1 Античная музыка
2 Певческая деятельность детей дошкольного возраста, ее воспитательное значение
3 Характеристика группы струнно-смычковых инструментов и группы деревянных духовых инструментов симфонического оркестра
4 Характеристика системы музыкального воспитания Н. А. Ветлугиной
5 Сценарий развлечения для старшей группы
Список использованных источников
1 Античная музыка
Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего Востока, но не повторяют их путь. До нас, к сожалению, дошло немного с тех времен. Найдено всего 11 образцов музыки. В основном гимны и оды, относящиеся к античной эпохе.
Музыкальные исполнители являются героями многих древнегреческих мифов, воспевающих волшебную силу этого искусства.
Важнейшим свойством культуры древней Греции и Древнего Рима (как и других древних культур) является существование музыки в единстве с другими видами искусства. Античная трагедия немыслима без музыки: диалоги в ней переходили в напевную речитацию и пение, каждый эпизод завершался хоровым номером. При таком положении драматургу приходилось выступать и как поэту, и как музыканту, и как режиссеру, а иногда и как актеру. Разделение этих профессий произойдет гораздо позднее. В конце античной эпохи отмечается медленное угасание античной культуры. Что в свою очередь обусловило становление и развитие традиций христианского искусства.
Одним из самых замечательных музыкантов этого периода является святой Амвросий. Епископ Миланский. Он родился в Трире (в Галии) в 333 году. Амвросий сыграл немаловажную роль в истории церковной музыки. Сообразуясь с принципом, что единая церковь Христова должна стремиться к единству в богослужении, епископ вводил во всех церквах единообразное духовное пение. Для осуществления этой цели он установил четыре лада, заимствовав их из древнегреческой музыки и использовав их в качестве стержня для церковных мелодий.
С тех пор лады, выбранные епископом, стали называться его именем, т.е. амвросианскими, и рассматриваться как основа всего христианского пения.
Амвросий является не только составителем духовных песен, но и одним из первых композиторов духовной музыки. Одна из его популярных композиций - это "Орфей в подземном царстве".
2 Певческая деятельность детей дошкольного возраста, ее воспитательное значение
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Исполнение песни воздействует на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие и понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких детей. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес , как к самой песне, так и к её воспроизведению. Особое чувство радости вызывает у детей общение во время коллективного пения. Дошкольникам очень свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает её колыбельной песней. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка: заполняет его досуг, помогает организовать творческие и сюжетные игры.
Нередко пением сопровождаются и другие виды деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любя петь, при исполнении песен, они глубоко воспринимают музыку и активно выражают свои чувства и переживания. Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному и доброму, убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от детей большой активности и умственного напряжения. Ребёнок учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
3 Характеристика группы струнно-смычковых инструментов и группы деревянных духовых инструментов симфонического оркестра
Струнные смычковые инструменты
Смычковые инструменты являются основой симфонического, да и камерного оркестров, представить себе музыку без этой группы не представляется возможным. Именно смычковые музыкальные инструменты придают мелодии плавность, протяженность, изящество. Звук в инструментах этой группы извлекается с помощью смычка, которым проводят по натянутым струнам. Струны резонируют с корпусом инструмента и передают колебания воздуха слушателям. В отличие от струнной щипковой группы, смычковые не имеют ладов, что затрудняет игру и обучение музыкантов. Нахождение места нажима струны для получения нужного звука — дело многих лет обучения, таланта, кропотливого труда и тонкого музыкального слуха.
Ближайшим предком современных скрипки и виолончели является виола (по итал. — цветок), появившаяся в XV веке. Дальнейшее формирование и усовершенствование смычковых инструментов, какими мы видим их в наши дни, произошло во второй половине XVIII века. Не только игра, но и изготовление струнных смычковых инструментов считалась большим искусством. Имена великих мастеров того времени, — Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и других, — известны по сей день даже далеким от музыки людям, а смычковые инструменты, изготовленные маэстро, обладают восхитительным звучанием, не говоря уж об их стоимости. В мире существует большое количество струнных смычковых инструментов. Наиболее распространенными являются инструменты, которые используются в академическом музицировании: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Изредка в симфонических партитурах выписывают партию для самого низкозвучащего смычкового инструмента — октобаса.
4 Характеристика системы музыкального воспитания Н. А. Ветлугиной
Одной из самых известных стала система Н. А. Ветлугиной, которая имеет много последователей.
В системе музыкального воспитания, предложенной Н. А. Ветлугиной, музыкальное воспитание рассматривает как составляющая и неотъемлемая часть общего развития детей. Психологической основой стало признание того, что маленькие дети уже имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. В этой связи музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может и должна повлиять на развитие и обогащение этих представлений. Такое представление во многом связано с тем, что дети не могут высказать свои чувства, кто-то просто плохо еще говорит, кто-то владеет малым словарным запасом. Но невербальное выражение эмоций достаточно четко наблюдается: мимика, жесты, позы.
Система занятий, предлагаемая Н. А. Ветлугиной, развивает ребенка и умственно. Данная концепция подразумевает, что помимо всевозможных сведений о музыке, направленных на расширение познавательной сферы, в занятия включено и обсуждение эмоционально-образного содержания музыки. Подобным способом, лексикон детей обогащается образными словами и выражениями, которые определяют эмоции, переданные в музыке.
Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка [2].
Данная система музыкального воспитания оказывает влияние на формирование у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
В целом данная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. В работе ученого показана возможность включение в программы музыкального развития детей произведений классического наследия разных стилей и эпох, которые ранее были или забыты, или недооценены. Исследователь отмечает, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание [4].
5 Сценарий развлечения для старшей группы
Сценарий развлечения «Международный день музыки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:
- побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности;
- расширять знания о музыке;
- вызывать и поддерживать интерес к музыке;
- развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте.
Ход праздника.
Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник - международный день музыки.
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде-
Разноцветном, расписном.
1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О. Н. Арсеневская. – Волгоград : Учитель, 2009. – 204 с.
2. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981. - 270 с.
4. Зайков, А. В. К вопросу об «учреждении» Гимнопедий в Спарте / А. В. Зайков, Ф. В. Рассохин // Херсонесский сборник. - 2019. - № 20. - С. 59-70.
5. Зряковский, Н.Н. Общий курс инструментоведения / Н.Н. Зряковский. — М.: Музыка, 1984. — 480 с.
6. Лебедев, С. Н. Греция Древняя. Музыка / С.Н. Лебедев // Большая российская энциклопедия. - Т. 7. - М., 2007. - С. 705—729.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
8. Попов, С. С. Инструментоведение: учебник / С.С. Попов. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. — 380 с.