Общая психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Общая психология»
по дисциплине: «Общая психология»
2021
15.00 BYN
Общая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1 Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии
2 Психика, ее возникновение, стадии развития
3 Уровни методологии науки. Особенности познавательной ситуации изучения психики
4 Сознание, его структура, функции и состояния. Развитие сознания
5 Характеристика неосознаваемых процессов. Неосознаваемые процессы в функционировании психики
6 Понятие деятельности. Психологические теории деятельности. Развитие деятельности человека
7 Культурно-историческая теория развития высших психических функций
8 Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений
9 Восприятие: физиологические основы, свойства, виды
10 Внимание: свойства, виды, теории
11 Понятие памяти. Теория памяти
12 Типы и формы памяти
13 Процессы памяти. Развитие памяти человека
14 Понятие мышления. Виды мышления. Развитие мышления человека
15 Сравнительный анализ теорий мышления
16 Интеллектуальные способности
17 Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи
18 Понятие воображения и его виды. Функции изображения. Свойства и способы создания образов воображения
19 Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности
20 Понятие личности психоанализе, ее развитие
21 Концепции личности в советской психологии, развитие личности
22 Направленность как ведущий компонент структуры личности
23 Способности и их природа. Классификация способностей
24 Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности
25 Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей
26 Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора
27 Классические и современные теории темперамента
28 Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений Мясищева как методологическая основа определения характера
29 Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности
30 Самосознание личности, его развитие
1 Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
3 Уровни методологии науки. Особенности познавательной ситуации изучения психики
Обычно различают три уровня методологии науки:
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития и личностного подхода. Частной методологией психологической науки выступают ее методы и методики исследования конкретных психологических явлений.
Рассматривая проблему психического как специфической области научного познания, следует обозначить основные особенности психологии как научной дисциплины, а также обратиться к проблеме методологического статуса психологии на современном этапе ее развития.
Дисциплинарные особенностям психологии:
1. Междисциплинарный статус проблемы психического.
2. Неопределенность положения психологии в дисциплинарном пространстве между естественными и гуманитарными науками.
3. Нечеткость границ между областями психологической науки.
4. Расчленение психики на восприятие, память, мышление и другие психические функции.
5 Характеристика неосознаваемых процессов. Неосознаваемые процессы в функционировании психики
Часть психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека – неосознаваемые процессы (бессознательное).
Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:
o неосознаваемые механизмы сознательных действий: а) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Одни процессы из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы – сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и др.), а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании (автоматизированные действия или навыки); б) неосознаваемые установки – (Д.Н.Узнадзе) готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. (моторная, умственная, перцептивная); в)неосознаваемое сопровождение сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.
7 Культурно-историческая теория развития высших психических функций
Теория культурно-исторического развития высших психических функций, раскрывающая происхождение сознательных и произвольных психических процессов у человека, была создана Л.С. Выготским. Исходная общефилософская предпосылка данной теории состояла в следующем: специфика бытия человека заключается в его особом отношении к миру: человек взаимодействует с природой не прямо и непосредственно, как животные, а при помощи орудий труда, опосредствованно. Из этого положения Л.С. Выготский сделал вывод о том, что психика человека как отражение его бытия также является опосредствованной, т. е. человек отражает окружающий мир и управляет своим поведением при помощи особых средств – «психологических орудий». Примером таких орудий являются различные системы знаков, самой важной из которых является естественный язык. С изменением и развитием общества изменяются и знаковые системы, что, в свою очередь, влечет изменения в структуре и содержании высших психических функций. Поэтому теория называется культурно-исторической. В процессе своего развития ребенок может присвоить эти «орудия» только в совместной деятельности со взрослым. Поэтому основной закон развития высших психических функций у ребенка звучит следующим образом: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т. е. как функция интер-психическая, второй раз как деятельность, индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция интрапсихическая».
9 Восприятие: физиологические основы, свойства, виды
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.
1. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга; далее оно поступает в проекционные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств - механизм возникновения ощущений.
2. Физиологические механизмы восприятия включаются, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира - перцептивные зоны. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.
3. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.
11 Понятие памяти. Теория памяти
Память - это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности. Память - следовое психическое отражение прошлого. Она позволяет соединить в единый процесс настоящее, прошлое и будущее. Именно благодаря памяти человек усваивает опыт предыдущих поколений, приобретает новые знания, навыки и умения
Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза -факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.
13 Процессы памяти. Развитие памяти человека
пути развития памяти людей в филогенезе. 1. Изобретение и освоение людьми мнемотехнических средств, их постепенное совершенствование из поколения в поколение. 2. Создание и улучшение приемов использования соответствующих средств для запоминания, сохранения и воспроизведения информации по памяти. 3. Улучшение межличностных коммуникаций, т.е. общения или обмена информацией между людьми с целью обогащения их коллективной памяти, а также обмена опытом использования разнообразных мнемотехнических средств. 4. Постепенный переход от менее развитых к более развитым видам памяти, например от механической к логической, от непосредственной к опосредствованной, от непроизвольной к произвольной. 2 онтогенетический. Он касается возможных изменений памяти на протяжении жизни отдельного человека
В онтогенетическом развитии памяти отдельно взятого человека в свою очередь можно выделить следующие частные направления ее прогрессивного преобразования.
1. Овладение процессами памяти, их сознательное и волевое регулирование. 2. Переход от использования внешних средств управления памятью к внутренним средствам ее регуляции 3. Переход от механической к логической памяти, т.е. включение мышления в процессы памяти. 4. Овладение готовыми и изобретение новых мнемотехнических средств с последующим их использованием для управления памятью.
15 Сравнительный анализ теорий мышления
Ассоциативная теория мышления.Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. Метод исследования определил название теории мышления в ассоциативной психологии – теория репродуктивного мышления. В отечественной психологии Л.С. Выготский допускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам). На этом подходе выполнены работы Ю.А. Самарина и П.А. Шеварева.
Бихевиоризм. Бихевиористы изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает О.К. Тихомиров, после Дж. Уотсона в бихевиоризме сформировались два направления исследования мышления. В рамках первого направления, основанного на классической формуле «стимул – реакция», проблематика мышления не получила дальнейшего развития. Второе направление (Э. Толмен) признавало роль познавательной (ориентировочной) активности в качестве промежуточного звена в бихевиоральной схеме. Однако, даже когнитивный бихевиоризм Э. Толмена не выделял мышление как самостоятельный психический процесс. Бихевиористы экспериментально доказывали существование когнитивных структур и их роль в поведении животных и человека, а также влияние внешних и внутренних (например, мотивации) факторов на их развитие.
17 Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи
речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания, то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Речь выполняет определенные функции:
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения благодаря речи человек может полнее передавать свои.
19 Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности
Персонология – система знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание.
Понятие же персонологии в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив теоретическую базу и эмпирические исследования, ведущей в изучении феномена личности является именно психологическая наука.
С. Мадди считает, что персонология специализируются на изучении и объяснении устойчивых закономерностей мышления, переживаний и действий людей.
Б. Г. Ананьев считал, что при изучении личности важным является выделение некоторых основных характеристик или параметров. 1 личность – современник конкретной эпохи, что определяет множество ее социально-психологических свойств.2 личность принадлежит к определенному классу 3, личность относится к определенному поколению и занимает определенное положение в семейной структуре.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
21 Концепции личности в советской психологии, развитие личности
Для советских концепций личности характерно рассмотрение взаимосвязей личности с такими психологическими категориями, как психика, сознание, деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Костюк и др.).
Выстраивая марксистские основы психологии Выготский разработал культурно историческую концепцию развития высших психических функций личности - понятие социальной среды приобретает новое значение. Если другими оно толкуется как фактор развития личности, то Выготский придает ему в качестве источника развития. Согласно его концепции, личность является носителем высших психических функций и возникает в результате культурного развития. Развитие личности осуществляется через интериоризации способов действий, существующих в ее ближайшем окружении. Считая ошибочным мнение о том, что зрелая личность представлена уже в материальной структуре человеческого организма в зачаточном состоянии, а в коллективе она находит свою реализацию, Выготский утверждает, что высшие психические функции никак не закреплены в материальной структуре организма, а является результатом развития органично представленных низших психических структур человека в условиях общества. Важными понятиями культурно-исторической концепции развития по Л.С. Выготским - является уровень актуального развития и зона ближайшего развития личности.
23 Способности и их природа. Классификация способностей
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.
Б.М.Теплов выделил 3 признака самого понятия способности: 1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. 2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.
Б.М.Теплов считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Наличие каких-либо способностей не может гарантировать всестороннего развития личности. Психология, отрицая тождество способностей и знаний, умений и навыков, подчеркивает их единство. При наличии способностей знания, умения и навыки приобретаются быстрее. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
25 Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей
В основе направленности лежат потребности – источник активности человека. Потребности отражают то, в чем нуждается человек. Нужда – это объективная потребность. Потребность нельзя удовлетворить раз и навсегда.
Мотив – это внутренний побудитель деятельности, это ради чего совершается деятельность, придает смысл деятельности. Процесс взаимодействия мотивов часто называют мотивацией (требуют от человека оценки, выбора). Мотивы не всегда осознаваемы. Они делятся на: реально - действующие (которые реально вызывают действие), знаемые / предъявляемые.
Мотивировка – рациональное объяснения человеком причин действия, он пытается разумно объяснить свой поступок.
Маслоу считал, что с момента рождения ребенок имеет возможность развить свои потребности. Все потребности человека организованны в иерархическую систему (от доминирующей потребности к более высокому уровню). Без удовлетворения доминирующей потребности нет перехода на другой уровень (пирамида: доминирующие – физиологические, безопасность и защита, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации).
27 Классические и современные теории темперамента
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоция и мышления, волевого воздействия, влияет на темп и ритм речи.
Кант, установил такие же четыре темперамента, а это - холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.
Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
29 Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.
Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы.
Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом.
Можно выделить следующие характерные особенности воли:
выносливость и настойчивость что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.
принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты