1. Многомерность феномена философии. Природа философских проблем Социокультурный статус и функции философии в современном мире.
2. Особенности и основные направления постклассической западноевропейской философии.
3. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
4. Эволюция представлений о материи. Современная наука о системно-структурной организации материального мира. Движение как атрибут материи.
5. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Взаимодействие природы и общества на разных этапах исторического процесса.
6. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы.
7.Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.
8. Основные принципы, законы и категории диалектического мышления и специфика их проявления в научном познании.
9. Образы человека в истории философии и культуры.
10. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как единство биологического и социального бытия.
11. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
12. Сознание как предмет философского осмысления. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
13. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия.
14. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).
15. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.
16. Духовность и ценностные формы сознания (мораль, искусство, религия и др.).
17. Личность и ценности массовой культуры. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.
18. Основные исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, материалистическое понимание истории).
19. Понятие социальной реальности. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
20. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.
21. Общество как развивающаяся система. Проблема источника и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий и конфликтов.
22. Проблема направленности и смысла истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
23. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
24. Феномен цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества и проблема классификации цивилизационных систем.
25. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общественного развития. Феномен информационного общества.
26. Специфические особенности западной и восточной стратегий цивилизационного процесса. Проблема исторического самоопределения современного белорусского общества.
27. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
28. Проблема начала науки. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки.
29. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
30. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Феномен паранауки, девиантная наука.
31. Эмпирический уровень научного познания. Структура эмпирического исследования. Научный факт.
32. Понятие научной теории, её функции. Проблема и гипотеза как формы научного знания.
33. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного развития. Природа и типы научных революций.
34. Методы эмпирического исследования в науке: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
35. Методы теоретического исследования в науке: идеализация, формализация, абстрагирование, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному.
36. Обоснование результатов исследования. Доказательство и его виды. Методы систематизации научных знаний (классификация, типология).
37. Основные формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
38. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в жизни общества.
39. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.
40. Информационно-компьютерная революция и её социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен.
41. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. Информация и знание.
42. Понятие глобализации. Глобализационные процессы в экономической, политической и духовной жизни мирового сообщества. Современный антиглобализм.
43. Глобальный эволюционизм и ноосфера. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.
44. Сущность синергетического подхода в познании действительности и его роль в осмыслении эволюционных процессов.
1. Многомерность феномена философии. Природа философских проблем Социокультурный статус и функции философии в современном мире.
1. Философия – феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, которая своими истоками уходит в глубокую древность, середину 1 тысячелетия до н.э. в эпоху осевого времени по Ясперсу. Философия это знание которое, будучи фрагментом духовной культуры общества (которое нацелено на освоение системы ЧЕЛОВЕК-МИР ) претендует на выявлениеглубинных принципов бытия человека и мира, и связей в этой системе человек-мир.
2. Особенности и основные направления постклассической западноевропейской философии.
В развитии европейской философии можно выделить две эпохи:
1) классику (развитие философии с античных времен до середины XIXв;
2) постклассику (с сер XIX в. до наст. момента). Классическая - философская традиция от греков до Гегеля. Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом,признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка; стремилась к выработке знания,вскрывающего глубокие основания бытия; утверждалась идея гармонии м/у организацией бытия и субъективной организацией человека. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления.
3. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
Философия как особое знание о мире имеет огромную историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира. Понятие онтологии возникло в 17 в. как синоним метафизики. Онтология – учение о бытие, о скрытой сущности мира, об основах бытия.
Бытие – категория, фиксирующая основу существования; в структуре ф-фского знания – предметом онтологии, а в теории познания – как базисная категория для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
4. Эволюция представлений о материи. Современная наука о системно-структурной организации материального мира. Движение как атрибут материи.
Научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответствующего определенному этапу ее исторического развития, посредствам которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поискаЗначительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в современной науке системным подходом, общей теорией систем и системным анализом.
5. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Взаимодействие природы и общества на разных этапах исторического процесса.
Опр. Природа (в широком смысле) – это то, что нас окружает, мир вне нас, Вселенная; материя; (в узком смысле) – среда обитания человека. Природа делится на природу первую, естественную, девственную, нетронутую, невинную, и природу, в которой уже побывал человек и внес туда свои изменения. Первая природа – в заповедниках (их все меньше и меньше).
6. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы.
Биосфера (сфера жизни) — та часть оболочек Земли, в которых живут различные организмы. Биосфера занимает часть атмосферы (нижнюю часть тропосферы), литосферы (верхнюю часть, включая почву) и пронизывает всю гидросферу и верхнюю часть донной поверхности. Биосферу можно определить и как геологическую оболочку, населенную живыми организмами.
7. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.
Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый – субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей.
8. Основные принципы, законы и категории диалектического мышления и специфика их проявления в научном познании.
К основным принципам диалектики относятся: 1) Принцип универсальной взаимосвязи: Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. 2) Принцип развития: В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.3)
9. Образы человека в истории философии и культуры.
Одной из основных проблем философии является (начиная с Сократа) проблема человека. Обострение интереса к проблеме человека в постклассической философии, антропологический поворот. Это вызвано усиливающейся ролью человека в целом в обществе, в природе. Проблема человека поэтому становится одной из центральных проблем философии 20 в. Тогда же обозначаются основные стратегии осмысления проблемы человека.
10. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как единство биологического и социального бытия.
Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Происхождение человека – это одна из главных проблем философии и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию природы человека, его сущности и предназначения в этом мире.
11. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе — деятельность и коммуникация. Под деятельностью понимают способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Коммуникация — это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.
12. Сознание как предмет философского осмысления. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
Сознание — философская категория, которая обозначает функцию высокоорганизованной материи мозга, суть которой состоит в формировании идеальных образов мира, высшая форма отражения действительности, а также продукт общественно-культурного развития. Сознание – субъективная реальность. Сознание является функцией социально организованных систем.
13. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия.
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».
14. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).
Культура (от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных объектов и общественных отношений, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. К культуре относят «все созданное человеком». Она отражает степень развитости человечества, общества, группы людей или отдельного человека.
15. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.
Культура в аспекте преемственности радиции: традиции составляют устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений. На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования.
16. Духовность и ценностные формы сознания (мораль, искусство, религия и др.).
Мораль(от лат. moralis — нравственный) — это система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и общение людей и оценивают их с точки зрения добра и зла. Этика — это философская дисциплина, изучающая природу морали и нравственности. Наряду с понятием морали употребляется понятие нравственности.
17. Личность и ценности массовой культуры. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
18. Основные исследовательские программы в обществознании (натуралистическая, культурно-историческая, материалистическое понимание истории).
К исследовательским программам, сформировавшимся в социальной философии, относятся следующие: натуралистическая(ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм); культурно-историческая (культурно-центристская); психологическая и социопсихологическая исследовательские программы; исследовательские программы классического и постклассического марксизма; программа социального действия М. Вебера и др.
19. Понятие социальной реальности. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
СР – это синоним об-ва, социальная форма бытия. Общество – это единство материальных и духовных процессов. Это противоречивое единство общих черт, объединяющих людей в какие-то коллективы, и индивиудальных людей, живущих сами по себе.
20. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.
В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. К основным элементам этнической структуры общества относятся род, племя, народность, нация.
21. Общество как развивающаяся система. Проблема источника и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий и конфликтов.
Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.
Вместе с понятием «общество» часто можно встретить такие понятия, как «страна», «нация», «государство».
22. Проблема направленности и смысла истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
1. одной из важнейших проблем социальной философии, относящихся к вопросам социодинамики, является проблема направленности исторического процесса; социальной философии эта проблема досталась в наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта проблема решается в двух основных вариациях; нелинейные концепции; линейные концепции.
23. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
Общественный прогресс – это поступательное совершенствование общества в целом («от низшего к высшему, от простого к сложному»). Улучшение отдельных качеств (характеристик) называется частичным (отраслевым) прогрессом.
Творцами концепции общественного прогресса считаются французские политики-философы-просветители Тюрго и Кондорсе (конец XVIII в.).
24. Феномен цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества и проблема классификации цивилизационных систем.
Цивилизация (от латинского «civilis» - городской, гражданский, государственный) – это: 1) синоним культуры, ступень общественного развития, следующая за варварством.
25. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общественного развития. Феномен информационного общества.
Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей.
26. Специфические особенности западной и восточной стратегий цивилизационного процесса. Проблема исторического самоопределения современного белорусского общества.
Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений двух типов цивилизационного развития — западного и восточного. каждая из них поочередно доминировала в истории. Восточная цивилизация — это прежде всего традиционное общество.
27. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
Наука – профессиональная познавательная (исследовательская) деятельность, призванная добывать (вырабатывать) и систематизировать знания, а заодно обеспечивать их использование на практике, в том числе для прогнозирования будущего.
28. Проблема начала науки. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки.
Зарождению науки предшествовала преднаука (освоение доступного обыденному и практическому познанию). На этой стадии было мало системности, обоснованности, осознанности, понятности; все выводы носили характер бытовых рекомендаций.
29. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
Рациональность (от лат.) – 1) счет, исчисление; 2) разум, мышление. В греч. - связано с представлением о выразимости ясности. Т.е. рациональность отождествляется с логическим, противостоит чувственному.
Наука проходит в своем развитии три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный).
30. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Феномен паранауки, девиантная наука.
Классифицируя многообразие типов познания, их содержание делят на вненаучное и научное познание.
31. Эмпирический уровень научного познания. Структура эмпирического исследования. Научный факт.
В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.
32. Понятие научной теории, её функции. Проблема и гипотеза как формы научного знания.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.
Обозначим наиболее значимые функции теории:* теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами; * в теории происходит разработка терминологии;* теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.
33. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного развития. Природа и типы научных революций.
Согласно кумулятивным (от французского «cumulatif» - скопление) теориям научного прогресса наука движется к полной интеграции всех научных знаний.
В антикумулятивных теориях на первое место выдвигается количественный показатель (общий объем известных фактов и их взаимосвязей) и эволюционный путь развития (постепенное накопление достоверных сведений и плавное отсеивание недостоверных).
34. Методы эмпирического исследования в науке: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Методы эмпирического исследования включают в себя наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Наблюдение - чувственное (визуальное) отражение предметов и явл-й внеш. мира.
35. Методы теоретического исследования в науке: идеализация, формализация, абстрагирование, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному.
Характерными теоретическими методами научного исследования являются: мысленный эксперимент, идеализация и формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы.
36. Обоснование результатов исследования. Доказательство и его виды. Методы систематизации научных знаний (классификация, типология).
Прежде чем предлагать результаты исследования для ознакомления и практического применения, полагается удостовериться самому, что получены результаты высококачественные, не вызывающие сомнений. А для этого требуются тщательные обоснования и систематизация.
37. Основные формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
Научные коммуникации в широком смысле – это все виды взаимодействия и взаимосвязи между учеными и иными участниками научной деятельности. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными.
38. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в жизни общества.
Наука – важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется признаками: –сов-стью объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе; –деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний; –совокупностью соц. институтов, обеспеч. сущес–ие, функц–е и развитие знания и познания.
39. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.
Техника – это исторически развивающаяся совокупность иcкусственных орудий, устройств, знаний, навыков, которые позволяют человеку использовать естественные материалы для удовлетворения своих потребностей. Т.е. это все то, что вооружает человека в создании второй природы. К технике относится любое искусственно созданное устройство.
40. Информационно-компьютерная революция и её социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен.
Информационно-компьютерная революция - исторический факт. Как и все великие социально-технологические революции, она подготавливалась исподволь. Но эта подготовка происходила в подводной части айсберга. Когда она стала заметна н начала оказывать влияние на ход исторических событий, экономику, культуру, промышленность, торговлю, сельское хозяйство и политику, общественное сознание восприняло ее как огромную неожиданность, почти как чудо.
41. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта. Информация и знание.
Рассмотрим ряд доказательств, которые подводят к положительному ответу на вопрос возможности создания искусственного интеллекта.
42. Понятие глобализации. Глобализационные процессы в экономической, политической и духовной жизни мирового сообщества. Современный антиглобализм.
Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.
43. Глобальный эволюционизм и ноосфера. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира.
Универсальный (глобальный) эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.
44. Сущность синергетического подхода в познании действительности и его роль в осмыслении эволюционных процессов.
Синергетические представления позволяют оценить характер становления эволюции систем. В далеком прошлом «взорвался» вакуум: он оказался в состоянии неравновесия и в итоге «скатился» к аттракторному состоянию, сопровождавшемуся расширением физической Вселенной.