77.
26 Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / М.А. Чернышев [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.
27 Трачук, А. В. Инновационная стратегия компании / А. В. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 9. – С. 75-83.