Социология политики Шпаргалка
МГЭИ (Международный гуманитарно-экономический институт)
Шпаргалка
на тему: «Социология политики»
по дисциплине: «Социология политики»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Социология политики
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социология политики
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Предмет аналитической социологии, ее место в системе социологического знания
Предмет аналитической социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
Аналитическая социология – это одно из социологических направлений, близкое по основным своим установкам аналитической философии, столь популярной в США. Его видными представителями являются Питер Хедстрем и Питер Бирмэн. Важнейшим же предшественником указанного направления является Роберт Мертон. Определяющими для аналитической социологии являются три принципа.
1. Объяснение того или иного явления должно производиться посредством указания на механизм его детерминации.
2. Принцип структурного индивидуализма: все социальные факты, их структура и изменения в основном объяснимы в терминах индивидов их признаков, действий и отношения друг к другу.
3. Принцип взаимосвязи микро- и макроявлений.
2. Социологические трактовки власти
В самом общем виде власть означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться п управлять другими, способность осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать влияние на их поведение, используя авторитет, право, насилие и т. д. Со времен М. Вебера в политической философии и социальной теории проводится различие между категориями «власть» и «авторитет». Авторитет — это легитимная, т. е. признанная, власть, имеющая устойчивый характер, опирающаяся в основном на механизмы контроля, не связанные с насилием, но обладающая правом па легитимное насилие. Господство — это устойчивая, воспроизводящаяся власть авторитета. Власть — это способность осуществлять свою волю независимо от воли других людей. Таким образом, авторитет — это одна из разновидностей власти. Отношения власти могут осмысливаться в категориях господства и подчинения (легитимная власть авторитета), эксплуатации и угнетения. В последних двух случаях речь идет о нелегитимной власти, которая рассматривается как нарушение справедливого порядка, основанного на либеральных идеалах равенства.
3. Теоретический анализ власти в обществе
Натуралистическая школа (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк).
В рамках натуралистического подхода власть описывается как «исключительно человеческий феномен», не существующий без своего носителя - «естественного человека» - и в силу чего, зависимая от его индивидуальных особенностей как природного существа.
Сущность власти обусловливается преимущественно особенностями человеческой природы, т.е. присущим человеку от природы, естественным стремлением к доминированию, превосходству и связанными с ними привилегиями.
4. Основные характеристики функции власти
К наиболее важным для общества функциям политической власти можно отнести следующие:
Функции власти:
1. Поддержание общественного порядка и стабильности.
2. Выявление и разрешение конфликтов.
3. Достижение общественного согласия (консенсуса).
4. Принуждение для достижения общественно значимых целей и сохранения стабильности.
5. Управление делами общества.
Любая власть нуждается в легитимности.
Легитимность – это признание народом законности власти.
5. Типы властных отношений
В зависимости от источника подчинения объекта субъекту властные отношения могут принять следующие формы: силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции и авторитета.
В принуждении источником подчинения объекта команде субъекта выступает угроза применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения, т.е. угроза силы. Хотя сила и принуждение нередко воспринимаются как одно и то же, концептуальное различение между ними является необходимым, поскольку они имеют разные источники подчинения и разные способы осуществления.
В убеждении источник власти заключается в аргументах, которые субъект может использовать для подчинения объекта. В отличие от принуждения и побуждения, которые внешне могут выглядеть как убеждение, последнее подразумевает отсутствие конфликта между субъектом и объектом; у объекта есть выбор принять аргументы субъекта или нет, который не ограничен позитивными или негативными санкциями со стороны субъекта.
6. Субъекты и носители власти
Субъект и объект – непосредственно носители агенты власти
Субъект воплощает активное направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивид, так и коллективно действующее лицо(партия, совет, комитет), а также общность людей (народ, мировое сообщество объединённое в ООН).
Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению согласно установленному порядку. Таким образом, субъект власти может быть любой непосредственный носитель (агент власти) воплощающий активное направленное начало власти.
Объект власти – индивид, социальная группа класс, общество, т.е. это тот на кого направлена власть.
7. Делегирование власти
В теории власти и властных отношений важное место занимает проблема делегирования власти. Ее в свое время основательно разрабатывали Бакунин, Кропоткин, М. Вебер и другие мыслители. Делегирование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому.
Это один из основных способов функционирования власти и фундаментальный политический институт. Делегирование власти, по определению К. А. Воробьева, выступает в трех видах: • передача полномочий народа своим представителям в представительных органах власти, т. е. ее делегирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправления). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управлять сам собой, не может весь поголовно войти в органы государственной власти. Для выполнения управленческих функций и законотворческой деятельности нужны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управляют государством.
8. Типология политических систем
Традиционная типология политических систем основана на видах политического режима.
Демократические политические системы.
Авторитарные политические системы (в основном происходит преследование политических прав).
Тоталитарные политические системы (отрицание всего объёма прав и свобод).
9. Государственное управление в структуре политического процесса
Синонимами слова «управление» являются правление, господство, руководство, регулирование, менеджмент, координация, контроль, администрирование и даже хозяйствование. Управление - это целенаправленная деятельность по упорядочению и развитию общества или его отдельных подсистем. В данном определении речь идет о социальном управлении.
Государственное управление рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле государственное управление означает реализацию государственной власти, целенаправленное воздействие государства на общественные процессы; регулирование общественных дел. Широкую трактовку государственного управления связывают с государственной политикой (public policy).
В узком смысле государственное управление связывают с деятельностью исполнительной ветви власти, с работой государственных служащих. В таком случае государственное управление называют государственным администрированием (public administration).
10. Уровни, виды и методы государственного управления
Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов – субъектов и объектов управления, их сложных взаимосвязей и проявлений, подходов и принципов управления, форм и методов и т. д., которые находятся между собой в определенной логической согласованности, взаимодействии и взаимозависимости, обеспечивая государственному управлению сложную организованную целостность.
Сложная организованная целостность государственного управления во всем богатстве и разнообразии его элементов и свойств имеет первостепенное значение для практики государственного управления.
Все многообразие государственного управления, исходя из определенных основополагающих признаков – критериев, можно представить через его различные уровни и виды.
В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.
11. Принятие политических решений
Политическое решение – основной элемент управления, состоящий в определе-нии цели и механизмов (средств) ее реализации.
Фундаментальные решения – решения, которые затрагивают всю схему принятия решений в обществе и непосредственно само лицо, принимающее решение. Такие решения обычно кардинальным образом меняют существующую политическую систему.
Законодательные решения – затрагивают статус и права многих членов общества и устанавливают новые процедуры принятия решений.
Административные решения – техника применения решений к конкретным ситуациям.
12. Концепция поля П.Бурдье
Понятие социального пространства, хотя и является центральным по важности в концепции генетического структурализма, не есть «чисто» социологическое понятие. Визуализация различных частных случаев «социального пространства» в многочисленных работах П. Бурдьё представляет собой попытку формализовать и операционализировать это понятие и на этой основе построить целостный подход к исследованию социальной действительности. Это склоняет некоторых социологов рассматривать любое множество социальных явлений как специфическое «пространство». На самом же деле «социальное пространство библиотек» или «социальное пространство этносов» являются всего лишь самым общим (и потому формальным и пустым) определением «социального пространства», объединяемым с более или менее произвольным и обоснованным убеждением социолога, что данное определение применимо к его исследованию.
13. Политическая социализация
Социализация есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.
Политическая социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.
14. Основные факторы индивидуального участия в политическом процессе
Степень и характер включения личности в политическую жизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни. «Роль», по Г. Алмонду – это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом).
Так, в XIX в. основное внимание уделялось надличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или иным социально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества и другим аналогичным показателям, которые должны были дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что заставляя человека включаться в отношения с публичной властью. В своих крайних формах эта социальная детерминация растворяла личность в общественных отношениях, делала ее безликим исполнителем воли класса, нации, государства.
15. Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества
К негосударственным участникам международных отношений и мировой политики относятся действующие в мировом политическом пространстве организации, движения, группы, другие социальные общности и отдельные лица, оказывающие влияние на происходящие здесь процессы, независимо от контроля со стороны государств и их объединений. Следует сразу отметить, что подобное понимание негосударственных участников разделяется не всеми: ряд исследователей включает в состав негосударственных, или транснациональных, акторов (ТНА) межгосударственные или межправительственные организации (МПО). И все же юристы, опирающиеся на критерий правосубъектности (которым обладают с точки зрения международного права только государства и МПО), а также большинство политологов относят МПО либо к государственным участникам, либо к акторам, занимающим промежуточное положение между государствами и транснациональными действующими лицами.
16. Группы интересов как участники политической системы
Группы интересов стали важным элементом современной политической системы, оказывающим значительное влияние на процесс выработки и принятия решений властными институтами. Как на федеральном, так и на региональном уровне они выполняют функцию артикуляции и агрегирования интересов социума.
На волне демократизации, после распада советской партийно-государственной системы, стали появляться объединения, выражающие интересы различных социальных групп, экономических структур, отдельных регионов.
Наибольшее развитие получили группы экономических интересов, которые, появившись в начале 90-х годов XX века, прошли стадии плюралистической лоббистской активности на фоне слабой власти, формирования системы бюрократического -корпоративизма с гипертрофированной ролью экономических групп в политическом процессе и, наконец, «контролируемого плюрализма» с сильной позицией государства в лице Президента.
17. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов
Наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.
К сожалению, в настоящее время на российском политическом поле наиболее сплоченными и активными являются группы интересов олигархических кланов, политических землячеств, силовых структур, коррумпированного чиновничества. Они активно лоббируют свои корпоративные интересы, которые нередко расходятся с интересами общества и государства.
18. Лоббисты как участники политических процессов
Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» — это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т. п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе — лоббисты). Практикующие лоббисты понимают под лоббизмом проведение деятельности, нацеленной на влияние на общественное мнение и законодательные органы, правительство.
За рубежом лоббизм — профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа — в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. В США лоббистов нередко называют третьей палатой Конгресса. Только в Вашингтоне их около 20 тысяч. Они защищены поправкой к Конституции. Лоббизм необходим, чтобы просвещать американское правительство.
19. Партии как участники политических процессов
Политические партии парламентского уровня более десяти лет функционируют в политическом пространстве регионов. Ряд партий вписались в это пространство в качестве активных участников политического процесса. Эффективность политического участия партий в региональной политике в решающей степени обеспечивается степенью отражения ими региональных интересов, характером региональной системы власти, масштабом поддержки со стороны местного населения. Принципиально важной функцией партий в региональной политике является объединение действий всех субъектов политики в организованный, законодательно обеспеченный региональный политический процесс.
2. Важным фактором участия партий в региональной политике является масштаб и активность их местных организаций. Наличие сильных организационных структур обеспечивает большую распространенность среди населения партийных программ и платформ, постоянные связи со СМИ, активное проведение избирательных кампаний. Большей результативности в организационно-партийном строительстве добиваются партии с сильным идеологическим началом (КПРФ, ЛДПР) или с сильной административной поддержкой со стороны региональной исполнительной власти (НДР, «Единство»),
20. Причины политической апатии
В современной отечественной науке существует многообразие мнений по данной проблеме. Одни связывают причины абсентеизма с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране. Другие считают, что интерес избирателей к выборам снижают неяркие и не харизматичные кандидаты, отсутствие состязательности, плохо организованные дебаты, устаревшие и нередко вызывающие отторжение подходы к организации агитационных кампаний кандидатов, зачастую превращающихся в слив компроматов друг на друга. Третьи, и мы входим в их число, полагают, что наибольшим образом на отказ граждан от участия в выборах влияет неэффективность российских политических институтов, низкий уровень политической конъюнктуры, низкая степень доверия россиян к государственным институтам. И, как результат, осознание собственного политического бессилия и стремление людей «отстраниться от политики, которая не оправдывает их ожиданий».
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты
