Введение
1 Теория бюрократии М. Вебера
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В контексте теоретической модели Вебера зарождение бюрократии – это локальное явление в широкой области взаимоотношений власти и государства, при котором управление достаточно крупными государствами и социальными общностями, исключающее возможность прямого руководства или господства, основывается на принципе избирательности.
В истории и сегодня воспроизводимость модели бюрократической организации открывает перспективы для дальнейшего теоретического обоснования существования универсального, «чистого» типа бюрократии, принципа ее внутреннего функционирования и взаимодействия с внешним миром.
В то же время, поскольку ни в прошлом, ни в настоящем нет полной бюрократии, фактическая модель господства может быть представлена как элемент разума (основанный на «правильной» бюрократии), причем традиционное и харизматическое господство сочетаются в разных пропорциях.
Цель работы – проанализировать теорию бюрократии М. Вебера.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести: методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции.
1 ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ М. ВЕБЕРА
Макс Вебер, несомненно, является центральной фигурой в современной науке бюрократии. Влияние Вебера на социологическую мысль очень велико. Объем веберовской и антивиберийской литературы сегодня огромен. Мы можем говорить об устоявшихся школах интерпретации Вебера, которые имеют характерные национальные и культурные акценты. В российской традиции принято выражать учение Вебера о бюрократии в контексте различий в понимании бюрократии между М. Вебером и К. Марксом, и этой традиции следует уделить здесь некоторое внимание.
В советское время различия между двумя учениями интерпретировались не в пользу Вебера, в результате чего он имел очень ограниченный «круговорот» в официальной советской науке. По той же причине перевод основных социологических работ осуществляется только сегодня (в 2016 году в издательстве Высшей школы экономики вышел первый том четырехтомного труда Макса Вебера «Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Социология» перевод с немецкого под редакцией Л.Г. Ионина, который призван стать первым полным переводом основного немецкого книжного социолога на русский язык). Сегодня, несмотря на снятие запретов, теория бюрократии Вебера, как правило, представлена в духе позднесоветского канона, а имена двух немецких мыслителей до сих пор стоят рядом.
В то же время сравнение бюрократических взглядов Вебера и Маркса в настоящее время является устаревшим теоретико-методологическим инструментом. На наш взгляд, принципиальные различия между Вебером и Марксом в природе и сущности бюрократии можно считать устраненными в силу ряда исторических и теоретических обстоятельств.
Кратко опишем характер этой полемики о письмах из учебника, которая непосредственно связана с вопросом о происхождении бюрократии. Маркс считает, что бюрократия сама по себе является пороком системы управления, деятельность административных институтов сама по себе является целью. В то же время бюрократическое сообщество превратилось из инструмента управления в относительно замкнутую семью паразитов, которые ничего не производят, но в то же время декларируют и реализуют более или менее экстенсивные требования к ресурсам и власти. Взгляд Маркса сходен с остроумием Франции, которая ввела новое слово «бюрократия».
Это слово изначально отражало нелепую ситуацию, при которой власть в рутинном порядке и без широкой огласки присваивает себе «бюро», контора, административный орган, лишая этой власти ее законных обладателей, кем бы они ни были.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вебер считает движение к бюрократии в ее «идеальнотипическом» проявлении закономерным. Наделение истории рациональным смыслом: характерная черта классической немецкой философии, и было бы удивительным, если бы Вебер, студент Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, не испытал ее влияния.
Принятая последовательность описания эволюции типов господства обнаруживает родство теории Вебера с философией истории Гегеля, в свете высказывания последнего о том, что «Разум правит миром». Эти параллели заслуживают отдельного обсуждения, мы же здесь воспользуемся теоретическим положением, которое сближает историософские построения Вебера и Гегеля: проявления разумности, рациональности, встречающиеся в истории государств различных стран и народов, служат метафизическим намеком на перспективы полного торжества Абсолютного Разума. Гегель находит такие проявления, выраженные более или менее явно, в истории большинства мировых цивилизаций. Вебер пользуется аналогичным историческим материалом (если допустимо пренебречь прогрессом исторической науки за те полвека, что разделяют двух немецких ученых).
Для Вебера целенаправленные личностные проявления, которые появляются в памятниках и документальных свидетельствах практически на протяжении всей истории человечества, являются предвестником полноценной реализации норм рационального права в развитых формах, а модель бюрократического управления реализуется лишь в некоторых современных европейских странах.
По логике Вебера, появление бюрократии или бывшей бюрократии следует ожидать, поскольку господство основывается на принципе целеустремленности: признании существования важной цели для государства и общества и усилий по ее достижению наилучшим образом с точки зрения организации масштабной основной деятельности страны.