Введение
1 Понятие и необходимость миссии и цели организации
1.1 Формирование миссии предприятия, ее характеристика
1.2 Взаимосвязь миссии и цели организации. Виды целей
1.3 Зарубежный опыт формирования миссии и целей организации
2 Анализ миссии и целей предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
2.2 Анализ миссии и цели предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
2.3 Анализ целепологания функциональных подсистем
3 Основные направления совершенствования миссии и целей предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
3.1 Оценка степени достижения целей предприятия
3.2 Пути совершенствования формирования миссии и целей предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Формирование миссии и постановка целей для организации считаются наиболее важными исходными факторами в процессе управления.
Организация – это сложная многофункциональная система, связанная с окружающим миром, а также оказывающая на него всестороннее влияние. Управление такой системой требует определения: всего набора целей и задач, которые она обязана регулировать в своей повседневной деятельности; список продукции и услуг, какие она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; ресурсов необходимых для разработки способов по достижению и непосредственного достижения запланированных целей.
Четкое представление о миссии обладает столь колоссальной значимостью, что оказывает большое влияние как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Общей целью организации или фактором ее существования является миссия, которая необходима в качестве критерия для принятия управленческих решений.
На сегодняшний день почти 90% организаций развитых стран определили свою миссию. В Республике Беларусь также стали понимать важность наличия миссии, так как наши организации довольно быстро начали сотрудничать с иностранными организациями. Правильное представление миссии имеет достаточно большое значение, что оказывает значительное влияние как на дальнейшее развитие организации, так и на ее выживание. Достаточно указать хотя бы на то, что все иностранные, а теперь и крупные белорусские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны понимать, с какой целью создана организация и к чему она стремится. В противном случае, им будет трудно принять решение о выделении средств [1, с.164].
Суть миссии - ответ на вопрос: «Какова основная цель предприятия?». Цель – это конечный результат организации, то, на что направлены ее действия и средства. Цели организации определяются после получения определения миссии, то есть миссия, с одной стороны, позволяет определить, какие цели должны быть поставлены перед предприятием для выполнения его миссии, а с другой стороны, отсекает часть возможных целей.
Чтобы определить важность целей, в последние годы был проведен ряд исследовании, которые показали, что цели являются одними из первых среди других компонентов организации.
1 ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ МИССИИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Формирование миссии предприятия, ее характеристика
Первым решением при проведении стратегического планирования является определение миссии и выбор целей организации. Существует широкое и узкое понятие миссии.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как смысл существования организации. Определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намерена осуществлять свою деятельность. Миссия обычно редко меняется.
В узком смысле миссия - это утверждение, которое раскрывает смысл существования организации, показывая разницу между данной организацией и ей подобных. Миссия должна отражать следующие характеристики организации:
-целевые ориентиры организации, они показывают на решение каких задач направлена деятельность организации, и к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
-сфера деятельности организации, заключается в следующем: какой продукт организация предлагает покупателям, и на какие рынки организация выходит с данным продуктом;
-философия организации, проявляется в тех ценностях и принципах, которые приняты в организации;
-возможности и способы осуществления деятельности организации, отражают то, в чем заключается сила организации, каковы ее отличительные возможности для выживания в будущем, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие знания, а так же какие передовые технологии доступны для нее [3, с. 71].
Необходимость формулировать миссию организации объясняется следующими тремя причинами:
1. Миссия дает действующим субъектам внешней среды общее представление о том, что такое организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности.
2. Миссия помогает создать единство внутри организации и создать корпоративный дух. Это проявляется в следующем:
-миссия четко излагает для сотрудников общую цель существования организации;
2 АНАЛИЗ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЛУЦКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» относится к числу старейших предприятий мясоперерабатывающей отрасли промышленности Республики Беларусь.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» – одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь. На данный момент это не только стабильно развивающийся агрохолдинг, но и обновленное современное предприятие.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат», юридический адрес: Республика Беларусь, Минская область, г. Слуцк.
Открытое акционерное общество «Слуцкий мясокомбинат» находится в ведомственном подчинении Коммунального унитарного предприятия «Миноблмясомолпром» «Управляющая компания холдинга «Мясомолпром», является организацией частной формы собственности – юридическим лицом.
В состав ОАО «Слуцкий мясокомбинат» входят три сельскохозяйственных филиала: ПСХ «ОАО «Слуцкий мясокомбинат» (с 25.02.2008 года), ПСХ «Греск» (с 16.04.2009 года), ПСХ «Наша Нива» (с 16.04.2009 года, 26.07.2016г реорганизация путем присоединения ОАО «Рассвет Леньки»). Для создания собственной сырьевой базы в 2000 году к предприятию был присоединен свиноводческий комплекс по выращиванию и откорму свиней в д. Кухты Слуцкого района. Мощность комплекса составляет 24 тысячи голов. В декабре 2015 году завершен инвестиционный проект «Строительство «под ключ» свинокомплекса с замкнутым циклом мощностью 24000 голов откорма свиней в год, завод по приготовлению комбикормов производительностью 40 тонн в смену» д.Греск Слуцкого района.
Предприятие постоянно работает по созданию и расширению сети фиренной торговли. В настоящее время функционируют 7 магазинов, 4 павильона в разных городах Республики Беларусь, работают 2 автолавки, проводится работа по расширеннию рынка сбыта во всех регионах республики.
Основным предметом деятельности предприятия является производство мяса и пищевых субпродуктов, колбасных изделий (включая копчености), мясных полуфабрикатов.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЛУЦКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1 Оценка степени достижения целей предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат»
Цели – это определенное состояние ключевых показателей деятельности предприятия в будущем. На достижение этого желательного состояния направлена его всесторонняя деятельность. Важность целей обуславливается тем, что они являются исходным этапом, для разработки планов и на их основе базируется система планирования.
Иерархия целей играет немаловажную роль, так как именно она определяет связь организации и обеспечивает ориентацию деятельности подразделений организации на достижение цели высшего уровня. В случае если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации и достижения основной цели предприятия.
Важно то, что необходимо в первую очередь исследовать ресурсный потенциал предприятия. Отсутствие или недостаток ресурсов может послужить основной причиной плохого функционирования объекта. Источником ресурсов зачастую является внешняя среда. Поэтому важно понять цели и требования внешней среды.
В условиях, когда отсутствует необходимое количество ресурсов, информация, время для поставки подходящей цели, тогда ставится приемлемая в рамках существующих возможностей цель. В данном случае цель выражает стремление органов управления улучшить состояние дела, устранить имеющиеся недостатки без глобальных преобразований системы, без использования сверхнормативных дополнительных ресурсов. Этого рода цели ставятся в повседневной практике управления, постановка и реализация этих целей – обычные [15, с. 221].
Любые действия, любое планирование рассчитано на реализацию в будущем. Дальние цели называют стратегическими. Ближние цели являются тактическими. Для человека планирование на год вперед можно считать тактическим, а на 5-10 лет – стратегическим. Для государства планирование на пять лет – тактика, а планирование на 10-20 лет – стратегия. Очевидна условность разделения на стратегию и тактику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешних экономических условиях единицы из организаций вообще определяют собственную миссию, у них имеется лишь одна цель – получение максимально возможной прибыли при минимальных издержках.
Определение миссии встречается в основном только лишь у крупных организаций. Одной из причин этого считается в таком случает то, что они сотрудничают с иностранными партнерами, у которых наличие миссии является признаком серьезности и зрелости бизнеса. Однако одной только миссии мало для процветания организации. Миссия это необходимое, но недостаточное требование. Миссия, вырванная из общего контекста менеджмента организации, есть всего лишь привлекательный, но безрезультативный лозунг.
Утвержденная миссия должна определять всю деятельность организации: от планирования вплоть до сбыта готовой продукции. Для того чтобы миссия оказывала воздействие на бизнес, стала двигателем развития необходимы лидеры, а также команды, которые станут ее воплощать в жизнь, и к тому же необходимо поддержание соответствующей корпоративной культуры. При отсутствии лидеров, команд и надлежащего «духа» корпоративной культуры миссия никак не станет функционировать. Необходимо непременно объявить и довести миссию до каждого сотрудника без исключения.
В основе миссии и отталкиваясь от нее следует создать дерево целей с дальнейшим формированием стратегий, функций, процессов, должностных инструкций.
В качестве объекта исследования была выбрана деятельность предприятия ОАО «Слуцкий мясокомбинат».
На основе информации, полученной в ходе анализа деятельности ОАО «Слуцкий мясокомбинат», можно сделать вывод, что ОАО «Слуцкий мясокомбинат» – одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь. На данный момент это не только стабильно развивающийся агрохолдинг, но и обновленное современное предприятие.
ОАО «Слуцкий мясокомбинат» обеспечивает достижение хозяйственных максимальных результатов при оптимальных производственных ресурсах, относительном сокращении расходов и высоком качестве удовлетворения потребностей населения.
Основными целями ОАО «Слуцкий мясокомбинат» является: хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических интересов, помощь населению: юридическим и физическим лицам в открытии новых, поддержании в рабочем состоянии давно существующих структур торговли, общепита, гостиничного бизнеса, их модернизация, реконструкция и перепрофилирование.
1. Беляев, В.М. Основы менеджмента на транспорте: Учебник / В.М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
2. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
3. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
4. Алексеева, Е.В. Методологические проблемы исследования миссии организации. / Е.В. Алексеева. — М.: Альфа-М, 2015. — 136 с.
5. Балашов, А.П. Основы теории управления: учебное пособие. / А.П. Балашов — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 280 с.
6. Владимирова, Л.П. Экономика труда: учеб. пособие / Л.П. Владимирова. – М.: Дашков и К, 2000. – 220 с.
7. Бадеева, Е. А. Методика оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества организаций на основе достижения целевых показателей / Бадеева Е. А. // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. – 182 с.
8. Карпова, Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учеб. пособие для вузов / Е.В. Карпова. – М.: КНОРУС, 2005. – 256 с.
9. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент. / А.Т. Зуб — М.: ТК Велби, 2013. — 432 с.
10. Основы менеджмента : учебно-методическое пособие для студентов вузов и слушателей системы переподготовки / Э. М. Гайнутдинов [и др.] ; под ред. Э. М. Гайнутдинова. - Минск : БНТУ, 2014. - 256 с.
11. Акулич, В.В. Оценка трудового потенциала организации / В. В. Акулич // Экономика. Финансы, 2014. – 229 с.
12. Урбанович, А.А. Теория и практика управленческой деятельности / А.А. Урбанович. – Мн. : Соврем. шк., 2008. – 608 с.
13. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
14. Экономика фирмы: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / [А. С. Арзямов и др.]. – Москва: Проспект, 2017. – 526 с.
15. Бухалков М. Планирование производства и реализации продукции // Экономика. Финансы. Управление, 2015. – 321 с.
16. Грошев, И. В. Концепция эмоционального менеджмента как составная часть организационной культуры современной фирмы / И. Грошев, А. Краснослободцев // Проблемы теории и практики управления, 2015. – 102 с.