Введение
1 Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Содержание, задачи и принципы анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Информационная основа для проведения анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Методика оценки финансового состояния предприятия
2 Финансово-экономическая оценка деятельности коммерческой организации (на примере ЧПУП «Белстиль»)
2.1 Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧПУП «Белстиль»
2.2 Анализ финансового состояния организации
2.3 Оценка и анализ экономического потенциала организации
3 Основные направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности
3.1 Направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности организации
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственного состояния организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития национальной экономики Республики Беларусь ознаменовывается становлением цивилизованных рыночных отношений, которым сопутствуют усиление влияния таких факторов, как уровень конкурентной напряженности, перманентный поиск лучших практик организации бизнес-процессов и технологических изменений в цепочке создания экономической ценности, актуализация налогового и бухгалтерского законодательства под международные стандарты, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне высоких инфляционных ожиданий
В связи с вышесказанным задача менеджмента бизнеса стоят в разработке проактивной стратегии развития предпринимательской структуры, которая способна уверенно отвечать на поставленные вызовы и угрозы рыночного окружения, что требует рациональной организации финансово-хозяйственной деятельности организации и прогнозирования его будущего состояния. Актуальность темы изучения управления финансово-хозяйственной деятельностью бизнеса обусловлена тем, что на сегодняшний день остро стоит вопрос тотального ухудшения финансовой стабильности и снижения деловой активности предпринимательских структур при их одновременном массовом банкротстве, при этом предпринимательство играет важнейшую роль в экономике страны, определяя будущее страны в целом и отдельной отрасли в частности.
В указанных условиях особое значение приобретают гибкие подходы к управлению финансово-хозяйственной деятельностью организации, которые способны к саморегуляции в зависимости от влияния доминирующих факторов финансовой, правовой и социальной среды, и ключевым здесь является проектный подход к разработке стратегии развития бизнеса в условиях эскалации финансовых вызовов и угроз на основных рынках присутствия.
Объектом исследования курсовой работы является финансово-хозяйственная деятельность международной транспортной компании ЧПУП «Белстиль».
Предметом исследования являются процессы организации и управления финансово-хозяйственной деятельностью международной транспортной компании.
Цель работы – разработка и технико-экономическое обоснование эффективности мероприятий по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности международной транспортной компании.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание, задачи и принципы анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия представляет собой совокупность действий по производству и продаже товаров, услуг, продукции с использованием ограниченного объема финансовых ресурсов. Сама по себе хозяйственная деятельность означает именно создание товаров, услуг, продукции. Это значит, что финансовая деятельность является частью хозяйственного процесса на предприятии. Таким образом, «финансово-хозяйственная» является некоторой тавтологией.
С другой стороны, в условиях рыночных процессов финансовая деятельность играет ключевую роль в обеспечении стабильности ежедневной деятельности предприятия. Без привлечения необходимых финансовых ресурсов, их правильного размещения, эффективного управления положительными и отрицательными денежными потоками, невозможно обеспечить устойчивость такого процесса. Именно поэтому выделяют финансовую деятельность, как часть общего финансово-хозяйственного процесса предприятия. Слово «деятельность» в этом контексте означает некоторую активность [1, с. 25].
В рамках финансово-хозяйственной деятельности, по мнению Р. Кацмана, можно выделить такие основные направления:
− формирование собственного капитала путем эмиссии акций, прочих долевых инструментов;
− привлечение заемных средств, товарных кредитов, прочих финансовых ресурсов;
− покупка, транспортировка, установка, тестирование, запуск машин и оборудования;
− формирование оборотного капитала: покупка необходимого сырья, материалов, запасных частей, создание прочих запасов; разработка комплексной системы товарного кредитования клиентов;
− выбор оптимальных остатков денежных средств и эквивалентов в кассе и в банке;
− создание инвестиционного портфеля предприятия;
− управление процессом формирования доходов, выбор ассортимента, мест продажи, коммуникационной политики, прочих параметров маркетинговой деятельности предприятия;
− управление производственными расходами, расходами на сбыт, управление, обслуживание кредитов и т. д.
2 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧПУП «БЕЛСТИЛЬ»)
2.1 Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧПУП «Белстиль»
Компания «Белстиль» устойчивое, динамично развивающееся предприятие в сфере транспортных услуг. Компания работает на рынке транспортных услуг с 1995 года и предлагает широкий спектр услуг в организации перевозок грузов автомобильным транспортом из Беларуси в большую часть регионов России и Европы:
1. Автомобильные перевозки – парк собственного автотранспорта включает 51 автомобиль Scania с двигателями стандарта Euro-5 и прицепами объемом от 82 до 90м3. Легкий подвижной состав позволяет осуществлять транспортировку 24 тонн груза. Все автомобили компании снабжены необходимыми креплениями под соответствующие типы грузов, а также спутниковыми навигационными системами для постоянного мониторинга маршрута и предотвращения хищения. CMR-страхование в размере 1 000 000 Euro. Таможенный перевозчик. Страхование Каско на весь автотранспорт.
2. Перевозки негабаритных грузов – в автопарке компании находятся 10 единиц спецтехники с максимальной грузоподъемностью до 80т и телескопические раздвижные до 25м площадки. Компания осуществляет негабаритные перевозки широкой географии любого уровня сложности: дорожно-строительной техники (гусеничной, колесной и специальной техники); сельскохозяйственных и лесозаготовительных машин; промышленного оборудования; резервуары для пищевой промышленности; буровые установки; котельное оборудование; прессовое оборудование; готовые заводские линии и прочее.
3. Проектная логистика – организация транспортировки целого предприятия, цеха, производственной линии или крупной партии оборудования путем использования нескольких транспортных средств одновременно и таможенное оформление всех составляющих груза, как единого целого. В основе таких перевозок заложен «блочный» принцип, когда транспортировка осуществляется по графику, обеспечивающему одновременное прибытие всех частей груза на таможню назначения.
4. Мультимодальные перевозки – это доставка грузов поэтапно несколькими видами транспорта с использованием всей транспортной инфраструктуры. При этом, морской, речной, железнодорожный, автомобильный или воздушный способы транспортировки могут сочетаться в любых комбинациях.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности организации
На фоне поляризации тенденций развития международной системы грузоперевозок наблюдается дихотомия в белорусском секторе автомобильных перевозок грузов:
– с одной стороны, имеет место активное использование традиционных организационных схем управления логистическими процессами, что препятствует формированию и внедрению инновационных форм организации бизнес-процессов и оказывает негативное влияние на деловую активность транспортных организаций в краткосрочном периоде и их рыночную капитализацию в долгосрочной перспективе;
– с другой стороны имеет место хаотичный рост и развитие действующих рынков присутствия международных транспортных компаний, масштабное внедрением новых технологий и их активное использование в сфере коммуникаций с клиентами, что обуславливает актуальность разработки новых методов создания и предоставления продуктовой и сервисной ценности клиентам, что логично подводит нас к вопросу разработку плана реформирования бизнес-модели организации финансово-хозяйственной деятельности международных транспортных компаний.
Для обеспечения устойчивого развития и поддержания конкурентноспособной позиции на рынке международных грузоперевозок, считаем целесообразным ЧПУП «Белстиль» уделять приоритетное внимание всестороннему развитию бизнес-модели и обеспечению ее соответствия требованиям и ожиданиям клиентов: компания должна стремиться не только учитывать рыночные тенденции, но и формировать предпочтения, открывая для клиентов новые логистические и консалтинговые продукты и комбинированные решения.
Нами рекомендуется провести масштабную программу маркетинговых исследований, включая проведение тестирований, фокус-групп, опросов, анализа отзывов, в том числе в социальных сетях для развития каналов коммуникаций как с розничными клиентами, так и корпоративным сегментом, проведение активной работы над развитием и укреплением портфеля брендированных логистических продуктов и решений среднего и премиум-класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль международных транспортных компаний в современной системе финансово-хозяйственных отношений постепенно приобретает уникальную роль генератора и проводника инноваций и драйвера изменений рыночной инфраструктуры. Важность сектора международных перевозок объективно определяется его способностью к проактивной реакции на малейшие изменения в клиентских потребностях и умении в кратчайшие сроки организовать жизнеспособную бизнес-модель поставки требуемых благ в условиях ограниченной информации, финансирования и повышенных рыночных рисков.
На современном этапе развития национальной экономики Республики Беларусь международные транспортные компании все еще представляет собой статистически трудноизмеримый для государственных властей сектор экономической системы, который наделен значительной хозяйственной самостоятельностью в выработке управленческих решений по обеспечению эффективности собственной производственно-хозяйственной деятельности, но вместе с тем стратегически важные вопросы разрешения проблем устойчивого развития таких предприятий и формирование эффективной инфраструктуры остается открытым, что подчеркивает не только актуальность, но и практическую значимость исследования.
В общем виде анализ финансово-хозяйственной деятельности представляет собой самостоятельную отрасль экономической науки, которая изучает бизнес-модель коммерческой организации и отдельные ее бизнес-процессы с точки зрения оценки продуктивности их работы, оценки имущественно-финансового состояния, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в следующих случаях: снижение деловой активности бизнеса при относительно стабильном рынке присутствия и сбыта; возникновение угрозы банкротства; разработка стратегии выхода на новый рынок сбыта или выпуска нового продукта; проведение работ по реорганизации, реструктуризации либо ликвидации бизнеса; обоснование кредитоспособности предприятия в банке; совершение сделок слияния-поглощения бизнесов.
Основные функциональные задачи экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации можно представить в виде следующих положений: определение и обоснование наличия или отсутствия у организации финансовых затруднений с выявление причин их возникновения и выработкой предложений по их устранению; диагностика и прогнозирование степени платежеспособности и ликвидности организации; моделирование рисков возможного банкротства организации в будущем; анализ доходности активов бизнеса и определение норм доходности по основным видам деятельности; выработка рекомендаций по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста.
1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
2. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. – М.: КноРус, 2012. – 432 c.
3. Акулич, М.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Ответы на экзаменационные вопросы / М.В. Акулич, В.В. Ткачева. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 112 с.
4. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Концептуальное проектирование инновационных систем: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. – М.: Ленанд, 2014. – 432 c.
5. Арлоу, Д. UML 2 и Унифицированный процесс: практический объектно-ориентированный анализ и проектирование / Д. Арлоу, А. Нейштадт. – М.: Символ, 2015. – 624 c.
6. Безрукова, Т.Л. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности автотранспортного предприятия / Т.Л. Борисова // Общество: политика, экономика, право. – 2012. – №1. – С. 73–80.
7. Белорусский рынок: фрахт вновь на подъеме [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://transportal.by/news/avto/belorusskiy-rynok-fraht-vnov-na-pod-eme-270417
8. Борисов, А.Н. Формирование и основные элементы механизма повышения эффективности экономической деятельности транспортного предприятия // Лесотехнический журнал. – 2012. – № 1. – С. 107–122.
9. Блинов, А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие / А.О. Блинов, О.С. Рудакова, В.Я. Захаров. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 335 c.
10. Ватутин, С. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста / С. Ватутин. – СПб.: Питер, 2013. – 192 c.
11. Власкин А.А., Лисин Е.М. Разработка модели оценки эффективности инновационного предпринимательства на основе принципа шаблонного бизнес-моделирования / А.А. Власкин, Е.М. Лисин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №3. – С. 14 – 22.
12. Давыденко, Л. Н. Модели конкурентных стратегий деятельности предприятий на рынках международных грузоперевозок / Л. Н. Давыденко, В. М. Пинчук // Экономика и управление. – 2015. – № 4. – С. 23–29.
13. Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 289 c.
14. Дотлих, Д. Темная сторона силы: Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса / Д. Дотлих, П. Кейро. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 186 c.
15. Зубок, А.С. Бизнес-модели, Технологии, Стратегии Методы / А.С. Зубок. – М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. – 560 c.
16. Йордан, Э. Объектно-ориентированный анализ и проектирование систем / Э. Йордан. – М.: Лори, 2014. – 264 c.
17. Калашян, А.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии / А.Н. Калашян, Г.Н. Калянов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 c.
18. Калянов, Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии / Г.Н. Калянов. – М.: ФиС, 2009. – 256 c.
19. Киселев, А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; под науч. ред. Н.М. Абдикеев. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 382 c.
20. Ковалев, Р.К. Инвестиционная привлекательность современных инновационных проектов как механизм повышения эффективности экономической деятельности на промышленном предприятии // Финансы и кредит. – 2014.– № 20. – С. 16–26.
21. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2016. – 352 c.
22. Ковалев, В.В. Структурные модели бизнеса: DFD–технологии / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 c.
23. Лучшие бизнес модели стартапов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/biznes-model-startapa
24. логистический рынок Беларуси: кризис уже разобрался с мелкими игроками, наступает очередь средних [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megapolis-real.by/stati/logisticheskij-ryinok-rb-krizis-uzhe-razobralsya-s-melkimi-igrokami-nastupaet-ochered-srednix.html
25. Маклаков, А.Г. Моделирование бизнес–процессов с ALLFusion Process Modeler (BPwin 4.1). / А.Г. Маклаков. – М.: Диалог–МИФИ, 2008. – 240 c.
26. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес–процессов с ALLFusion PM. / С.В. Маклаков. – М.: Диалог–МИФИ, 2008. – 224 c.
27. Маклафлин, Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование / Б. Маклафлин. – СПб.: Питер, 2013. – 608 c.
28. Официальный сайт ЧПУП «Белстиль» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstil.by
29. Прокопенко, Я.А. Развитие бизнес-моделей на основе применения интернет-технологий / Я.А. Прокопенко // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56148http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56148
30. Репин, В.В. Бизнес–процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 512 c.
31. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес–процессов / В.В. Репин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 c.
32. Рис, Э. Бизнес с нуля: метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес–модели / Э. Рис. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 255 c.
33. Риммер, И.И. Эффективное развитие автотранспортного предприятия в условиях его вертикальной интеграции // Менеджмент за рубежом. – 2015.– №2. – С. 155–163.
34. Рынок грузоперевозок: анализ и прогнозы на 2017 год [Электронный ресурс] – Режим доступа:
35. Рынок международных перевозок окончательно адаптировался к взаимным санкциям России и ЕС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belmarket.by/rynok-mezhdunarodnyh-perevozok-okonchatelno-adaptiro valsya-k-vzaimnym-sankciyam-rossii-i-es
36. Рынок грузоперевозок Беларуси нуждается в обновлении автопарка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://perevozka24.ru/news/rynok-gruzoperevozok-belarusi-nuzhdaetsya-v-obnovlenii-avtoparka
37. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 284 c.
38. Соолятэ А. Бизнес-модель: виды, примеры и построение / А.Соолятэ // Финансовый директор. – 2018. – №6. – С. 54 – 61.
39. 7 этапов создания сильной бизнес-модели: история успеха [Электронный ресурс]
40. Теличенко, В.И. Информационное моделирование технологий и бизнес-процессов в строительстве / В.И. Теличенко. – М.: АСВ, 2008. – 144 c.
41. Теличенко, В.И. Информационное моделирование технологий и бизнес–процессов в строительстве. / В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, А.А. Морозенко. – М.: АСВ, 2008. – 144 c.
42. Транспортная отрасль Беларуси по итогам 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by/novosti/transportnaya-otrasl-belarusi-po-itogam-2017-g.
43. Уколов, В.Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник / В.Ф. Уколов. – М.: Экономика, 2014. – 400 c.
44. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2013. – 448 c.
45. Хаммер, М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / М. Хаммер. – М.: Альпина Пабл., 2012. – 356 c.
46. Черемных, О.С. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом / О.С. Черемных, С.В. Черемных. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 579 c.
47. Чернова, М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография / М.В. Чернова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 208 c.
48. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.Д. Шеремет. – М.: ИЦ РИОР, 2010. – 255 c.
49. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 513 с.