Введение
Рембрандт Харменс ван Рейн является крупнейшим представителем Золотого века голландской живописи, который смог открыть совершенно новые гранив живописи XVII в. Его талант отображать эмоциональное состояние, человеческие переживания, духовный мир персонажей посредством композиционных и колористических приемов и решений по праву принес Рембрандту славу новатора в изобразительном искусстве. Его имя не раз звучало в ряду таких общепризнанных гениев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Работая в широком техническом спектре – живописи, гравюре, офорте – он в своих произведениях воплощал и открывал для зрителя невиданные ранее в изобразительном искусстве пласты эмоциональной насыщенности, чувственности и одухотворенности одновременно. Рембрандт в своем творчестве сконцентрировал наилучшие характерные черты голландского искусства – реалистичное отражение действительности, индивидуализацию и демократизм образов, глубину идейного содержания.
Поражает жанровое разнообразие полотен великого мастера: картины на библейские и мифологические сюжеты, исторический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Но общим является то, что автор непоколебимо верит в человека, поднимается до осознания непреходящей ценности жизни. Сложно переоценить вклад творческого наследия Рембрандта в национальную и мировую художественную культуру. Его творческие поиски и новаторство стали уникальным явлением культуры XVII в. во всем мире.
Актуальность нашего исследования определяется непреходящим интересом мирового научного и искусствоведческого сообщества к неординарной личности Рембрандта Харменса ван Рейна и его творческого пути.
1. Историография и источники
Исследования биографии, творческого пути и произведений Рембрандта ван Рейна является значительной частью историографии голландского искусства в целом. Личность художника, его талант и специфика творчества, техника исполнения, образы и мотивы в работах – все это вызывает глубокий интерес среди искусствоведов, художников, культурологов, историков. В своей курсовой работе мы обратимся к трудам зарубежных и отечественных исследователей творчества великого художника.
Зарубежная литература. Широкий пласт исследований по теме составляют труды авторов XIX–XX вв., многие из них в новейшее время были переизданы и переведены на разные языки. Большую группу работ составляют биографические исследования, что позволяет проследить истоки творчества Рембранта, оценить влияние отдельных фактов и событий из жизни на становление Рембрандта-художника. Э. Верхарн в книге «Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность» [6], изданной в начале ХХ века, освещает основные события и периоды жизни художника, делает попытку анализа его влияния на мировую культуру и художественную традицию. Основной акцент в данной работе делается именно на биографические сведение, однако материал изложен довольно поверхностно, нет серьезного исследования каких-либо аспектов творчества данного художника. Т. Я. Вазинская процитировала выдержки из этой книги при составлении раздела, посвященного творчеству голландского художника в учебном пособии «Искусство» [7].
Работа П. Декарга «Рембрандт. Не понятый временем» [16] представляет собой подробное исследование, в рамках которого предпринимает попытку проанализировать весь творческий и жизненный путь Рембрандта на основании всех известных биографических сведений. Декарг известен в искусствоведческой среде как выдающийся журналист и культуролог. В разное время П. Декарг проводил исследования творчества различных художников, например, Вермеера, Анри Руссо, Ф. Хальса и Гойи, а также Пикассо.
2. Становление творчества художника
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился в 1606 г. в Лейдене. Он был пятым (по другим сведениям, шестым) ребенком в семье мельника [6, с. 9; 16, с. 21]. Родители смогли обеспечить сыну хорошее образование, и в 14 лет он поступил в Лейденский университет. Отметим, что в ту эпоху средним возрастом учащихся было 20 лет. Будущий художник около года проучился на филологическом факультете [10, с. 330] и выбрал путь творчества, поступив в подмастерья к лейденскому художнику, работавшему в историческом жанре, Якобу ван Сваненбурху. Находясь три года на обучении, юный художник постигает самые азы своей будущей деятельности. Он открывает для себя весь процесс, понимает, что существует до, во время и после творчества [16, с. 42]. Все это время в его основные обязанности входит уборка в мастерской, собирание рам и натягивание холстов, подготовка основы для картин.
Вторым проводником Рембрандта в мир искусства стал амстердамский живописец Питер Ластман, у которого молодой человек обучался в течение полугода. Он познакомил художника с эффектом светотени, который применяется для передачи объемности, раскрытия драматизма действия. Что интересно, именно этот прием в дальнейшем станет одним из основных приемов в творчестве художника. После этого, отказавшись от поездки в Италию, Рембрандт работает в Лейдене, где завоевывает репутацию мастера мифологических и библейских сцен. А 1625 г. открывает там собственную мастерскую, куда приглашает со временем еще одного молодого художника, который также обучался у Ластмана, – Яна Ливенса, славившегося умением сочетать харлемскую и антверпенскую виртуозность.
3. Период расцвета в творчестве Рембрандта
Период с 1642 по 1650 гг. в жизни голландского художника ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазным обществом. В это время изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту, изменяется и он сам. Образ жизни художника становится более замкнутым. Однако, несмотря на события жизни (смерть Саскии и ссора с ее семейством), это время в творчестве художника значится как время неуклонного подъема, когда художник обретает подлинную зрелость, его искусство раскрывается во всей силе и красе.
«В рембрандтовских созданиях 1640-х гг. эффектные драматические коллизии, бурная фантазия прошлых лет уступают место новому образному миру, прежде всего – поэзии повседневного человеческого бытия, причем тема получает у художника обычно интимно-лирическое истолкование. В соответствии с этим драматические ситуации, резкие конфликты не занимают в тематике этого периода значительного места; преобладают сюжеты лирического плана, способствующие выражению чувства материнской любви, родственной близости, глубокого сострадания», – пишет А. Калинина [23. с. 108].
Новый этап творчества художника – этап творческой зрелости – открывает картина «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), прежнее название которой звучит как «Примирение Давида с Авессаломом» [Приложение О]. Драматичный сюжет этого произведения толкуется автором таким образом, что в картине в полной мере господствует чувство душевного просветления. Цветовая гамма этой картины, в общем и целом довольно необычна для Рембрандта, так как общий тон полотна строится на тонких оттенках розового и зеленого.
Наиболее характерной чертой этого периода творчества может считаться группа картин, которая изображает эпизоды из семейной жизни.
4. Творчество Рембрандта в музейных коллекциях
Работы Рембрандта рассеяны по многим музеям и картинным галереям мира. Столетие назад наибольшее собрание полотен Рембрандта хранилось в Императорском Эрмитаже. Однако на протяжении XX в. часть коллекции распродали, что-то из картин передали в Пушкинский музей, по поводу авторства других велись споры. Считалось, что кисти художника принадлежит более 800 картин, которые числились в коллекциях и каталогах.С 1968 г. по инициативе голландских ученых стартовал научно- исследовательский проект по проверке подлинности полотен «Рембрандт». Согласно результатам, опубликованным в 2014 г. в виде каталога, в мире сохранилось 346 живописных произведений, созданных непосредственно Рембрандтом [4]. На сегодняшний день считается, что из-под его кисти вышло около 350 картин, 100 рисунков и около 300 офортов. Хотя эти цифры до сих пор уточняются исследователями.
Весь XX в. голландские музеи вели активную работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину. Как итог, сегодня самое большое количество картин Рембрандта представлено в фондах амстердамского Рейксмюсеума. Современный вид этот музей приобрел в1885 г., а до этого действовал со времен Французской революции. Он является одним из крупнейших художественных музеев в Нидерландах и хранит работы нидерландских живописцев XV-XIX веков. Рейксмузеум хранит самую большую в мире коллекцию работ Рембрандта, но она никогда не была представлена для посетителей целиком. Например, гравюры, которых художник создал более 1300, как правило, вообще не выставлялись — напечатанные на бумаге в XVII веке, сегодня они считаются слишком хрупкими для экспонирования и перемещения.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Сегодня для нас доступно достаточно много исследований, посвященных деятельности и творческому наследию Рембрандта ван Рейна, его влиянию на национальную культуру, а также на мировую культуру в целом. Зарубежные и отечественные искусствоведы, культурологи и историки вот уже на протяжении двух столетий обращаются к феномену великого голландца, изучают его биографию и анализируют влияние событий и личностных качеств на профессиональное становление и развитие. Много работ посвящено особенной манере мастера, его жанровым и сюжетным предпочтениям, месту его работ в культурном пласте национальной и мировой живописи. Но несмотря на достаточно развитую историографию, ждут своего исследователя многие открытые вопросы.
Источниковая база проведенного нами исследования представлена произведениями художника, хранящимися в музейных и частных коллекциях, а также популяризируемых в альбомах и каталогах. На примере произведений была рассмотрена эволюция мировоззренческих взглядов автора, его творческой техники и подхода к написанию полотен.
Творчество Рембрандта принято разделять на несколько этапов, развитие которых было обусловлено фактами его биографии, личностным ростом и эволюцией мастерства.
Профессиональное становление художника отмечено некоторыми важными вехами: поступлением на обучение к итальянскому мастеру; открытием своей художественной мастерской; переезд в Амстердам и женитьба; творческий пик; трагические события последних лет жизни. Исходя из анализа источников и историографии, мы согласимся с предлагаемым многими авторами делением всего периода творчества Рембрандта на три этапа: лейденский период, период творческой зрелости, поздний период творчества.
1. Андронов, С. А. Рембрандт: о социальной сущности творчества художника / С. А. Андронов. – М.: Знание, 1981.– 136 с.
2. Бодрова, В. Н. Античные образы в голландской живописи XVII века. : автореф. дисс. . канд. Искусствоведения. – М. : - 2005. – 44с.
3. Бонафу, П. Рембрандт / П. Бонафу: пер. с фр. А. В. Голубковой. – М. : Астрель, 2004. – 176с.
4. Васильева, Ж. Как добраться до Рембрандта [Электронный ресурс] / Ж. Васильева. – Российская газета – Федеральный выпуск. – № 145. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/07/04/ekspert-rasskazala-pochemu-tvorchestvo-rembrandta-ostaetsia-sovremennym.html.
5. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. / К. Вёрман. – М. : Астрель, АСТ, 2001. – Т. 3: Искусство XVI – XIX столетия. – 2001. – 944 с.
6. Верхарн, Э. Рембрандт. Его жизнь и художественная деятельность / Э. Верхарн; пер. с фр. Е.Н.К. – СПб. : Акционерное общество типографического дела, 1913. – 67 с.
7. Верхарн, Э. Творческий путь Рембрандта / Э. Верхарн // Искусство / под ред. Т. Я. Вазинской. – Минск. : Лимариус, 1997. – 310-320 с.
8. Верцман, И. Рембрандт / И. Верцман. – М. : Искусство, 1936. – 59 с.
9. Все офорты Рембрандта: кат. выст. / [авт.-сост. Н.Ю. Маркова; вступ. ст. Е.С. Левитина]. – М. : РА "Сорек", 1992. – 48 с.
10. Всеобщая история искусства: в 6 т. / под редакцией Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. – М.: Искусство, 1956-1966. – Т. 4 : Искусство 17-18 веков. – 1963. – 1101 с.
11. Голландская живопись XVII-XVIII вв. [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/perm_exh/exh/30holland/?lng=ru.
12. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pushkinmuseum.art.
13. Григорьев, Р. Гравюры Рембрандта из коллекции Д. А. Ровинского в собрании Эрмитажа / Р. Григорьев. – СПб. : Изд-во Эрмитажа, 2012. – 760 с.
14. Григорьев, Р. Рембарндт-гравер / Р. Григорьев. – СПб. : Государственный Эрмитаж, 2006. – 48 с.
15. Даниэль, С. М. Рембрандт: [альбом] / Сергей Даниэль СПБ: Аврора, 2002. – 158 с.
16. Декарг, П. Рембрандт. Не понятный временем / П. Декарг; пер. с фр. В. Е. Колодочкиной – М.: Молодая гвардия, 2000. – 293 с.
17. Дмитриевская, Л. Н. Книга в творчестве Рембрандта / Л. Н. Дмитриевская // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах. – М., 2010. – №1. – с.200–210.
18. Доброклонский, М. В. Рембрандт, Харменс ван Рейн / М. В. Доброклонский // Большая советская энциклопедия / гл. ред. С. И. Вавилов. – 2-е изд. – М. : Сов. Энциклопедия, 1965. – с.
19. Дом-музей Рембрандта в Амстердаме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rembrandthuis.nl/.
20. Егорова, К. С. Портрет в творчестве Рембрандта / К. С. Егорова. – М. : Искусство, 1975. – 230 с.
21. Западно-европейская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. Е. Г. Мещериной]. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 197 с.
22. Истомина, Н. А. Рембрандт / Н. А. Истомина // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. – М. : Большая российская энциклопедия, 2004 – 2017. – Т. 28: Пустырник – Румчерод. – 2015. – 381-382 с.
23. Калинина, А. Рембрандт ван Рейн. Его жизнь и художественная деятельность / А. Калинина. – М. : Республика, 1993. – 154 с.
24. Каптерева, Т. Рембрандт Харменс ван Рейн / Т. Каптерева // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. В 4 т. – М. : Белый город, 2006. – Т. 3.
25. Кузнецов, Ю. «Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже» / Ю. Кузнецов. – Ленинград: Искусство. –1988 г. – 240 с.
26. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: биограф. Очерки / Вступ. Ст. Л. А. Аннинского. – СПб. : Редактор, 1998. – 380 с.
27. Маннеринг, Д. Рембрандт / Д. Маннеринг; пер. с англ. С. Леднева. – М. : Лабиринт-К, 1998. – 79 с.
28. Медкова, Е. Особенности художественного языка / Е. Медкова // Искусство. – 2005. – №18. – С. 6.
29. Музеи мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/748-rembrandt-harmens-van-reyn-biografiya.html.
30. Невежина, В. М. Рембрандт. Жизнь и творчество / В. М. Невежина; послесл. И. Е. Верцмана. – Л. : Изогиз, тип. им. И. Федорова, 1935. – 142 с.
31. Нувен, Г. Возвращение блудного сына / Генри Нувен; [пер. с англ. О. Корнеев, Э. Янзина]. – М. : Библейс.-Богослов. ин-т св. ап. Андрея, 2002. –169 с.
32. Платонова, Н. Энциклопедический словарь юного художника /Н. Платонова, В. Синюков. – М.: Педагогика, 1983 г.– 416 с.
33. Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза: альбом репродукций и каталог. – Ленинград: Аврора, 197. – 177 с.
34. Рембрандт Харменс ван Рейн [Электронный ресурс] // Сайт сообщества художников «Артхив». – Режим доступа: https://artchive.ru/rembrandt.
35. Рембрандт. [Электронный ресурс] // Русскоязычный сайт о творчестве Рембрандта. – Режим доступа: http://rembr.ru/.
36. Рембрандт: Альбом / Текст М. Тадзартес. – М. : Белый город, 1997. – 63 с.
37. Рембрандт: время и окружение: Голландия XVII века в зеркале офорта : кат. выст. грав. из част. собр. – М.: Макцентр, 2002. – 96 с.
38. Рикетс, М. Рембрандт / М. Рикетс; пер. с англ. А. В. Верди. – М. : Айрисс-пресс, 2006. – 176 с.
39. Ротенберг, Е. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы / Е. Ротенберг. – М., 1989. – 286 с.
40. Садков, В. А. Голландский рисунок XVII века: Эволюция и проблемы атрибуции: автореф. дисс. докт. искусствоведения. – М. : 1997. – 56 с.
41. Соколова, И. А. Рембрандт. Афина Паллада / И. А. Соколова. – Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. – 19 с.
42. Флекель, М. И. Великие мастера рисунка – Рембрандт, Гойя, Домье /ред. Ю.А. Молок. – М.: Искусство, 1974. – 266 с.
43. Фромантен, Э . Старые мастера : [Пер. с фр. / Э . Фромантен , Вступ.ст.и коммент. В. С. Турчина]. – М. : Изобразит. искусство, 1996. – 280 с.
44. Шварц, Г. Ночной дозор: [о картине Рембранта] / Гари Шварц; [пер.: Вавил, Утрехт] . – Амстердам : Гос. музей; Зволле: Ваандерс, 2003. – 48 с.
45. Шмитт, Г. Рембрандт / Г. Шмитт. – М. : Терра, 1996. – 832 с.
46. Эрмитаж – Году Рембрандта. «Падение Амана»: картина Рембрандта в зеркале времени // Новости музеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N73983.
47. A Corpus of Rembrandt Paintings. Volumes I-VI / Bruyn, J., Haak, J., Levie. – Springer Netherlands. – 2015.
48. Bahre, K. Rembrandt. Genie auf der Suche / K. Bahre – Koln: DuMont Literatur und Kunst, 2006. – 241 p.
49. Fleischer, R. E. The Age of Rembrant: Studies in Seventeen-century Dutch Painting / R. E. Fleischer, S. S. Munshower, S. C. Scott. – Pennsylvania State Press, 1988. – 245 p.
50. Scallen, C. B. Rembrandt, Reputation, and the Practice of Connoisseurship. – Amsterdam University Press, 2004. – 416 p.