Местное самоуправление Шпаргалка
МГЭИ (Международный гуманитарно-экономический институт)
Шпаргалка
на тему: «Местное самоуправление»
по дисциплине: «Местное самоуправление»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Местное самоуправление
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Местное самоуправление
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
1. Исторические формы общественной самоорганизации и самоуправления
2. Понятие и черты местного самоуправления
3. Значение МСУ. Достоинства и недостатки МСУ
4. Субъект и объект местного самоуправления. Цели и задачи местного самоуправления
5. Организация (устройство) местного самоуправления
6. Представительные органы местного самоуправления
7. Исполнительные органы местного самоуправления. Модели исполнительных органов самоуправления
8. Компетенция, права и обязанности местного самоуправления
9. Современные теории местного самоуправления
10. Англосаксонская модель местного самоуправления
11. Континентальная модель местного самоуправления
12. Иберийская модель местного самоуправления
13. Советская модель местного самоуправления
14. Модель взаимоотношений государства и местного самоуправления. Контроль за самоуправлением
15. Ранние формы местного самоуправления на территории Беларуси- ВКЛ, РП. Магдебургское право
16. Система местного самоуправления в Российской империи
17. Органы местной власти в советский период (1917-1991 гг.)
18. Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (общая характеристика)
19. Принципы местного самоуправления
20. Административно-территориальное деление Республики Беларусь
21. Правовая база местного самоуправления
22. Местные советы депутатов – понятие, виды, значения
23. Компетенция местных советов – характеристика и виды полномочий
24. Особенности компетенции советов областного, базового и первого уровней
25. Выборы депутатов местных советов Республики Беларусь
26. Статус депутата местного совета
27. Структура совета – президиум и комиссии совета ( состав и полномочия)
28. Председатель совета – избрание и полномочия. Заместители председателя
29. Порядок деятельности совета. Правовые акты совета
30. Исполнительные комитеты (администрации) – понятие, виды и задачи
31. Компетенция исполнительных органов. Особенности компетенции различных уровней
32. Структура местных исполнительных органов - управления, отделов подразделения. Их задачи и состав
33. Руководящие должностные лица исполнительных органов (председатели исполнительных комитетов и главы администраций). Правовой статус и полномочия
34. Порядок деятельности исполнительных органов. Правовые акты
35. Иные формы самоуправления – понятие и общая характеристика
36. Территориальное общественное самоуправление – понятие и черты
37. Органы территориального общественного самоуправления – понятие, порядок образования и деятельности
38. Местные собрания – понятия и порядок деятельности
39. Местные референдумы – понятие и порядок проведения
40. Экономическая основа местного самоуправления и самоуправления в Республике Беларусь
41. Коммунальная собственность. Местное хозяйство
42. Местный бюджет и иные средства и фонды. Доходы и расходы местных средств, местные налоги
43. Общая характеристика системы самоуправления зарубежных стран
44. Местное управление и самоуправление Российской Федерации
45. Местное самоуправление Польши
46. Особенности муниципальных институтов США
47. Особенности муниципальных институтов Великобритании
48. Особенности муниципальных институтов Франции
49. Особенности муниципальных институтов ФРГ
50. Особенности муниципальных институтов КНР
1. Исторические формы общественной самоорганизации и самоуправления
Как известно, родиной местного самоуправления является Древний Рим. Цезарь Гай Юлий организовал муниципии (муниципалитеты), что в переводе означает – самоуправляющиеся общины, что, естественно, было невозможно представить без солидаризации населения, что и стало началом, ныне существующих понятий: местное самоуправление и саморегуляция, солидаризация закреплена в муниципальном праве.
Общественное значение муниципий заключалось в том, что все покоренные Древним Римом народы во главе с собственными лидерами сохраняли свою самостоятельность и были абсолютно самостоятельны в решении внутренних вопросов, то есть вопросов местного значения.
2. Понятие и черты местного самоуправления
Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь, законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.
1. Прежде всего надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
3. Значение МСУ. Достоинства и недостатки МСУ
Важность развития местного самоуправления определяется многими обстоятельствами.
Местное самоуправление служит средством осуществления гражданами прав и свобод различного содержания: они имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах; обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные обращения в муниципальные органы; реализовывать свои социально-экономические права на жилище, охрану здоровья и образование посредством муниципальных учреждений здравоохранения и образования, на предоставление жилья из жилищных фондов муниципального образования.
4. Субъект и объект местного самоуправления. Цели и задачи местного самоуправления
В местном самоуправления население выступает и как субъект и как объект в одном лице.
“Правовой статус органов местного самоуправления (муниципального управления) в самом общем виде характеризуется тем, что:
а) они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе законов;
б) их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены законами и т.д.
5. Организация (устройство) местного самоуправления
В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: «С тех пор как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева) окончательно отказались от практически невозможного в наше время решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального уклада был построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме:
1)муниципальный избирательный корпус как база,
2)вышедший из его лона избирательный совет,
3)исполнительный орган и
4)наверху этой пирамиды -- должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя муниципальной коммуны.
6. Представительные органы местного самоуправления
Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).
“Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности
Численный состав представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством.
7. Исполнительные органы местного самоуправления. Модели исполнительных органов самоуправления
Исполнительный орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления.
Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению законов и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.
8. Компетенция, права и обязанности местного самоуправления
Компетенция местного самоуправления — это не только права и обязанности его органов, но и граждан в сфере местного самоуправления. Законодательство РБ предусматривает две группы полномочий: собственные, установленные законами и уставами, и делегированные государством.
К первой группе относятся полномочия местного значения, вопросы, которые наиболее успешно могут решаться именно на местах: принятие и изменение устава муниципального образования, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, социально-культурная сфера, охрана общественного порядка.
9. Современные теории местного самоуправления
Теория свободной общины Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины. Согласно положениям теории свободной общины самостоятельность и независимость общины от государства связана с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству. Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти.
Общественная (хозяйственная) теория самоуправления - основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами.
10. Англосаксонская модель местного самоуправления
Англосаксонская муниципальная система
Существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно её традиционно называют первой муниципальной системой. Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:
• органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий.
11. Континентальная модель местного самоуправления
Французская (континентальная) муниципальная система.
Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона "О правах и свободах местных коллективов".
Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.
12. Иберийская модель местного самоуправления
Иберийская модель управления на местах существует в Бразилии, Португалии, Мексике и других испаноговорящих странах Латинской Америки. В условиях данной системы местного самоуправления и управления население всех административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо данной административно-территориальной единицы (алькада, мэра, префекта, регидора и др.)
Иногда такое должностное лицо избирается советом. Избранный становится председателем совета и одновременно утверждается органами государственной власти как представитель государственной власти в данной административно-территориальной единице. Мэр общины также утверждается в качестве такого представителя. Он обладает правом контроля за деятельностью совета.
13. Советская модель местного самоуправления
Советская модель местного самоуправления. Наряду с вышеназванными видами существовала и с некоторыми оговорками существует советская модель местного самоуправления. Ее сущностными характеристиками являются следующие.
1. Декларирование полновластия представительных органов (советов) на определенной территории при второстепенной роли исполнительно власти.
2. Отсутствие четких нормативно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления, опора их деятельности на социалистическую целесообразность и политическую инициативу масс.
3. Многочисленность местных советов.
4. Формирование выборных органов преимущественно по производственному принципу: па фабриках, заводах, военных частях, сельских сходах.
14. Модель взаимоотношений государства и местного самоуправления. Контроль за самоуправлением
Любое государство должно в своей деятельности ориентироваться на интересы граждан. Местное самоуправление должно функционировать исходя из этой же цели. Проблема заключается в том, что интересы государства в целом и отдельных его территорий могут не совпадать. В такой ситуации возможны конфликты между государством и местным самоуправлением. Государство обладает неизмеримо большей "мощью" в сравнении с любым муниципальным образованием. Поэтому крайне важно четко определить "правила игры", установить нормы, регулирующие взаимодействие государственной власти и местного самоуправления, закрепить способы решения конфликтов.
15. Ранние формы местного самоуправления на территории Беларуси- ВКЛ, РП. Магдебургское право
Особенностью местного управления в воеводствах и поветах ВКЛ было наличие сословно-коллегиальных органов - сеймиков (сеймиков), в работе которых могли принимать участие не опороченные ничем шляхтичи, проживающие в данном воеводстве или повете.
Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения (размер местных податей, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вальный Сейм, заслушивали отчеты о работе поветовых врадников и т.д.). Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт.5 раздела Ш).
16. Система местного самоуправления в Российской империи
Особое место в истории развития местного самоуправления в России занимает XVI век, поскольку в этот период происходит замена кормления, т. е. системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. В 30-е гг. XVI века в уездах появляются губные учреждения, которые действовали первоначально наряду с наместниками. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне – все население уезда. Такие учреждения создавались для преследования разбойников и суда над ними. Они решали также дела о воровстве (татьбе), заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих и проезжающих людей. В 1555 г. указом Ивана IV вводятся земские учреждения. Они не имели всесословного характера, действовали, как правило, в границах волостей. Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли и судебную власть.
17. Органы местной власти в советский период (1917-1991 гг.)
Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, пришедшие к власти в результате известных исторических событий 1917 года, первоначально разрабатывали модель самоуправляемого бесклассового общества нового типа. В частности, предполагалось, что «государственное управление народом будет осуществляться непосредственно самим народом» (К. Маркс Ф. Энгельс).
Однако, децентрализация власти, относительная самостоятельность и независимость местного самоуправления противоречили практическим задачам государства диктатуры пролетариата. На практике государственная политика приобрела ярко выраженный централизованный характер.
18. Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (общая характеристика)
Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:
• областных,
• районных,
• городских,
• поселковых,
• сельских исполнительных комитетов,
• местных администраций.
19. Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – предусмотренные законами требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.
Выделяют следующие принципы:
1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;
2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления).
20. Административно-территориальное деление Республики Беларусь
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь (1) и территории областей (6)
Территория областей делится на территории районов (118) и городов областного подчинения (10)
Территория района делится на территории городов районного подчинения, сельсоветов, поселков городского типа
Административно-территориальные единицы Республики Беларусь (АТЕ) – территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы (области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы).
21. Правовая база местного самоуправления
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) определяет в Разделе V (статьи 117−124) принципы организации публичной власти на местном уровне, предусматривая наличие двух видов местной власти, а именно: • местное управление; • местное самоуправление.
Модель организации публичной власти на местном уровне находит дальнейшее отражение в других законодательных и подзаконных актах, а именно: Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г., который закрепляет понятия и нормы местного самоуправления и управления, статус и компетенцию местных Советов депутатов, местных исполнительных комитетов и администраций и их руководителей, а также гарантии их деятельности.
22. Местные советы депутатов – понятие, виды, значения
Советы являются высшим органов государственной власти на соответствующей территории, а не органом самоуправления. В Республике Беларусь систему органов местного самоуправления составляют:
- областные Советы депутатов и Совет депутатов г. Минска;
- районные и городские Советы депутатов;
- сельские и поселковые Советы депутатов;
- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные комитеты);
- другие органы, в том числе и единоличные, о чем мы будем говорить в последнем вопросе лекции.
23. Компетенция местных советов – характеристика и виды полномочий
Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1.1. представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;
1.2. утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;
1.3. утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;
1.4. утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, осуществляют контроль за реализацией таких концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их выполнении;
1.5. определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы (далее, если не указано иное, – коммунальная собственность).
24. Особенности компетенции советов областного, базового и первичного уровней
Особенности компетенции Советов областного уровня:
обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;
регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;
оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, семей, воспитывающих детей
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
25. Выборы депутатов местных советов Республики Беларусь
Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
Выборы депутатов местных Советов проводятся по одномандатным избирательным округам.
Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа в количестве, зависящем от численности населения:
- по выборам в областной Совет депутатов, Минский городской Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов;
- по выборам в районный, городской Совет депутатов - от 25 до 40 избирательных округов;
- по выборам в городской Совет депутатов (в городах районного подчинения) - от 15 до 25 избирательных округов;
- по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов - от 11 до 15 избирательных округов.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты