Введение
С собственным учением Иисус выступил в 30 лет. Непосредственным знаком для начала миссии Иисус посчитал пророческую деятельность его родственника по материнской линии, молодого пустынника Иоанна Крестителя, в котором он увидел своего предсказанного в священных книгах предтечу. Проповедовал Иисус три года, после чего он был обвинен синедрионом в богохульстве и казнен (распят на кресте). Решение было принято синедрионом и утверждено римским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь осуществили римские власти. Примененная к нему форма казни считалась самой позорной, предназначенной для рабов и разбойников.
Иисус Христос был распят за слово, за мысль, за учение. И сделали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъяренная толпа.
Слово «этика» двенадцать раз употребляется в Новом Завете.
Актуальность темы связана, в первую очередь, с тем, что Иисус является прородителем все земного, доброго, любви. Его наставления по сей день уважаются и почитаются приверженцами христианской школы.
Целью исследования настоящей работы является изучение этики Иисуса. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать этику Иисуса и Царство Божье;
- дать характеристику этике и воздаянию;
- охарактеризовать этику и Закон.
Объект исследования работы – общественные отношения, складывающиеся в рамках учения Иисуса.
Предмет исследования – нормы библейских Заветов, учебные пособия. Книжные издания.
1. Этика и Царство Божье
Этика – это философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения.
Термин «Этика» ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика ‒ такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков [1, с. 3].
В отличие от во многом стихийно формирующейся нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но теоретически она решает и многие из практических вопросов, которые возникают перед человеком в жизни и которые связаны с проблемами долга, добра, зла, смысла жизни и т.п., то есть занимается так называемой казуистикой [2, с. 7].
Иисус ‒ еврей из рода Давида, родился в простой семье плотника. От предполагаемого дня его рождения и ведется начало нашего летоисчисления, хотя принято считать, что он родился двумя-тремя годами раньше. Отца его звали Иосифом (он умер еще до того, как сын выступил в роли учителя), мать ‒ Марией. Они жили в Назарете, маленьком городе Галилеи [3, с. 58].
Иисус Христос одновременно является истинным Богом и истинным человеком. Об этом учении можно сказать, что отчасти мы, люди, можем в определенной степени понять, что Иисус Христос должен быть истинным Богом и истинным человеком, отчасти, что мы не можем полностью понять, как это возможно. Для того, чтобы Иисус Христос был нашим путем и мог помочь нам идти по пути на протяжении нашей земной жизни, Он должен быть человеком, целиком и полностью. Если бы Он не был им, мы не смогли бы понять Его или не имели бы возможности быть с Ним в пути. Но в то же время трудности, с которыми мы встречаемся в этом мире, столь велики, например, в виде уничижения и падения рода человеческого, что Он должен быть бесконечно больше человека, чтобы Он мог помочь хотя бы одному, тем более, чтобы Он мог помочь всем людям.
Иисус Христос говорит именно так: Он есть Путь. Совершенно ясно, что Он использует слово «путь» в более высоком и глубоком смысле, чем обычно, ибо Он в то же время говорит, что Он есть Истина и Жизнь, и что никто не приходит к Отцу как только через Него. Это также полностью соответствует тому, чему Он учит о Себе и об Отце в других случаях [4, с. 56].
Этику Иисуса Христа кратко можно определить как этику любви. На вопрос о том, что является для него главной заповедью, Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
О жизни и учении Иисуса Христа известно только по свидетельствам его учеников и учеников его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями и различаются между собой именами повествователей. Подлинными считаются четыре Евангелия ‒ от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, канонизированные христианской церковью в IV веке [3, с. 58].
Этика любви Иисуса Христа и чувственные критерии расширили социальную базу формирования морали. Если по разуму могли оценивать не все, то любить могут все. Главным было предоставление морали в возможности выполнять оценочную функцию. Ведь мораль формируется на уровне общественной психологии (чувства,
2. Этика и воздаяние
В свете сказанного место Царства Божьего в учении Иисуса можно рассматривать как данность, на основе которой строится интерпретация других характерных черт этого учения. Одна из наиболее часто обсуждаемых проблем, вытекающих из утверждений Иисуса о Царстве, относится к смыслу слов о вознаграждении и наказании.
Грех – понятие, в котором выражается религиозное понимание вины человека перед Богом и людьми. С понятием греха связано и религиозное истолкование искупления вины. Личные прегрешения могут быть искуплены смирением, постом (постничеством), покаянием, раскаянием, молитвой, праведными поступками, праведными трудами [1, с. 15].
Знаменитая притча Иисуса настойчиво призывает людей переосмыслить свой печальный опыт, обратить внимание на духовное богатство, сближающего человека с Богом. Чем меньше человек имеет на земле, тем больше он будет иметь на небесах: «У одного богатого человека был хороший урожай на поле. И он рассуждал с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое… Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» [5, с. 24].
Милосердие ‒ это единственное, что будет приниматься в расчет на последнем суде. В милосердии не может быть никаких условий, ограничений. Нет такого человека и нет такого греха, которые не подлежали бы прощению. Сама эта безмерность есть мера милосердия.
Про последний суд, как он изображен в Евангелиях, следует сказать, что это ‒ странный суд. В нем есть, по крайней мере, ряд особенностей, которые не укладываются в привычные представления о суде и воздающей справедливости. Он не проводит градацию преступлений и знает лишь одну кару — вечные муки умирания. Далее, он не ставит целью исправление преступников и не может рассматриваться как назидание. Речь идет ведь о последнем суде, на который призываются все: никто никакого урока извлечь уже не может. Когда богач из приведенной выше притчи о богаче и нищем Лазаре просит Авраама послать кого-нибудь в дом его отца, где у него остались пять братьев, чтобы засвидетельствовать им о его трагической судьбе и тем самым удержать от непоправимых ошибок, Авраам отвечает отказом [3, с. 71].
Эти особенности образа последнего суда позволяют предположить, что Иисус пользуется понятным людям юридическим языком Ветхого завета для выражения той мысли, что добродеяние несет в себе свою награду и злодеяние несет в себе свою кару. Абсолютная неотвратимость награды за добродеяния и наказания за злодеяния означает лишь то, что сами добро и зло абсолютны каждое в себе и в своей противоположности друг другу. Иисус своим учением ставит людей перед необходимостью отнестись к милосердию именно в этом качестве, с полным сознанием того, что оно самодостаточно, тождественно вечной жизни. В этом смысле последний суд ‒ это суд, который сам человек вершит над собой. Адские муки «избираются, а не налагаются» [6, с. 354].
Главная возможность избежать воздаяния – покаяние.
Естественным результатом веры в Иисуса Христа является покаяние. Необходимость покаяния существовала в мире со времен Адама и до наших дней.
3. Этика и Закон
Если допустить, что именно такова этика Иисуса, описанная выше, то чем тогда становится Закон? Иногда утверждали, что Иисус намеревался установить новую Тору или что, по крайней мере, так воспринял учение Иисуса Матфей. В действительности обе эти точки зрения неверны. Очевидно, что у Матфея Иисус как новый законодатель ограничился, главным образом, изложением своего учения в пяти больших речах, первой из которых была Нагорная проповедь, а также шесть так называемых противопоставлений. Но прежде них следует обратить внимание на другие фрагменты, где выражена точка зрения Матфея на Закон и этику (см. Евангелие от Матфея).
Вопрос касается того, отражают ли ‒ и в какой степени позицию Иисуса. Многое зависит от толкования почти каждого слова каждой фразы. Что значит, например, «исполнение» Закона, или праведность, превосходящая праведность книжников и фарисеев, или «одна из заповедей сих малейших»? Это может значить «повиноваться», принимать Закон во всей его полноте. Но это превратило бы Иисуса в сторонника формальной дисциплины, в законника по преимуществу. Такое прочтение полностью противоречит как общему впечатлению, которое оставляет жизнь Иисуса, так и стремлению Матфея в последующих главах показать, что Иисус оставляет в стороне некоторые положения Закона (по крайней мере обряды, касающиеся чистоты и нечистоты) и вводит радикальные изменения в другие положения. Но с другой стороны, «исполнение Закона» может указывать на проникновение в глубину замыслов, содержащихся в Законе, на следование его духу, а не внешним предписаниям.
Другой фрагмент, опровергающий мнение, будто Матфей представляет Иисуса как нового законодателя. Здесь, осуждая фарисеев, Иисус начинает с подтверждения Моисеева учения. «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Но если вспомнить, что, согласно Евангелиям, Иисус часто спорит именно с фарисеями из-за их буквалистского толкования Закона, подобное поучение оказывается в высшей степени нелогичным.
Так мы сталкиваемся с загадочными, парадоксальными аспектами учения Иисуса. Объяснить их можно, лишь обратившись к природе иудейского Закона. Тора была не только религиозным уставом народа, но также гражданским и уголовным законодательством, а фарисеи являлись правоведами. С другой стороны, если есть свидетельства того, что Иисус не был новым законодателем, то кем же Он был на самом деле? Простейший путь понять его позицию заключается в том, чтобы обратить внимание на проводимые Им тонкие различия. Можно начать с Его отношения к Субботе.
Вряд ли можно сомневаться в том, что нарушения Иисусом Субботы были одной из главных причин его трений с фарисеями. Суббота была внешним символом Завета-Союза Бога с Израилем. В условиях диаспоры Суббота была важнейшей преградой на пути ассимиляции евреев, их восприятия культуры и религии языческого общества, и всякая угроза нарушения Субботы была угрозой самому существованию Израиля. Поэтому борьба фарисеев против ассимиляции имела вполне законные основания.
В свете этого факта кажется удивительным, что в Евангелиях мы видим, как Иисус умышленно нарушает Субботу - ведь это подрывает устои, выражаемые фарисеями и Мишной. В повседневной жизни фарисеи ревностно соблюдали все 613
Заключение
Таким образом, этику Иисуса Христа кратко можно определить как этику любви. На вопрос о том, что является для него главной заповедью, Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Та любовь, которую предлагает Иисус, для большинства непонятна и неприемлема, но именно в этом и заключается главное этическое назначение христианской любви – научить человека любить, любовью бескорыстной, любовью бесхитростной, любовью смиренной. Именно такая любовь способна духовно объединить человечество, устранить злобу, насилие и вражду. Именно такая любовь духовно совершенствует человека, возводя его до божественной высоты.
Главная любовь по этике Иисуса – любовь к нашему Отцу Небесному.
Главная цель Иисуса, его этика была построена на благой вести.
Царство Божие рассматривается как исполнение пророчества, как божественная сила, возобладавшая над царством сатаны и уничтожившая власть сатаны над миром.
Главная возможность избежать воздаяния – покаяние.
Естественным результатом веры в Иисуса Христа является покаяние. Необходимость покаяния существовала в мире со времен Адама и до наших дней.
Покаяние – это дарованная нам возможность освободиться от наших грехов и получить за них прощение.
Закон Иисуса состоит в полнейшем соблюдении канонических правил и норм.