Введение
В последние годы в мире отмечается значительный рост суицидов и суицидальных попыток, что свидетельствует об ухудшении психического здоровья населения. В настоящее время наука (психология, психофизиология) не оставляет без внимания проблему суицидального поведения.
Особенно данная проблема актуальна для юношей и девушек. Именно на этапе раннего юношеского возраста (14-18 лет) риск суицидального поведения наиболее выражен. Поэтому важной задачей психологии является предупреждение нежелательных тенденций в развитии личности, способствующих суициду.
Уровень суицидов среди подросткового населения является нестабильным показателем и имеет значительные колебания в зависимости от региона, экономической ситуации, демографических и других факторов даже в пределах отдельно взятой страны.
Цель данного исследования – изучить проблемы суицидального поведения, предложить программу психологической коррекции суицидального поведения.
1. Суицидальное поведение как вид девиантного поведения
Основоположник социологии Эмиль Дюркгейм (1897) выбрал самоубийство темой своего знаменитого одноименного социологического этюда именно потому, что оно, как ему тогда казалось, «принадлежит к числу явлений, наиболее легко определяемых» [11, с. 5]. Спустя немногим более ста лет ситуация изменилась настолько, что в методологическом исследовании Бэлисс и Де Лео (2001) признают, что широкие вариации определения суицидального поведения в различных исследованиях привели, в настоящее время, к фактической «нереальности и невозможности их сравнения».
С расширением сферы суицидологических исследований А.Г. Амбрумова связывает введение в 1947 г. Дешэ принципиально важного понятия «суицидальное поведение». Она же подчёркивает, что изучение суицидального поведения нельзя сводить только к изучению законченных суицидов и суицидальных попыток, необходимо изучать всё многообразие этого феномена и рассматривать раздельно различные виды и типы суицидального поведения.
Постепенно понятие суицидального поведения стало получать всё большее наполнение. Например, В.А. Тихоненко под собственно суицидальным поведением понимает любые внутрен ние и внешние формы психических актов, направляемых представлением о лишении себя жизни. Е. Шир признаёт «суицидальное поведение» как наиболее адекватный термин для определения всех сторон отношения индивида (мыслей, эмоций, словесных высказываний, действий) к возможной смерти в результате собственных действий [19, с. 5].
Однако, по сложившейся традиции, в психологии под поведением понимаются только внешние проявления психической деятельности. Поэтому, в строгом смысле, понятие «суицидальное поведение» может обозначать лишь внешнюю суицидальную активность (суицидальные высказывания, угрозы, приготовления, попытки и завершённые суициды), оставляя за скобками внутреннюю психическую суицидальную активность.
Понятие суицидальной активности по своему прямому смыслу включает в себя и внутренние эмоционально-когнитивные процессы, и внешнюю поведенческую активность, связанные с сознательным намерением прекратить собственную биологическую жизнь.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В рамках компетенции психиатрической службы Республики Беларусь находится изучение вопросов психического здоровья подросткового населения. В этой связи особую значимость и социальную направленность приобретают вопросы, касающиеся суицидального поведения подростков.
По данным ВОЗ, в 2012 г. в мире число смертей от самоубийств достигло 804 000, что составляет ежегодный глобальный стандартизированный по возрасту показатель частоты самоубийств на уровне 11,4 на 100 000 населения (15,0 для мужчин и 8,0 для женщин).
2. Факторы риска развития суицидального поведения
Для структурного рассмотрения факторов, способствующих развитию суицидального поведения, их можно разделить на две большие группы: групповые факторы риска и индивидуальные факторы риска.
ВОЗ выделяет около 800 факторов суицидального риска. Социальные, психологические, культуральные и другие факторы могут взаимодействовать между собой таким образом, что спровоцируют у человека суицидальное поведение, но при этом в результате стигматизации, связанной с психическими расстройствами и самоубийствами, многие люди чувствуют себя неспособными обращаться за помощью. Особое значение придаётся психологическим факторам, которые играют важную роль в понимании психологического благополучия тех, кто имеет склонность к суицидальному поведению. Ранняя диагностика этих факторов помогает вовремя определить суицидальные тенденции молодых людей и заблаговременно организовать профилактику суицидального поведения.
Уровень суицидов и суицидальных попыток – интенсивный показатель частоты данных явлений, который рассчитывается обычно на 100000 населения. Числовые выражения этих коэффициентов неодинаковы для различных групп, выделяемых по тем или иным основаниям (факторам): полу, возрасту, месту жительства, профессии, семейному положению, состоянию здоровья и др. Таким образом, одни контингенты населения оказываются статистически более суицидоопасными, чем другие, характеризуются более высоким суицидальным риском, т.е. большей вероятностью появления в них случаев суицидального поведения. Один из факторов, являющийся достаточно общим для разных районов мира, – распределение суицидентов по полу. Распределение уровня самоубийств среди мужчин и женщин, соотношение этих показателей, равно как количество завершённых и незавершённых суицидов по гендерным признакам, неодинаковы в различных странах мира. Например, в Таиланде соотношение уровня самоубийств между мужчинами и женщинами составляет 5,9:5,3, в группе же стран с высоким (более 20 на 100000 населения) и средним уровнем (от 10 до 20 на 100000 населения) самоубийств показатели несколько иные: соотношение уровня самоубийств у мужчин и женщин находится в пределах от 1,5:1 до 5:1. На постсоветском пространстве ситуация следующая: в начале двадцатых годов, при относительно низком уровне самоубийств, соотношение женских и мужских суицидов составляло 1:1,8, на сегодняшний же день ситуация несколько иная: 1:5,2.
Важное значение имеет такой фактор, как возраст суицидента. В США и европейских странах имеются определённые пики частоты суицидов – в подростковом возрасте (15 – 19 лет) и пожилом возрасте (60 – 75 лет). Эти пики условно называют «пик молодости» и «пик инволюции» соответственно [6]. В России и Беларуси также выделяют два «пиковых» периода: для парасуицидов – подростковый и юношеский возраст, для завершённых суицидов – пожилой и
3. Психологический портрет суицидента
Рассмотрим психологический портрет суицидента на примере подросткового возраста, т.к. именно подростковые суициды являются одной из важнейших проблем современного белорусского общества.
Наиболее частой психической патологией, ассоциирующейся с суицидальным поведением и завершенным самоубийством в подростковом возрасте, считаются депрессивные расстройства.
Вместе с тем суицидальное поведение может отмечаться и в рамках других нарушений: при психогенных реакциях, девиациях личности, эпилепсии, и лишь небольшая доля подростковых суицидов падает на психозы. Согласно данным Otto U., [9], почти в половине случаев попытка самоубийства совершается подростком на фоне острой аффективной реакции, в 90 % попытки – это не истинное желание покончить собой, а крик о помощи.
Считается, что с 14–15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая пика к 16–19 годам. По наблюдениям Н.Е. Кравченко, в потоке госпитализированных бригадами скорой психиатрической помощи девушек 15–17 лет пациентки с суицидальным поведением составляют половину (51,2 %). Согласно данным Усачевой Е.Л. [18], доля пациентов детско-подросткового возраста, у которых имели место те или иные формы суицидальных проявлений, превышает одну треть (37,84 %) среди общего числа пациентов, госпитализированных в детскую психиатрическую больницу по экстренным показаниям. При этом доминирующая часть случаев представлена больными именно подросткового возраста – как младшего (11–14 лет – 63,6 %), так и старшего (15–17 лет – 21,8 %).
Согласно данным литературы, в 14–15-летнем возрасте суицидальное поведение у юношей и девушек наблюдается с приблизительно одинаковой частотой, а после 15 лет среди подростков, совершивших суицидальную попытку, явно преобладают девушки. Между тем нельзя забывать, что, хотя суицидальные попытки представительницы женского пола совершают чаще, но по числу завершенных суицидов среди подростков в 3–3,5 раза превалируют лица мужского пола.
Лишь в небольшом числе случаев (14,5 %) суицидальные действия наблюдаются на фоне психотического состояния, развившегося в рамках шизофрении, аффективной болезни, органического расстройства (экзогенный психотический эпизод на фоне наркотического опьянения). Подростки пытались покончить собой в связи с депрессивной мировоззренческой мотивацией, галлюцинаторно-бредовыми и депрессивно-бредовыми переживаниями. Аутоагрессивное поведение этих больных имеет явную антивитальную направленность и содержало брутальный радикал – подростки пытались перерезать себе горло, бросались под поезд, машину либо комбинировали способы самоубийства (отравление + попытка вскрыть вены). У преобладающей части подростков имеет место непсихотическая психическая патология. Антивитальные переживания юношей-суицидентов были неглубокими, а суицидальные действия в таких случаях не являлись
4. Программа психологической коррекции суицидального поведения
Потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть понятым, выслушанным, готовность принять предлагаемую помощь - все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.
Основным содержанием общего направления профилактической работы должно стать ослабление социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах.
Цель программы – коррекция и снижение склонности подростков к суицидальному поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации, а так же формирование целенаправленных адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно – без нарушения личностного развития – преодолевать критические ситуации существования.
По форме она представляет собой коррекционно-обучающий тренинг
Задачи программы:
1. Создать условия для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе группы.
2. Информировать о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представить девиантное поведение как результат иллюзорного способа решения проблем: псевдопреодоление ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.
3. Формировать у подростков мотивацию развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознать свое поведение как неэффективный «выхода» из критической ситуации существования.
4. Приобретать навыки использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
Программа состоит из двух разделов:
I. Арттерапевтического – на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции.
II. Психодраматического – преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.
Особенность программы заключается в том, что её можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями
Заключение
В строгом смысле, понятие «суицидальное поведение» может обозначать лишь внешнюю суицидальную активность (суицидальные высказывания, угрозы, приготовления, попытки и завершённые суициды), оставляя за скобками внутреннюю психическую суицидальную активность. Для структурного рассмотрения факторов, способствующих развитию суицидального поведения, их можно разделить на две большие группы: групповые факторы риска и индивидуальные факторы риска.
Можно выделить определенный комплекс структурных особенностей и свойств личности, способствующих формированию суицидальных тенденций:
- эмоциональная ригидность, связанная с высокой доминантностью и выраженной потребностью в самоутверждении;
- застревающий тип акцентуации характера со склонностью к "задержке" эффекта при одновременном наличии циклотимической и эмотивной акцентуаций темперамента, приводящем к сочетанию легкости впадения в аффективное состояние и "застревания" аффекта;
- личностный инфантилизм и эгоцентризм как его компенсаторная реакция;
- эмоциональная зависимость от значимого другого;
- неадекватный уровень притязаний, вызывающий напряженность потребностей в сочетании с недостаточной способностью к образованию компенсаторных механизмов;
- склонность суицидентов предъявлять завышенные требования к окружению, к перекладыванию вины и ответственности на других, к выгораживанию себя;
- низкий показатель степени социальной адаптации, свидетельствующий о низкой приспособленности лиц, совершивших попытку суицида, к социальному окружению, наличии разного рода конфликтов.
Можно сделать следующие выоды относитель психологического портрета суицидента подросткового возраста:
– значимую роль в возникновении суицидальной активности играет невозможность справиться с неуправляемыми отрицательными эмоциями, выражать их социально приемлемым образом и контролировать поведение, т.е. несмотря на шантажно-демонстративный характер суицидальных жестов, подростки демонстрируют не столько манипулятивное поведение, сколько неумение владеть собой;
– актуальными обстоятельствами, запускающими суицидальную активность, являются интерперсональные конфликты – ссоры с матерью, отцом, обоими родителями или родственниками, разрыв романтических отношений, раздоры со сверстниками, учителями, окружающими;
– суицидальные действия развиваются на фоне выраженной эмоциональной лабильности, обусловленной пубертатным кризом;
1. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 1440 с.
3. Гелда А.П., Игумнов С.А. Повторные непсихотические аутоагрессивные действия и особенности методологического подхода к их изучению // Суицидология. – 2011. – № 1. – С. 23–30.
4. Горкина, А.П. Социальная энциклопедия / А.П. Горкина. –М. : Большая российская энциклопедия, 2000. – 740 с.
5. Жезлова, Л.Я. К вопросу о самоубийстве детей и подростков / Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи : тр. Моск. НИИ псих. 1978. – Т. 82. – С. 93 – 104.
6. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
7. Ковалёв, В.В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии / В.В. Ковалев. – М. : Наука, 1989. – 462 с.
8. Кувшинова, Т.И. Современные тенденции суицидального поведения детей и подростков-сирот / Т.И. Кувшинова // Суицидология. – 2011. – № 3. – С. 41–43.
9. Кузнецов, В.Е. Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологи / В.Е. Кузнецов // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. тр. – М., 1996. – С. 101–18.
10. Курбатова, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Р-Дн : Феникс, 2003. – 280 с.
11. Лапина, С.В. Социальная работа с молодежью / С.В. Лапина.- Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 260 с.
12. Лобов, Г.А. Аутоагрессивное поведение юношей призывного возраста: автореф. дис. … канд. мед. наук / Г.А. Лобов. – М., 2008. – 29 с.
13. Паатова, М.Э. Теоретико-методологический анализ социальноъ--педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков / М.Э. Паатова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – №1. – С. 96-104.
14. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6 (108). – 195-199.
15. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учеб. пос. / под ред. А. Б. Фоминой. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.
16. Савина, Н.Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков / Н.Н. Савина // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. –Вып. 4 (82). – С. 91–93.
17. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2013 / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2013. – 578 с.
18. Усачева Е.М. Социально-психологические аспекты суицидальных отравлений у детей и подростков. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – Ярославль, 2004
19. Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков / Е. Шир // Журн. невропатол. и психиатрии им. Корсакова. – 1984. – № 10. – С. 25–29.