Экономическая психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Экономическая психология»
по дисциплине: «Экономическая психология»
2021
15.00 BYN
Экономическая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Экономическая психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1 Экономическая психология как наука, объект и предмет ее исследования. Субъекты экономической активности и характеристика
2 Этапы становления и развития экономической психологии как науки. Вклад Дж. Катона в развитие экономической психологии как науки
3 Экономическое сознание, его сущность и структура. Феномены индивидуального и группового экономического сознания, их характеристика
4 Особенности формирования и функционирования экономического сознания
5 Экономическое мышление и его особенности
6 Сущность экономической культуры, ее структура. Черты рыночной экономической культуры. Функции экономической культуры, их характеристика
7 Проблема экономической свободы
8 Типы рыночной культуры, их характеристика (Оучи)
9 Уровни экономической социализации, их характеристика
10 Отношение к собственности как к центральному звену экономической социализации
11 Сущность, содержание и особенности экономического поведения
12 Психологическое содержание модели экономического человека
13 Особенности принятия экономического решения. Модели экономических решений, их характеристика
14 Характеристика эмоций, окрашивающих экономическое поведение
15 Мотивы накопления, инвестирования, сбережения, труда и потребления
16 Психологические проблемы бедности и богатства
17 Социально-психологические функции денег
18 Психологические аспекты манипулирования экономическим сознанием
19 Приемы и способы вовлечения в финансовые пирамиды, психологическая характеристика их жертв
20 Психологические особенности потребительского поведения. Характеристика основных моделей потребительского поведения
21 Классификация факторов, влияющих на решение о покупке
22 Эффекты потребительского поведения, их характеристика
23 Формы власти рынка над человеком, приемы и способы защиты от его давления
24 Психологические аспекты маркетинга
25 Факторы, влияющие на жизненный цикл товара
26 Психологические аспекты сегментирования рынка
27 Психологические особенности предпринимательской деятельности. Предприимчивость как специфическая черта личности, ее структура
28 Формы отклоняющегося трудового поведения. Формы отклоняющегося трудового поведения
29 Суть предпринимательской деятельности, ее основные признаки и особенности. Традиции и особенности предпринимательской деятельности в Беларуси
30 Основное социально-психологическое противоречие предпринимательской деятельности, социально-нравственная ответственность предпринимательста
1 Экономическая психология как наука, объект и предмет ее исследования. Субъекты экономической активности и характеристика
Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др.
Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.
Предметом экономической психологи являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.
3 Экономическое сознание, его сущность и структура. Феномены индивидуального и группового экономического сознания, их характеристика
Экономическое сознание - это системная составляющая сознания, высший уровень психического отображения человеком экономических феноменов (совокупность представлений, установок, отношений, мыслей субъекта о разных экономических объектах). Экономическое сознание - это внутренне противоречивое, многоуровневое образование, которое в обобщенном виде отображает степень знакомства, субъекта с экономикой и рациональное к ней отношение.
Объектом экономического сознания является экономическая сфера общественной жизни. В структуре экономического сознания выделяются следующие компоненты: экономические эмоции и чувства, перцептивная сфера экономического сознания, экономические представления и экономическое мышление, экономическое поведение.
Экономическое сознание существует в форме: представлений, суждений, оценок, убеждений субъектов экономических отношений, т.е. системы взглядов отдельных людей (или их групп) на закономерности экономического развития, суть экономических явлений и причины их возникновения, а также сформированных научных знаний объективно отражающих суть, закономерности и причинно-следственные связи экономических процессов; ценностей и норм, регулирующих поведение и деятельность людей, в том числе в сфере экономики; целей и установок, фиксирующих желаемые результаты хозяйственной деятельности в будущем; экономических интересов;( это – волевые компоненты экономического сознания); предпочтений, вкусов, настроений, эмоций, создающих определенный фоновый эффект для принятия решений в том числе в хозяйственной деятельности.
5 Экономическое мышление и его особенности
Экономическое мышление - познание сути экономических явлений, предметов, выявления их закономерностей с помощью таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Особенностью экономического мышления, или мышление экономическими понятиями, является его направленность на экономическую деятельность, т.е. на регулируемую сознанием психическую и трудовую активность человека, которая развивает интеллектуальные возможности и нацелена на реализацию экономических потребностей, интересов и установок, на повышение качества и количества труда и достижение материально значимих результатов.
Содержание экономического мышления можно представить следующим образом:
1. Отношение к труду как к необходимости и условию самореализации личности выражается в показателях развития субъективных побудителей и практических усилий, направленных на развитие способностей к труду. Индикаторами этого отношения служат мотивы, стереотипы, установки повышения квалификации, а также факты экономического поведения, инспирированные этими побуждениями.
2. Отношение к различным формам собственности находит отражение в показателях ее субъективного восприятия и практического использования. Индикаторами здесь являются элементы мышления, характеризующие представления об эффективном использовании общественного богатства.
7 Проблема экономической свободы
В классическом труде А. Смита «О природе и причинах богатства народов» были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей. Это хорошие законы, необременительные налоги и мир. Вот основные компоненты канонического определения свободы хозяйственной деятельности, т. е. экономической свободы.
Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступают в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.
Экономическая свобода – это возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на базе законодательных государственных норм и неотделима от экономической ответственности граждан.
9 Уровни экономической социализации, их характеристика
Для классификации стадий процесса социализации недостаточно брать только возрастной критерий. В отечественной социальной психологии делается акцент на усвоении в процессе социализации социального опыта.
Вследствие этого возникает необходимость в экономической социализации различать
1. трудовую социализацию
Прежде всего, усвоение в процессе социализации социального опыта происходит в трудовой деятельности. На основании этого исследователи выделяют три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. (Г.М. Андреева, А.В.Мудрик)
Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.).
2. собственно экономическую социализацию. Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социоэкономических феноменов, как богатство – бедность, банк, реклама и др.
11 Сущность, содержание и особенности экономического поведения
Экономическое поведение — вид социального поведения, отражающий участие личности в экономической жизни общества посредством различных форм экономической деятельности, обусловленной социальным интересом и материальными возможностями индивида.
Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.
Так, например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).
Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.
Первая модель, основанная на методологии А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта.
Вторая модель, основанная на методологии П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности:
- люди выбирают;
- только индивиды выбирают;
- индивиды выбирают рационально;
- все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения.
13 Особенности принятия экономического решения. Модели экономических решений, их характеристика
Наибольшее внимание в полемике экономистов и психологов о рациональности экономической деятельности и поведения было сконцентрировано на проблеме принятия экономического решения. Вложение денег в бизнес, выбор профессии или учебного заведения, перемена районов, городов или стран жительства связаны с принятием решения при отсутствии определенной информации о результате.
Неопределенность остается постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека. Экономический взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: "Какова ценность этого?" и "Что я должен за это отдать?" Отсюда выбор между тем или этим, "сейчас" или "потом". Когда делается выбор
между определенными альтернативами, то достаточно описать варианты для самих себя словами "лучше, чем", "хуже, чем", или "такой же". Но в поведении человека все не так однозначно. Обратимся, например, к аксиоме "жадности", представленной в теории спроса: "Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б". Часто выбор осуществляется в ситуации, когда то, что может быть выбрано, не представляет собой единственный определенный результат, а является двумя или более разными возможностями, каждая из которых имеет собственную вероятность, например, решение, покупать или нет лотерейный билет, ценную бумагу, или требующее расчета временных и денежных потерь решение, принимаемое в ситуации, когда человек опаздывает на важную деловую встречу, свидание. В этом случае уже недостаточно просто сравнить альтернативы, нужно определить численное значение "счастья" или пользы, оценивающее каждый вариант.
15 Мотивы накопления, инвестирования, сбережения, труда и потребления
Сбережение или накопления предполагает наличие у человека определенных мотивов и целей. Цель – некоторый конечный результат или объект.
Характеристика целей во много зависит от типа личности, планов человека, видения им своей жизни. Джон Кейнс выделил следующие мотивы сбережения: Осторожность (создание резерва на случай непредвиденных обстоятельств в условиях конкуренции); Предусмотрительность (учет того, что в будущем соотношение между доходами и расходами изменится в худшую сторону из-за потребности обеспечить старость); Расчетливость (стремление обеспечить себе доход в форме процента, т.к. люди часто отдают предпочтение большему потреблению в будущем по сравнению с настоящим. Данное утверждение характерно для Запада, где старость является не концом жизни, а началом новой - путешествия, хобби, отдых ); Стремление к лучшему (мотив, основанный на широко распространенном подсознательном желании видеть в будущем постепенное увеличение своего жизненного уровня); Стремление к независимости (финансовая независимость предоставляет человеку свободу); Предприимчивость (как обеспечение свободы для спекулятивных и коммерческих операций);Желание оставить наследникам состояние; Чувство скупости (личностное качество, в основе которого лежит стойкое предубеждение против акта расходования).
17 Социально-психологические функции денег
Измерительная функция денег заключается в том, что деньги выражают в количественных единицах качество, ценность или меновую стоимость вещи. Меновая стоимость, выраженная в денежных единицах, образует цену товара. Денежно измерение ценности вещи, в отличие от измерения веса, длины, устанавливается не объективно, с помощью приборов, а посредством субъективных мнений, рыночных механизмов. Поэтому экономические, денежные меры способны изменяться при изменении обстоятельств. Людям же психологически свойственна абсолютизация денежных измерений, преувеличение их истинности и объективности. Поэтому публично называемые цены, подкрепленные демонстрируемыми расчетами, психологически настраивают на восприятие денежного измерения как верного.
Деньги выполняют обменно-посредническую функцию, выступая в роли посредника обмена, поскольку непосредственный обмен товара на товар затруднен, чаще всего разделен во времени. Введение денег в торговый оборот в качестве промежуточного товара, на который вначале обменивается продаваемый товар, а затем приобретается покупаемый, существенно упрощает процесс обмена. В современной экономической жизни деньги стали часто опережать акт обмена (предоплата) или появляться после реализации товара (кредит). Такие формы экономических отношений должны строиться на психологии взаимного доверия покупателей, продавцов, торговых посредников. Вместе с тем, субъекты экономических отношений стремятся заручиться гарантией выплаты кредитов, используя поручительство, залог имущества.
19 Приемы и способы вовлечения в финансовые пирамиды, психологическая характеристика их жертв
использование стереотипного мышления «жертвы» (2) использование «правила обмена» (например, сделать «жертве» небольшой подарок, чтобы вынудить ее совершить невыгодную для нее сделку); 3) прием «нога-в-дверях» (потенциальной «жертве» навязывается маленькая покупка или уступка, вслед за которой от нее требуют все более крупных покупок, вложений или уступок); 4) использование принципа социального доказательства (люди более склонны совершать поступки, которые в их присутствии уже совершали другие люди); 5) демонстрация доброжелательного отношения, создание аттракции (отношений доверия); 6) использование авторитета (указание «жертве» на связь мошенников с органами власти, приведение в пример известных личностей: актеров, миллионеров, политиков); 7) использование дефицита (например, искусственное создание дефицита времени на принятие решения).
21 Классификация факторов, влияющих на решение о покупке
Существует множество причин, которые косвенно или прямо могут повлиять на решение купить какой-либо товар. Для того чтобы упростить процесс изучения множества факторов, было решено использовать их определенную классификацию. Итак, принято выделять следующие группы факторов.
1. Личностные факторы. Жизненный цикл семьи (тот период, который переживает потребитель на данном этапе принятия решения о покупке).
Стиль жизни потребителя. На самом деле, какие бы потребности ни были в голове у потребителя, если он соблюдает определенный стиль жизни, он никогда не приобретет тот товар, который будет идти вразрез с его стилем жизни. К стилю жизни относятся убеждения человека, его ценности и интересы, которые на данный момент жизни являются для него первостепенными.
Тип личности (активным ли человек, насколько самоуверен, есть ли у него амбиции, насколько он независим и уверен в себе).
Самопредставление: каким человек видит себя сам, какое место определяет себе в этом мире, насколько уважает себя, жалеет ли себя и т. д.
Общественный класс, где объединены группы с однородными положением и занятиями. Имеет не последнее место при совершении покупок.
23 Формы власти рынка над человеком, приемы и способы защиты от его давления
Некоторые формы власти рыночного общества над личностью:
- навязывание потребности– рынок посредством рекламы формирует все новые и новые потребности или формы их удовлетворения.
- ускоренное потребление – вещи проживают все более короткую жизнь по технологически спланированным причинам, или по причинам, связанным с модой.
- опережающее потребление или кредит – жизнь в кредит усиливает психологическое напряжение, тревогу, и, как правило, увеличивает стоимость вещи.
- выбор из маргинальных, то есть несущественных различий– нарастающий поток вещей различается несущественно, а это усложняет и психологически отягощает выбор нужной альтернативы.
Модель современного потребителя:
1. Потребители хотят спокойствия и безопасности буквально во всем.
2. Они благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.
3. Потребители хотят персонального внимания и общения.
4. Потребители хотят качества, соответствующего новым технологиям, уровню техники и науки.
25 Факторы, влияющие на жизненный цикл товара
Продолжительность жизненного цикла товара, количество составляющих его стадий и их продолжительность зависят от многих факторов. Определяющими факторами являются сам товар, рынок и время выхода на него, маркетинговые мероприятия по управлению жизненным циклом товара.
1. Сам товар - сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия - более короткий, а наиболее технические совершенные товары -очень короткий (2-3 года).
2. Рынок - жизненный цикл одного и того же товара на разных рынках неодинаково". На российском нетребовательном рынке он значительно более длительный, чем, например, в США, Японии-, Германии с их развитым конкурентным рынком.
На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д Маркетинговые факторы - это показатели внешней среды, рынка сбыта и самого предприятия-продавца, которые влияют на покупательское поведение покупателя-предприятия или покупателя-индивидуума.
27 Психологические особенности предпринимательской деятельности. Предприимчивость как специфическая черта личности, ее структура
Когда мы выбираем свою профессию, например врача или экономиста, то понимаем – прежде всего необходимо получить соответствующее образование. Перед тем как сделать свой выбор в пользу того или иного учебного заведения, той или иной профессии, мы зачастую анализируем, какие предметы из школьной программы нам нравились больше, а какие меньше, что получалось, а что никак не выходило. Мы уясняем для себя самих, сможем ли мы в силу своего характера и психики заниматься тем делом, которое выбираем для себя на всю жизнь. Если мы зачитывались Тургеневым и сострадали героям Достоевского, если увлеченно погружались в мир истории и, забывая обо всем, пускались по всем странам с учебником географии, если нам не свойственна усидчивость, внимательность, но мы любим путешествовать, общаться, познавать все новое – то вряд ли нас привлечет карьера программиста или архивариуса. Мы все прекрасно понимаем: чтобы стать хорошим специалистом, нужно не только выучиться, но и совершенствовать свои навыки, а главное, искренне любить свою профессию. Скорее всего, мы свяжем свою жизнь с рекламой, туризмом или журналистикой.
29 Суть предпринимательской деятельности, ее основные признаки и особенности. Традиции и особенности предпринимательской деятельности в Беларуси
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности.
1. Систематичность- осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности
2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:
а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);
б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты