Введение
Когнитивная терапия – разработанный Аароном Беком терапевтический подход, который помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы. Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и логические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям, опробовать новые интерпретации и в конечном счете начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Когнитивная триада депрессии включает: негативный взгляд на мир; негативный взгляд на будущее; негативный взгляд на себя. Физические симптомы депрессии — низкая энергия, усталость, инертность. Важную роль в выздоровлении играют опровержение негативных ожиданий и демонстрация моторной способности.
Другой важной составляющей когнитивной модели является понятие схемы. Когда человек сталкивается с каким-то событием, у него активируется схема, связанная с этим событием.
Когнитивная модель тревожных расстройств основана на том, что пациенты нечувствительны к сигналам, свидетельствующим о снижении угрозы (опасности). Имеется готовность воспринимать ситуации как опасные. Следовательно, в случаях тревожности когнитивное содержание вращается вокруг тем опасности.
Фобия: Пациенты антиципируют физический или психический вред в специфических ситуациях. Вне рамок этих ситуаций они чувствуют себя комфортно. Когда пациенты попадают в эти ситуации, они испытывают типичные физиологические и психологические симптомы тревоги. В результате подкрепляется стремление избегания таких ситуаций в будущем.
Суицидальное поведение. Здесь когнитивные процессы имеют две черты: - высокий уровень безнадежности; - трудности в принятии решений. Повышение уровня безнадежности приводит к росту вероятности суицидального поведения. Безнадежность усиливает трудности в принятии решений. Отсюда трудности в совладании с ситуациями.
Феноменология перфекционизма. Основные параметры:
• Высокие стандарты
• Мышление в терминах «все или ничего» (или полный успех, или полное фиаско)
• Концентрация на неудачах
• Ригидность
Перфекционизм очень тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (из-за утраты или потери), а с той, которая связана с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии.
1. Модель депрессии с позиции когнитивной психологии
Когнитивная модель депрессии относится к более современным психологическим концепциям, чем психоаналитическая или бихевиористская. Основу данного подхода составляет предположение о доминирующем влиянии когнитивных процессов на структуру самосознания человека. При построении концепции депрессии Аарон Бек исходит из двух основополагающих гипотез: теории бессознательных умозаключений Гельмгольца и идеи детерминации эмоциональной оценки стимула когнитивным контекстом его предъявления.
Теория Гельмгольца описывала механизм формирования перцептивного образа по аналогии с мыслительным актом, выводящим из набора предпосылок отдельных чувственных качеств целостный перцептивный образ в его феноменологических свойствах формы, объема и пространственного расположения. В данном случае, по мнению Aарона Бека, депрессивные симптомы являются следствием своеобразных ложных «бессознательных умозаключений».
Наблюдающиеся при депрессии поведенческие симптомы (паралич воли, избегающее поведение и т.д.) являются отражением нарушения мотивационной сферы, являющегося следствием активации негативных когнитивных паттернов. В депрессии человек видит себя слабым и беспомощным, ищет поддержки у окружающих, постепенно становясь все более зависимым от других. Физические симптомы сводятся Aарону Беку к общей психомоторной заторможенности, вытекающей из отказа от активности вследствие полной уверенности в бесперспективности любых начинаний [8].
Когнитивная триада основных паттернов депрессивного самосознания: негативный образ себя — («из-за дефекта я ничтожен»); негативный опыт — («мир предъявляет ко мне непомерные требования, выдвигает непреодолимые препятствия»; любые взаимодействия интерпретируются в терминах победы - поражения); негативный образ будущего — («мои страдания будут длиться вечно»).
Когнитивная депрессивная триада определяет направленность желаний, мыслей и поведения депрессивного больного. Любому принятию решений, по Aарону Беку, предшествует «взвешивание» внутренних альтернатив и способов действия в форме внутреннего диалога. Этот процесс включает в себя несколько звеньев — анализ и исследование ситуации, внутренние сомнения, споры, принятие решений, логически приводящие к вербально формулируемым «самокомандам», относящимся к области организации и управления поведением. Самокоманды относятся как к настоящему, так и к будущему, т.е. соответствуют представлениям об актуальном и долженствующем «Я». При депрессиях самокоманды могут принимать форму сверхтребований, самоуничижения, самоистязания [3].
2. Модель тревожных расстройств с позиции когнитивной психологии
Отталкиваясь от основных положений, теоретических концепций и эмпирических данных когнитивной психотерапии известные когнитивисты достаточно глубоко проработали модели различных психических расстройств.
Согласно МКБ-10 тревожные расстройства делятся на:
I. Тревожно-фобические: агорафобия, фобия социальная, фобия специфическая.
II. Другие тревожные расстройства: паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), смешанное тревожно-депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивные расстройства, реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации [7].
Для когнитивной модели тревожных расстройств наиболее важной отличительной чертой мышления пациента является доминирование темы опасности. Такой человек постоянно предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи или для его имущества и других ценностей. Чтобы избежать неожиданного удара, он пытается предсказать непредвиденные негативные события и с большим усердием ищет новые знаки опасности. В результате, невольно читая такие знаки во вполне обычных ситуациях, раб собственной тревоги еще больше тревожится и попадает в замкнутый круг.
Второй важной чертой является совершенная нечувствительность к сигналам, свидетельствующим о снижении угрозы. Если нормальные индивиды могут контролировать свое неправильное восприятие, используя логику и очевидность, то тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безопасности и других признаков стабилизации [6].
По мнению когнитивистов, восприятие опасности тревожным пациентом основано на определенном наборе ложных предположений. К наиболее частым базовым иррациональным убеждениям людей с тревожными расстройствами Альберт Эллис относит следующее:
-«Для взрослого человека совершенно необходимо иметь любовь или одобрение практически каждого значительного человека в его окружении».
-«Это ужасно и катастрофично, когда что-то идет не так, как очень бы хотелось».
-«Если есть что-то опасное или страшное (или может стать таковым), человек должен быть очень этим обеспокоен и обязан концентрировать внимание на возможности его появления».
-«Если человек хочет считать себя стоящим, он должен быть абсолютно компетентным, адекватным и успешным во всех отношениях».
Когда люди с подобными базовыми установками сталкиваются со стрессовым событием, таким как экзамен или встреча с незнакомым человеком, они склонны считать его опасным и угрожающим, принимать
3. Механизмы возникновения психической патологии с позиции когнитивного подхода
В начале 1960-х годов клиницисты Алберт Эллис и Аарон Бек высказали предположение, что в основе поведения, мышления и эмоций лежат когнитивные (познавательные) процессы и что мы можем лучше всего понять аномальное функционирование, изучая познавательную способность - подход, известный как когнитивная модель. Эллис и Бек утверждали, что клиницисты должны задавать вопросы о том, какие допущения (посылки) и установки накладывают отпечаток на восприятие человека, какие мысли мелькают в его сознании и к каким заключениям они приводят.
Когнитивные объяснения:
Аномальное функционирование может являться следствием нескольких видов когнитивных проблем. К примеру, люди могут придерживаться допущений и установок (аттитюдов) относительно самих себя и их мира, которые причиняют беспокойство и не отличаются точностью.
Когнитивные теоретики также указывают на процессы нелогичного мышления как на возможную причину аномального функционирования. К примеру, Бек обнаружил, что некоторые люди раз за разом мыслят в нелогичном ключе и делают выводы, причиняющие им вред.
Когнитивные методы терапии:
Согласно когнитивным терапевтам, люди с психологическими расстройствами могут избавиться от своих проблем, освоив новые, более функциональные способы мышления. Поскольку различные формы аномалии могут быть связаны с различными видами когнитивной дисфункции, когнитивные терапевты разработали ряд приемов. Например, Бек разработал подход, названный просто когнитивной терапией, который широко используется в случаях депрессии.
Когнитивная терапия - разработанный Аароном Беком терапевтический подход, который помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.
Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли, тенденциозные интерпретации и логические ошибки, которыми изобилует их мышление и которые, согласно Беку, вызывают у них депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям.
Оценка когнитивной модели:
Достоинства: 1) в центре ее внимания находится самый уникальный из человеческих процессов - человеческое мышление. 2) Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые установили, что для многих людей с психологическими расстройствами действительно характерны ущербные допущения, мысли или мыслительные процессы. 3) успехи когнитивных методов терапии. Они оказались очень
4. Отличие механизмов возникновения психической патологии в когнитивном и поведенческом подходах
Поведенческое направление – это направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Развитие методических подходов в рамках этого направления во многом связано с усложнением традиционной бихевиористской схемы «стимул—реакция» за счет введения промежуточных переменных – процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека, и отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению:
• от методов, направленных на изменение открытых форм поведения;
• до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований.
Оценка поведенческой модели:
Сильные стороны:
1) ее можно проверить в лаборатории;
2) базовые понятия бихевиористов - стимул, реакцию и вознаграждение - можно наблюдать и измерять;
3) результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую модель;
4) поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем.
Слабые стороны этой модели.
1. нет веских доказательств, что большинство людей с психическими расстройствами - жертвы неадекватного обусловливания;
2. некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение [5].
Таким образом главное отличие механизмов возникновения психической патологии в когнитивном и поведенческом подходах заключается в том что когнитивная терапия помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы, а поведенческое направление использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Так же следует отметить, что оба направления имеют свои достоинства и недостатки.
Заключение
Когнитивная модель получила очень широкое признание. В дополнение к бихевиористам, которые теперь включают когнитивные понятия в свои теории научения, огромное множество клиницистов полагают, что процессы мышления представляют собой намного большее, чем обусловленные реакции. Когнитивные теории, исследования и методы лечения развиваются в столь многих интересных направлениях, что эта модель теперь рассматривается как независимая от поведенческой школы, которая дала ей жизнь.
Имеется несколько причин, объясняющих популярность этой модели. Во-первых, в центре ее внимания находится самый уникальный из человеческих процессов — человеческое мышление. Подобно тому как наши специфические когнитивные способности обусловливают столь многие достижения человека, они могут также нести ответственность за специфические проблемы, обнаруживаемые в человеческом функционировании. Именно поэтому модель, которая рассматривает мышление в качестве основной причины нормального и аномального поведения, притягивает к себе многих теоретики, получивших самую разную подготовку.
Когнитивные теории являются также объектом многочисленных исследований. Ученые установили, что для многих людей с психологическими расстройствами действительно характерны ущербные допущения, мысли или мыслительные процессы.
Еще одна причина популярности когнитивной модели заключается во впечатляющих успехах когнитивных методов терапии. Например, они оказались очень эффективными при лечении депрессии, панического расстройства и сексуальных дисфункций.
Тем не менее когнитивная модель также имеет свои недостатки. Во-первых, хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их конкретную роль еще предстоит определить. Познавательные способности, наблюдаемые у психологически проблемных людей, вполне могут быть скорее следствием, чем причиной их трудностей.
Во-вторых, хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они неспособны помочь всем. Результаты исследований начинают указывать на ограниченную эффективность этих подходов.
Наконец, подобно другим моделям, когнитивная отличается определенной узостью. Хотя познавательная способность представляет собой специфическую человеческую особенность, она – лишь одна из составляющих человеческого функционирования.
1. Александров, А.А. Современная психотерапия: курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997. – 335 с.
2. Бек, А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб.: Питер, 2002. – 345 с.
3. Бек, А. Когнитивная терапия депрессии / А. Бек и др. – СПб., 2003. – 248 с.
4. Боковикова, А.М., Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Основные направления современной психотерапии / А.М. Боковикова, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова. – М.: «Когито-центр», 2000. – 379 с.
5. Доморацкий, В.А. Современная психотерапия (краткосрочные подходы): пособие для студентов / В.А. Доморацкий. - Минск: БГУ, 2008. - 219 с.
6. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 2000. – 460 с.
7. Репина, Н.В. Основы клинической психологии / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону, 2003. – 385 с.
8. Фёдоров, А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия / А.П. Фёдоров. – СПб.: Питер, 2002. – 238 с.
9. Харитонов, С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии / С.В. Харитонов.-М.: Психотерапия, 2009.
10. Хьелл, Л.А. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер; пер. с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.