Экономическая психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Экономическая психология»
по дисциплине: «Экономическая психология»
2021
15.00 BYN
Экономическая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Экономическая психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1 Выделите приоритетные направления исследований в отечественной экономической психологии.
2 Приведите примеры требований к экономическому сознанию cовременного человека.
3 Представьте себе, что отдел исследований и разработок крупной компании за 5 лет потратил на свои изыскания 10 млн.$. Однако, руководству компании надоело оплачивать любопытство своих. подчиненных и оно решило выяснить когда будут результаты. Проведенная проверка показала, если вложить еще 2 млн.
4 Опишите эффекты суггестии в рекламе.
5 Какие мероприятия должен включать в себя метод активного целенаправленного маркетинга, как средство борьбы с риском.
6 Опишите этапы жизненного цикла товара (ЖЦТ) и основные задачи работы с потребителем на разных этапах ЖЦТ.
7 Опишите основные тенденции календарных колебаний курсов ценных бумаг.
8 Опишите социально-психологические требования к предпринимателю.
9 Опишите причины и мотивы деструктивной формы трудового поведения работников в организации.
10 Опишите психологические закономерности восприятия государственной экономической политики в Республике Беларусь.
11 Опишите поведенческие особенности предпринимателя и менеджера.
12 Охарактеризуйте на свой выбор любой бытовой товар широкого потребления с точки зрения модели потребностей Кролара SABONE.
13 Приведите примеры потребительского поведения исходя из принципов антиконсьюмеризма.
14 Приведите конкретные примеры типичных эффектов потребительского поведения, создающих нефункциональный спрос.
15 Приведите на конкретных примерах формы «власти рынка» над человеком.
16 Действие какого эффекта демонстрируют вкладчики финансовых пирамид.
17 Охарактеризуйте основные концепции воздействия безработицы на психологическое равновесие индивида.
18 Объясните причины того, что на протяжении всей своей истории деньги меняли обличие.
19 Опишите проявление эмоций, окрашивающих экономическое поведение, в рекламной практике.
20 В чем сущность противоречия мотивов накопления во времени (на примере реального экономического поведения).
21 Опишите манипулирование экономическим сознанием в сфере предпринимательской деятельности.
22 Представьте, что Вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет 10$. Подходя к театру Вы обнаружили, что потеряли билет. Ваше место не регистрировалось, а билет нельзя восстановить. Заплатите ли Вы 10$ за новый билет? Объясните принятие решения.
23 Приведите примеры проявления рациональности в экономическом поведении семьи.
24 Обоснуйте факторы, оказывающие решающие значение на формирование экономического поведения человека.
25 Охарактеризуйте разницу между частной и личной собственностями.
26 Объясните особенности исполнения социально-экономических ролей в интересах 6 «П».
27 Объясните почему на практике применение идей У.Оучи на японских автомобильных заводах фирмы «Тайота» и «Ниссан» в США имело успех.
28 Приведите пример экономической свободы, обусловленной правом выбора форм деятельности.
29 Приведите примеры влияния культурных факторов на экономику.
30 Приведите примеры противоречий концепции «экономического человека» в экономической деятельности.
2 Приведите примеры требований к экономическому сознанию cовременного человека.
Основные требования к современному экономическому сознанию можно представить в виде таких установок, как хозяйственная предприимчивость, социальная направленность трудовой деятельности, стремление к самоуправлению.
Среди личностно-психологических характеристик, по нашему мнению, на формирование экономического сознания в наибольшей степени влияет система ценностей человека, ее иерархия, ценностные ориентации, состояние душевной сферы человека и его духовной сферы, прежде всего совести.
Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот, уже сформированные ценности - компоненты сознания - во многом обусловливают восприятие реальности.
М. К. Бункинаи В. А. Семенов отмечают также, что экономическое сознание личности формируется на основе жизненных переживаний, накопленного опыта и преодоления трудностей.
4 Опишите эффекты суггестии в рекламе.
С суггестией (внушением) мы сталкиваемся практически ежедневно на протяжении всей жизни: само наше воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении. Общаясь с людьми, к некоторым проникаешься особой симпатией, почему-то с легкостью веришь им, охотно следуешь их советам и рекомендациям. Эти люди обладают даром внушения и осознанно или нет используют его в общении. Использование приемов внушения в рекламе несомненно повысит ее эффективность.
Чаще всего реклама содержит речевое сообщение, в котором заложена суть рекламируемого. Такое сообщение может выполняться непосредственно персонажем рекламного фильма или закадровым голосом. С давних времен речь применялась как мощный прием суггестии. Эта форма человеческого общения обладает очень сильным эмоциональным воздействием и способна вызвать не только желаемый отклик, но и заданные формы поведения.
6 Опишите этапы жизненного цикла товара (ЖЦТ) и основные задачи работы с потребителем на разных этапах ЖЦТ.
Все продукты последовательно проходят четыре основных этапа жизненного цикла товара:
1 Внедрение (вывод на рынок). Это товары-новинки, которые только поступили в продажу и о них еще мало кто знает. Стадия длится от нескольких месяцев до более продолжительного промежутка времени, до начала устойчивого роста продаж.
2 Рост. Вторая стадия жизненного цикла продукта наступает, когда все больше потребителей узнают о его существовании и совершают пробные покупки. Товар занимает свою нишу на рынке. Компания добавляет в продукт новые функции, чтобы сделать его еще более популярным и востребованным.
3 Зрелость (насыщение). Самая длительная из всех стадий жизненного цикла. Товар доступен через все каналы сбыта. Максимальный охват целевой аудитории. Сформирована культура использования продукта. В жизненном цикле товара на стадии зрелости наблюдается перенасыщение рынка. Большая часть заинтересованных покупателей уже приобрели данный продукт.
4 Спад (уход с рынка). На данной стадии спрос уменьшается вплоть до полного падения (остаются самые лояльные потребители). Спад может быть постепенным и длительным или резким и быстрым. Иногда компания намерено инициирует этап спада старого продукта перед выводом на рынок новинки. Бывает и естественный спад.
8 Опишите социально-психологические требования к предпринимателю.
Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости.
Социальные характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, готовность рисковать.
И психологические характеристики: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.
Здесь же определяется и понятие предпринимательства как, во-первых, "динамичный процесс наращивания богатства", а во-вторых, как "процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающего время и силы, предполагающего принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесса, приносящего в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым".
Социально-психологический портрет типичного предпринимателя, согласно классификации Й. Шумпетера предполагает: особый взгляд на вещи, волю и способность выделять наиболее важные моменты действительности и реально их оценивать; способность идти в одиночку, не боясь неопределенности и возможного сопротивления; способность воздействовать на других людей (иметь авторитет и уметь заставить повиноваться).
10 Опишите психологические закономерности восприятия государственной экономической политики в Республике Беларусь.
Выделяют следующие закономерности восприятия населением государственной экономической политики:
1. Восприятие экономической политики зависит от того, насколько действия государства соответствуют сложившимся привычным нормам. Более традиционный курс встречается субъектами экономики более спокойно, т.к. население страны в основном консервативно (в силу закона живой природы, способствующего выживанию вида). Появление резких изменений в проводимом экономическом курсе может вызвать недопонимание и раздражение людей.
2. На характер восприятия экономических реформ влияет фактор времени, «феномен привыкания». Те эмоциональные реакции, которые имеются у населения в начале реформирования экономической системы, с течением времени в зависимости от результатов реформы могут либо усилиться (в случае совпадения ожидаемых и реальных результатов), либо смениться на прямо противоположные.
12 Охарактеризуйте на свой выбор любой бытовой товар широкого потребления с точки зрения модели потребностей Кролара SABONE.
Securite - БЕЗОПАСНОСТЬ
Пылесос «самсунг» - безопасен в использовании, гарантия на товар 2года, все сертификаты соответствуют международным стандартам, самсунг – лидер на рынке бытовой техники.
S.A.B.O.N.E. это аббревиатура нескольких французских слов, обозначающих ключевые покупательские мотивы:
Affection - ПРИВЯЗАННОСТЬ
Быстрая ежедневная сухая и влажная уборка без пыли и грязи за минимальный промежуток времени
Bien entre - КОМФОРТ, УДОБСТВО
• Возможность автозапуска через дистанционный канал, срок службы 5 лет, индивидуальная упаковка, все всего4 кг, возможна доставка на дом, инструкция в комплекте
Orguel - ГОРДОСТЬ, ПРЕСТИЖ
Уникальная технология производства позволяет расширить спектр возможностей, самсунг- лидер на рынке. Такой пылесос выбирают бизнесмены так как он прост и долговечен.
14 Приведите конкретные примеры типичных эффектов потребительского поведения, создающих нефункциональный спрос.
Эффект "бэндвэгон" (bandwagon effect или эффект общего вагона, присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других, быть как все. Данный эффект свидетельствует об ориентации потребителя на определенную социальную норму.
Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда он доступен другим.
Эффект Веблена свойственен показательному демонстративному потреблению (с опорой на мнение других людей). Он связан с влиянием цены, причем парадоксально, когда с повышением цены увеличивается спрос на товар и, наоборот, снижение цены уменьшает количество покупок. Эффект Веблена реализует потребность в уважении.
16 Действие какого эффекта демонстрируют вкладчики финансовых пирамид.
Манипулирование экономическим состоянием
Финансовый пирамиды работают за счет постоянного притока денежных средств. Как только число участников перестает расти, начинаются проблемы. В этом есть логика, ведь первые вкладчики получают доход за счет последующих и т.д. Чтобы вызвать доверие граждан, пирамиды часто маскируются под организации, оказывающие легальные виды услуг. Хотя, на самом деле, все сводится к перемещению средств от основания пирамиды к ее верхушке. Сливки снимают организаторы и порой немногочисленная группа первых участников.
Как правило, основатели финансовой пирамиды обещают инвесторам высокую доходность, которую невозможно поддерживать длительное время. При этом погашение обязательств пирамиды перед всеми участниками является заведомо невыполнимым.
18 Объясните причины того, что на протяжении всей своей истории деньги меняли обличие.
Меняются ценности исторические, великие деятели отходят на задний план.
Представителем первого подхода следует считать американского экономиста Ф. Феттера, который настаивал на том, что субъективное определение меновой ценности происходит не путем кропотливого подсчета полезности, а импульсивным актом выбора, совершаемым на основании смутного, до конца не осознанного предпочтения. Предпочтение и выбор, по Феттеру, являются результирующей многих факторов, не только внешних (свойства предмета), но и внутренних (свойства самого человека).
Грубо говоря, выбор диктуется инстинктом или привычкой. Ценность же товара, по Феттеру, выводится из самого акта выбора и определяется задним числом, а не предшествует выбору, как в теории предельной полезности.
У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.
20 В чем сущность противоречия мотивов накопления во времени (на примере реального экономического поведения).
Мотивы сбережения:
• Осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции);
• Предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость и т.п.);
• Расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента, т.к. люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с настоящим. Данное утверждение характерно для Запада, где старость является не концом жизни, а началом новой - путешествия, хобби, отдых и т.п..);
• Стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное увеличение своего жизненного уровня);
• Стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку свободу);
• Предприимчивость (как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций);
• Желание оставить наследникам состояние;
• Чувство скупости (личностное качество, в основе которого лежит стойкое предубеждение против акта расходования).
22 Представьте, что Вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет 10$. Подходя к театру Вы обнаружили, что потеряли билет. Ваше место не регистрировалось, а билет нельзя восстановить. Заплатите ли Вы 10$ за новый билет? Объясните принятие решения.
Для начала я попробую устранить потерю через администрацию, ведь если билет потерян и я помню номер своего места, то оно окажется пусто.
Если это не удастся, я куплю билет т.к. руководствуясь аксиомой замещения: " Если одно событие предпочитается другому, когда они оба имеют 100% вероятность, то же самое событие должно быть предпочтительным в условиях неопределенности, когда оба события одинаково неопределены". Ведь для меня важно не только материальное, но и морально-этическое удовлетворение потребностей.
24 Обоснуйте факторы, оказывающие решающие значение на формирование экономического поведения человека.
Стимул; мотив; интерес; экономический интерес; альтернатива; профессиональный тип экономического поведения; волонтерский тип поведения; объективные факторы социализации индивида; субъективные факторы социализации индивида; объективная сторона экономического интереса; субъективная сторона экономического интереса.
У каждого человека в процессе жизнедеятельности форсиуютсясвои интересы, которые могут видоизменяться во времени и с течением определенных обстоятельств. Окружения. В зависимости от цели изменяется мотив, возможен переход на альтернативные источники (замена более дешевым, но с хорошим качеством). Могут меняться экономические интересы: от накопления к потреблению и наоборот
26 Объясните особенности исполнения социально-экономических ролей в интересах 6 «П».
Во-первых, каждый человек обычно исполняет не одну только роль, а, по меньшей мере, три или четыре: каждый из людей когда-то является производителем, когда-то — покупателем, всегда — потребителем и, в определенном возрасте, становится непосредственным плательщиком налогов, акцизов, сборов. Отсюда любой человек так или иначе вникает в «тонкости» каждой роли, осмысливает основные права, обязанности, льготы при ее исполнении и при необходимости пользуется ими, в необходимых случаях через различные социальные и политические институты борется за их защиту.
Во-вторых, профессиональное исполнение некоторых ролей (предприниматель, производитель, продавец) ставит человека в позицию, когда его интересы могут (хотя бы формально) противоречить позициям исполнителей других ролей: продавец — покупатель, производитель — потребитель. Отсюда во многих случаях неизбежны различия как в экономическом мышлении разных людей, так и внутренняя борьба мотивов при реализации неодинаковых ролей одним человеком: «купил бы, но нужно экономить деньги для дела», «продал бы, но выгоднее использовать самому». Соответственно, несходные ожидания в реализации ролей со стороны разных исполнителей вызывают и коллизии с политической окраской: например, предприниматель считает, что размер налогов у него завышен, и из-за этого негативно относится к политическим институтам.
28 Приведите пример экономической свободы, обусловленной правом выбора форм деятельности.
Экономическая свобода предполагает:
- право на частную собственность;
- право на экономическую инициативу;
- право на создание и расторжение сообщества по своему собственному выбору.
Экономическая свобода невозможна без этих составных частей. При их наличии в обществе достигаются высокие уровни производительности, максимально обеспечиваются потребности. Экономическая свобода характерна для рыночной экономики, дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу - значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях экономической демократии. Экономическая свобода позволяет развиваться предпринимательским способностям людей и вести предпринимательскую деятельность, которая в условиях конкуренции оказывается эффективной в целом для общества.
30 Приведите примеры противоречий концепции «экономического человека» в экономической деятельности.
Концепция экономического человека главной силой, побуждающей человека к трудовой деятельности, признает материальный интерес, остальные мотивы объявляются незначительными.
И это свидетельствует о слабости концепции экономического человека, предполагающей рациональность и независимость индивида.
Вместе с тем сейчас все отчетливее просматриваются и позитивные итоги реформ. Главный из них связан с пониманием значения нравственного потенциала общества, невозможности продолжения реформ на основе упрощенной концепции экономического человека, готового поступиться ценностным содержанием культуры ради интересов сиюминутной выгоды. Такая коррекция в понимании реформ уже привела к более обоснованному и всестороннему пониманию роли государственного начала в экономических преобразованиях, к более взвешенной оценке того опыта, который был накоплен за годы советской власти. В постиндустриальной хозяйственной культуре изменяется место и содержание ценности рациональности. Строгая рациональность и аскетизм касаются непосредственно ведения дела, в то время как сама личность предпринимателя все больше освобождается от традиций и условностей, предаваясь свободному самовыражению в любых формах.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты