Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Целью курсовой работы является повышение эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
– привести краткую характеристику предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия;
– выявить пути совершенствования предприятия ОАО «Красный пищевик».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОНЯТИЯ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ АНАЛИЗА
1.1 Понятие внутренней среды
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
- социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
- организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
- информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для ее нормального функционирования информацией;
- производственно-техническую – к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырье, материалы и пр.);
- экономическую – совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды, особое место в любой организации занимают люди. Так как результат работы организации зависит от способностей, навыков, отношения к работе и мотивации ее сотрудников.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации являются антропогенными системами, внутренние переменные в значительной степени являются результатом управленческих решений. Это, однако, не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Механизм управления нацелен на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения целей.
ГЛАВА 2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
ОАО «Красный пищевик» – современное кондитерское предприятие Республики Беларусь, со своей традицией и богатой историей. На протяжении долгих лет продукция предприятия радует как взрослых, так и самых маленьких покупателей.
Каждый может выбрать лакомство по вкусу, в красивой упаковке или на развес. Но неизменным было и остается высокое качество продукции. «Верность качеству, верность традициям – это главный принцип «Красного пищевика».
Вся продукция изготавливается по классическим технологиям с использованием натурального сырья. На предприятии выпускается: зефир; халва; драже; мармелад; ирис, конфеты с желейными и сбивными корпусами.
Драже – драже сахарное или драже с корпусом из арахиса, изюма с накаткой из сахарной пудры, какао – порошка.
Конфеты – глазированные шоколадной глазурью, с желейными и сбивными корпусами.
Ирис – тираженный с использованием молока сгущенного, сливочного масла, какао- порошка и других компонентов для разнообразия вкусов.
Халва – арахисовая, подсолнечная, в том числе подсолнечная в шоколаде, халва подсолнечная с наполнителями (кокос, арахис, изюм и др.).
Мармелад – изготавливается на пектине, агаре, желатине. Традиционные виды»: «Дольки цитрусовые», «Трехслойный», «Желейный». Жевательный мармелад: «Чудо - фрукты», «Веселая осень», «Любимые сказки», "Вишневые сердечки", "Апельсиновые медвежата" с различными фруктово – ягодными вкусами и ароматами в форме листьев, фруктов, героев любимых сказок.
Зефир – изготавливается на пектине цитрусовом с добавлением пюре натурального яблочного и припасов, а также глазируется шоколадной глазурью. Традиционные виды зефира: "Бело - розовый", "Ванильный", "Ванильный в шоколаде", "Бобруйский". Наборы зефира: "Красный пищевик", "Бобруйский сувенир", "Роза", "Прывiтанне з Беларуси".
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»
Конкурентоспособность продукции характеризуется экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.
Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения организации – возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.
В результате оценки качества и конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Красный пищевик» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь.
Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение её качества за счёт сети цеховых и центральных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг ОАО «Красный пищевик» в действующих ценах динамично возрастала. Так, выручка от реализации в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 9,8 %, а по сравнению с 2016 г. – на 17,4 %. Тем не менее, в сопоставимых ценах выручка от реализации продукции, работ, услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. возросла на 0,2 %, а по сравнению с 2016 г. – снизилась на 2,4 %.
В 2018 г. прибыль от реализации составила 7 554 тыс. р., что больше 2017 г. на 26,6 %, а 2016 г. – на 46,7 %. Рост прибыли от реализации обусловил увеличение рентабельности продаж.
Проведенный кроме того анализ внешней среды показал, что основными конкурентами ОАО «Красный пищевик» являются белорусские и украинские производители кондитерской продукции, Причем белорусских конкурентов можно разделить на 4 группы.
Выбор того или иного поставщика сырья обусловлен как ценовым фактором, так и условиями оплаты, качеством поставляемого сырья, стабильностью поставок. ОАО «Красный пищевик» работает только с отечественными производителями сахара. Так, как на данный момент цена на сахар-песок регулируется государством, то при его поставке в основном учитывается факт отсрочки платежа и качество.
Через фирменную торговую сеть реализуется продукция производства ОАО «Красный пищевик» и незначительная часть сопутствующих товаров (чай, безалкогольные напитки, мороженное и др.).