Анализ педагогического опыта на основе критериев оценки эффективного опыта педагогической деятельности
Конкретизация содержание уровней формирования личного педагогического опыта
Описание педагогического опыта
Список использованных источников
Анализ педагогического опыта на основе критериев оценки эффективного опыта педагогической деятельности
Актуальность: Актуальность опыта обусловлена тем, что у детей первой младшей группы происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Именно этот возрастной период является сензитивным для усвоения основ речи. Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым [7], Д.Б. Элькониным [16] и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев происходит развитие речи. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают более развитым мышлением, памятью, вниманием, связной речью.
Значимость: Развитие мелкой моторики руки оказывает позитивное влияние на формирование правильного произношения, темпа речи, интонационного разнообразия. Помимо этого снимает психоэмоциональное напряжение [7, с. 65]. Важность развития мелкой моторики в специально организованной деятельности заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта не всегда способствуют развитию в достаточной степени мелкой мускулатуры руки.
Новизна: обзор современных методик развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы позволяет констатировать, что пальчиковые игры используются в недостаточной степени в качестве одного из эффективных и доступных методов развития речи детей.
Результативность: систематические упражнения и тренировки являются средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительные способности, память и внимание, а развитие речи зависит напрямую от степени развития мелкой мускулатуры пальцев.
Конкретизация содержание уровней формирования личного педагогического опыта
Фактологический материал: ситуации деятельности – личный педагогический опыт представлен на творческом уровне – описана образовательная ситуация конкретного учреждения образования ГУО «Ясли-сад №7 г. Ошмяны».
Характер противоречий, решаемых данным опытом: оптимальный уровень. Противоречия представлены на уровне конкретного предмета, дисциплины.
Уровень теоретического обоснования педагогического опыта: оптимальный уровень. Опыт практической деятельности как иллюстрация теоретических педагогических положений.
Уровень решаемых опытом проблем: оптимальный уровень. Проблемы, связанные с установлением обратной связи, усвоением учебной информации.
Способ решения проблем: оптимальный уровень. Система известных методов и приемов.
Уровень новизны идеи опыта: оптимальный. Уровень индивидуального педагогического мастерства.
Ведущая идея опыта (педагогическая цель): оптимальный. Обеспечение знаний, умений, навыков, ориентаций воспитанников по определенной образовательной области.
Педагогические задачи: оптимальный уровень. Соподчинение целей педагогической системы. Подчинение (соотнесение) индивидуальной системы деятельности педагога искомому конечному результату целостной педагогической системы.
Описание педагогического опыта
1. Информационный блок
1.1. Тема опыта: «Развитие речи у детей младшей группы с помощью пальчиковых игр».
1.2. Актуальность опыта обусловлена тем, что у детей первой младшей группы происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Именно этот возрастной период является сензитивным для усвоения основ речи. Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым [7], Д.Б. Элькониным [16] и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев происходит развитие речи. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают более развитым мышлением, памятью, вниманием, связной речью.
1.3. Цели опыта: теоретически обосновать и представить комплексную методику проведения занятий по развитию речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр.
1.4. Задачи опыта:
1 Расширение предметно-развивающей среды для развития у детей мелкой моторики руки и активизации речи.
2 Подбор серии пальчиковых игр различного содержания.
3 Воспитание коммуникативных навыков в процессе выполнения пальчиковых игр воспитанников 1 младшей группы со взрослыми и сверстниками.
4 Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей и мелкой моторики через пальчиковые игры.
1. Агапова, И.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009. – 60 с.
2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7. – С. 33-37.
3. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2011. – 64с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г. Арушанова. – Минск, 1999. – 221 с.
5. Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – №5.
6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Владос, 1995. – 112 с.
7. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 406 с.
8. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с.
9. Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. – 2002. – № 5.
10. Левитес, Д. Г. Автодидактика : Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. – М. : Изд-во Моск. психол.соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 320 с.
11. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2011. -№1. - С. 60-61.
12. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] ; под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 368 с.
13. Старжинская, Н.С. Детская речь / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Пачатковая школа, 2016. – 167 с.
14. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
15. Уварова, Н. М. Технология оформления педагогического опыта / Н. М. Уварова, Т. А. Сергеева, Т. В. Максимченко. – М. : Интеллект-Центр, 2003. – 112 с.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. - 452 с.