Введение
1 Внешнеторговая политика – важнейшая форма внешнеэкономической политики
1.1 Понятие, цели, инструменты государственной внешнеторговой политики
1.2 Состояние внешней торговли Республики Беларусь
2 Особенности экспортной политики в Республике Беларусь
2.1 Развитие экспорта – одна из мер обеспечения экономической безопасности страны
2.2 Структура, объем и направленность экспорта товаров и услуг
2.3 Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь
2.4. Государственная система поддержки экспорта в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь
Приложение Б. Общий товарооборот, экспорт и импорт Республики Беларусь со всеми странами СНГ и основными торговыми партнерами среди стран вне СНГ
Приложение В. Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
В настоящие время все больше усиливается взаимосвязь между различными национальными экономиками мира. Развитие интеграционных процессов на глобальном, мировом уровне привело к образованию качественно нового мирового хозяйства. Тенденции последних лет явно указывают, что на состояние национальной экономики во многом влияют внешнеторговые отношения и внешнеэкономическая деятельность. Подобная закономерность обусловила повышение значимости государственной политики в этой сфере.
Внешняя торговля – это важная составляющая функционирования и развития каждой отдельной страны и мира в целом. В условиях протекания глобализационных процессов ни одно государство не способно развиваться без построения эффективной системы хозяйственных связей с экономиками других стран. В контексте международных экономических отношений роль внешней торговли в развитии национальной экономики страны значительно возрастает. В современных условиях национальные экономики рассматриваются не как отдельные хозяйственные системы, а как системный комплекс взаимосвязей субъектов хозяйствования на мировом рынке.
В условиях глобализации такие процессы, как трансграничное движение товаров, работ, услуг путем международного разделения труда, специализации и кооперирования производства позволяют повысить эффективность общественного производства, использования природных ресурсов и так далее. Все перечисленное дает повод рассматривать внешнеторговые отношения в качестве существенного фактора достижения устойчивого экономического развития. Однако, стоит отметить, что активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей зачастую сопровождается возникновением некоторого ряда проблем, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик.
Возникающие проблемы наибольшее значение имеют для стран с развивающейся, трансформационной экономикой. На современном этапе экономическое развитие Республики Беларусь обусловлено потребностью развития внешнеэкономической деятельности. Все более актуальным становится поиск новых практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, которые будут нацелены на формирование устойчивой положительной динамики национальной экономики. Это подтверждает актуальность и практическую значимость вопросов, связанных с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности, в частности, что касается политики регулирования экспорта.
Проблематика развития и формирования внешнеторговых отношений была рассмотрена и разработана в ряде научных трудов. Так, классические теоретические аспекты данного вопроса освящены А. Смитом, Д. Рикардо, Т. Менном. Следует отметить вклад в развитие теории внешнеторговых
1 Внешнеторговая политика – важнейшая форма внешнеэкономической политики
1.1 Понятие, цели, инструменты государственной внешнеторговой политики
Внешняя торговля – это торговля между странами, состоящая из вывоза (экспортирования) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами [1].
Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Внешняя торговля касается импорта и экспорта. Основой любой торговли между странами являются те продукты и услуги, которые торгуются в каком-либо другом месте за пределами границ конкретной страны. Некоторые страны умеют производить определенные продукты по рентабельным ценам. Возможно, это обусловлено тем, что у них есть предложение рабочей силы или богатые природные ресурсы, которые составляют необходимое сырье. Независимо от того, какова причина, способность некоторых стран производить то, что хотят другие нации, – это то, что составляет основу международной торговли.
Внешнюю торговлю принято считать одной из первых форм международных отношений. В процессе исторического развития на внешнюю торговлю оказывали влияние такие факторы как:
– особенности страны (например, природные и географические);
– структура мирового хозяйства;
– уровень развития национального производства, а также уровень жизни населения;
– степень развития научно-технического прогресса;
– развитие мировой валютно-финансовой системы;
– политические процессы;
– появление все большего числа международных организаций и интеграционных объединений;
– миграционные процессы.
По мере исторического развития внешней торговли формировались ее теории и практики. Исследованием основных подходов по вопросам внешней и международной торговли занимались многие известные экономисты, доказавшие, что существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования и развития внешней торговли и внешнеторговых отношений [2].
2 Особенности экспортной политики в Республике Беларусь
2.1 Развитие экспорта – одна из мер обеспечения экономической безопасности страны
При рассмотрении экспортной политики следует заметить, что сальдо внешней торговли – это один из важнейших показателей, характеризующий экономическую безопасность страны. Если торговый баланс отрицательный, на внутреннем рынке создается дефицит иностранной валюты, который усиливает давление на курс национальной валюты. Это способствует снижению конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках по ценовому фактору. Поэтому отрицательное внешнеторговое сальдо Республики Беларусь представляет собой крайне негативный показатель, который оказывает значительное влияние на состоянии валютного рынка, а также реального сектора национальной экономики. Подобная ситуацию в республике Беларусь регулируется с помощью Национальной программы развития экспорта, в которой определены параметры, необходимые для обеспечения стабильного сальдо внешней торговли [9, с.5].
При осуществлении внешнеторговых операций товары принято подразделять на инвестиционные (оборудование, транспорт, технологии и др.), промежуточные (энергоносители, сырье) и потребительские (продовольственные товары, бытовая техника и др.). Для Республики Беларусь основным источником формирования отрицательного баланса внешней торговли являются такие товары, как сырье и энергоносители. Основываясь на мировом опыте, можно утверждать, что проблема отрицательного баланса решаем для каждой группы представленных выше товаров. Для примера, за счет внедрения в производство энерго- и материалосберегающих технологий и оборудования можно сократить отрицательное сальдо по промежуточным товарам. Благодаря повышению качества отечественной продукции, а также расширению ее ассортимента можно сократить потребительский импорт, тем самым увеличив экспорт. Говоря об инвестиционных товарах, следует отметить, что они необходимы для проведения технической модернизации национальной экономики, а также повышения ее эффективности и создания новых производств. Все эти меры имеют одну цель – наращивание экспортного потенциала белорусской экономики. Приведенные примеры показывают, что добиться значительного превышения темпов роста экспорта над импортом возможно.
Для эффективного развития национальной экономики Республики Беларусь необходимо в кратчайшие сроки перейти от экспорта сырья и полуфабрикатов к поставкам на внешний рынок материало- и энергоемкой готовой продукции, которая обладает высокой добавленной стоимостью. Поставленные цели достижимы за счет экспорта товаров из отечественных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании поставленных целей курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.
1) Внешнеторговая политика государства – это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя все формы деятельности государства, а также его органов по упорядочению внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, сюда входят такие мероприятия, как заключение международных соглашений, разработка национального законодательства, а также правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; мер экономического и административного характера – все эти методы содействуют развитию внешнеторговой деятельности. Что касается состояния внешней торговли в Республике Беларусь, отметим, что в стране сложилась система «импортозависимого роста», при которой увеличение импорта (в большей мере, чем увеличение экспорта) является необходимым условием и ускорения роста ВВП, и увеличения экспорта. Причем абсолютно преобладающая доля промежуточного импорта идет из России. Следует отметить, что значительная часть белорусского экспорта также предназначена для российского рынка. В этой ситуации любое ухудшение развития российской экономики повлечет фундаментальные проблемы для Беларуси.
2) К особенностям экспортной политики в Республике Беларусь следует отнести такие факторы, как: наличие системы государственной поддержки экспорта; выгодное географическое положение; расширение доступного рынка сбыта в рамках ЕАЭС; наличие товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом; наличие кадрового потенциала для развития востребованных производств; неразвитость маркетинговых и консалтинговых услуг при экспорте; недостаточная развитость экспортного финансирования и соответствующей инфраструктуры; неготовность организаций к экспорту (проблемы с маркетингом, обменом релевантной информацией, управлением, качеством, кадрами, отсутствие положительного торгового имиджа и другое). Выполнение большинства условий, отраженных в Программе социально-экономического развития до 2015 года и Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы, обеспечило развитие сектора внешней торговли, сократило административные и финансовые издержки бизнеса, повысило конкурентоспособность продукции, услуг, предприятий, компаний и всей белорусской экономики, переведя ее на инновационный путь развития.
1 Энциклопедия инвестора [Электронный ресурс]. - URL: http://investments.academic.ru/803/Внешняя_торговля - Дата обращения: 10.09.2017.
2 Маринич, М.А. Введение во внешнюю торговлю / М.А. Маринич. - Минск: Тэхналогія. - 2000.
3 Шестопалова Н. С. Конкурентные преимущества и внешняя торговля страны // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. - 2007. - №3.
4 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/ Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-Мю - 1997. - 784с.
5 Агапова Т. А., Серёгина С. Ф. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под общеё ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича, МГУ им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис». - 2002 - 448с.
6 Панчишин С. Макроэкономика. - К.: Либідь. - 2001. - 601с.
7 Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-июнь 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.gov.by/ru/2017_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-ijun-2017-goda-2815/ - Дата обращения: 12.09.2017.
8 Итоги внешней торговли за январь-июнь 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://mfa.gov.by/export/foreign_policy - Дата обращения: 12.09.2017.
9 Ерохова, В.А. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" / В.А. Ерохова // Журнал "Планово-экономический отдел". - 2012. - № 5. - С.13-16.
10 Матяс, А.А. Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и перспективы сбалансированного развития национальной экономики / А.А. Матяс // Белорусский экономический журнал. - 2013. - № 4. - С.4-21.
11 Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. - Аналитическое обозрение Январь 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2017_06_ot.pdf - Дата обращения: 12.09.2017.
12 Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604 Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы
13 Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Постановление Совета министров Республики Беларусь 01.08.2016 №604. URL: www.government.by/upload/docs/fileaff83a3fc04eb9c0.PDF - Дата доступа: 20.10.2017.
14 Внешняя торговля Беларуси в первом полугодии 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://mfa.gov.by/export - Дата обращения: 12.10.2017.
15 Итоги внешней торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.gov.by/ru - Дата обращения: 12.10.2017.