1. Методика преподавания предмета «Человек и мир» как педагогическая наука
Методика преподавания предмета «Человек и мир» относится к системе педагогических наук.
Предметом ее изучения является процесс обучения учащихся со слуховой депривацией природоведческому, обществоведческому и материалу санитарно-гигиенического и анатомо-физиологического содержания, а также воспитание и развитие детей в ходе обучения.
2. Методологические основы обучения предмету «Человек и мир»
Диалектический закон о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее – к доказательству, а затем – к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.
3. Анализ действующей программы «Человек и мир» для специальных общеобразовательных учреждений
Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» предназначена для обучения учащихся I—V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха и разработана на компетентностной основе с учетом инклюзивных тенденций в образовании.
Цель изучения учебного предмета «Человек и мир» — формировать первоначальные знания о природе, обществе и здоровом образе жизни, воспитывать экологическую культуру и гражданственность личности, развивающейся в условиях слуховой депривации.
4. Учебные пособия как основные средства обучения предмету «Человек и мир»
В современных условиях, в период, когда особую ценность для индивида представляют не материальные блага, а информация, особенно важной представляется проблема разработки эффективных средств и способов получения этой информации. Чтобы обеспечить всестороннее развитие и успешную социализацию человека, необходимо еще в школе учить ребенка самостоятельно добывать знания и ориентироваться в средствах, являющихся источником этих знаний.
5. Анализ действующих учебных пособий по предмету «Человек и мир»
Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по дисциплине «Человек и мир» и предназначенная для достижения учебных целей.
Функции учебника: информационная (даются знания); систематизирующая (представленные в виде определенной системы); трансформационная (и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений); воспитательная.
6. Приемы использования учебного пособия в обучении предмету «Человек и мир»
К основным приемам работы с ними относятся:
- приемы ориентирования в учебнике: нахождение нужной статьи, иллюстрации, схемы, задания;
- приемы работы с текстом: объяснительное чтение, нахождение необходимых данных, выделение логических частей, определение понятий, составление плана;
- приемы работы с заданиями и вопросами: ориентирование в вопросах и заданиях, самостоятельная работа с заданиями, умение выбрать необходимую для ответа информацию.
7. Учебная экологическая тропа (микротропа), методика проведения занятий с младшими школьниками на экологической тропе
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.
Экологическая тропа создаётся детьми прежде сего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
8. «Человек и мир» как учебный предмет в начальной школе: цель, задачи, структура содержания, особенности
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество - человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы.
9. Особенности и принципы проектирования содержания предмета «Человек и мир»
В основе отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов формирования основ экологической культуры младших школьников на уроках по учебному предмету «Человек и мир» положены следующие ведущие принципы предметов естественнонаучных и обществоведческих курсов: научности, доступности, систематичности и последовательности, культуросообразности, краеведческий и родиноведческий, принципы сезонности, экологического экоцентризма, культурно-исторической среды, а также принцип учета особенностей познавательных способностей школьников, начинающих обучение с 6-ти лет.
10. Формирование и развитие природоведческих представлений. Системы природоведческих представлений
Представления - это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе - важнейшая задача работы по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста, мышление человека в основе своей всегда имеет образы. Мы говорим «лес» и тут же представляем его в том или ином виде.
Природоведческие представления - это совокупность социального опыта ребенка, полученного посредством позитивных эмоций от общения с миром природы, с помощью сенсорных методов при развитии воображения, восприятия и дополненная объективными знаниями о предметах живой и неживой природы.
11. Формирование и развитие природоведческих понятий
В школьном курсе формируются первоначальные понятия, которые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира.
Первый этап: восприятие природных явлений. Должно осуществляться под руководством учителя – организация проблемной ситуации, постановка задач. Так же младшие школьники часто сосредотачивают свое внимание на внешних второстепенных признаках, поэтому важна роль учителя в организации процесса наблюдения. Дети учатся подмечать детали, сравнивать объекты и делать выводы.
Второй этап: формирование представлений. Важным этапом является выделение самых существенных признаков предмета. Систематическая работа по выявлению признаков и свойств создает осознанные представления, так же важную роль в формировании понятий играет восприятие на полисенсорной основе.
12. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в обучении предмету «Человек и мир». Особенности реализации индивидуального подхода в обучении предмету детей с ТНР
Дифференцированный подход – один из путей оптимизации учебного процесса как во вспомогательной школе, так и в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. Необходимость такого подхода в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлена многообразием особенностей их психофизического развития. Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки. Проблемой дифференцированного подхода во вспомогательной школе занимались такие ученые, как Н.И. Еременко, О.В. Пермякова, А.В. Варская. Они предложили распределить школьников на группы с учетом общих способностей к обучению: не зависимо от учебного предмета, но с учетом степени обучаемости детей в классах, проводилось деление на сильных, средних и слабых учащихся. Однако при таком подходе не учитывались явления неоднородности развития различных сторон деятельности детей и возможности освоения отдельных предметов.
13. Системы умений, формирование и развитие умений в обучении предмету «Человек и мир»
Общеучебные умения, которые могут и должны формироваться в процессе изучения предмета — это умения читать, писать, работать с учебником (объяснительное чтение, выборочное чтение, деление текста на части и их озаглавливание, составление плана и др.), работать сообща в паре, группе, умения умственной деятельности (сравнивать, классифицировать, обобщать, строить суждения, умозаключения и т.п.) и т.д. Среди важнейших специфических предметных умений, в том числе и познавательных, нужно назвать умения наблюдать, производить простейшие эксперименты, описывать объекты, раскрывать и устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в природе и обществе, работать с картой, умения природоохранного поведения и природоохранной деятельности и т.д. Предполагается, что названные умения ученики должны применять не только в знакомой ситуации, т.е. на репродуктивном уровне, но и в изменённой или новой ситуации. Поэтому следующим компонентом содержания образования является опыт творческой деятельности.
14. Система природоведческих умений и особенности их формирования
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относится к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Отсюда вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушайся - в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
15. Система социальных умений и особенности их формирования
К социальным умениям относят:
– установление контакта в ситуации коммуникации: наличие сформированного умения вступать в контакт, договариваться, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбами, излагать собственное мнение доступным для собеседника способом, слушать других, дискутировать;
– реализация самоутверждающих способов поведения, что выражается в выражении и осознании собственных желаний, эмоций и чувств (как позитивных, так и негативных), в умении предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы.
16. Система умений ЗОЖ и безопасного поведения, особенности их формирования
Необходимо как можно раньше начинать профилактику вредных привычек у младших школьников и даже с дошкольного возраста, чтобы каждая личность вела здоровый образ жизни. Предупреждение вредных привычек очень тесно связано со здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни – это понятие, которое включает в себя как медицинские, социальные, психологические, так и педагогические проблемы. Его основными составляющими являются материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха, принцип регулярного сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, правила личной гигиены, отказ от вредных привычек, бережное отношение к окружающим нас объектам внешней среды.
17. Многообразие методов на уроках «Человек и мир», подходы к их классификации
Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. Методические приемы - это конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями. Каждый метод состоит из множества взаимосвязанных между собой приемов. Не владея методическими приемами, невозможно овладеть методами обучения предмету. В дидактике выделят до 10 классификационных групп методов. Известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по способам приобретенных знаний (Т.С. Назарова, Н.К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С.И. Петровский, И.С. Матрусов, В.П. Голов). В образовательных областях, рассматривающих Землю и происходящие на ней процессы и явления, они сами или их отражения и изображения служат основными источниками учебного знания, поэтому объективному началу в учебном процессе при изучении наук.
18. Словесные методы обучения и их характеристика
Словесные методы обучения - рассказ, беседа и др. В процессе их разъяснения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено и другими методами, например, беседой. Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
19. Наглядные методы обучения. Наблюдение как ведущий метод обучения младших школьников с ТНР
Наглядные методы обучения – особенно важны для детей с интеллектуальной недостаточностью. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует учителей на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.
20. Практические методы обучения предмету «Человек и мир» и их краткая характеристика
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. К практическим методам относятся также письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.
21. Опыты и методика их использования в обучении предмету «Человек и мир»
Опыт (эксперимент) – это метод изучения, когда наблюдать объект в обычных условиях сложно или невозможно и требуется создание специальных условий.
Опыт больше, чем наблюдение, развивает исследовательские навыки, а так же самоконтроль и целеустремлённость. Как и наблюдения, опыты бывают кратковременные (Пример: обнаружить воздух в почве) и длительные (Пример: размножение растений из семян). Длительный опыт может закладываться заранее, чтобы результат совпал с темой.
Методика проведения опыта:
1. Постановка задач (целеполагание).
2. При необходимости подбирается оборудование. Определяется способ (учителем или вместе с учащимися).
22. Практические работы, их виды и методика использования в обучении предмету «Человек и мир»
Практическая работа - это основная форма развития познавательной деятельности младших школьников. Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета. Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.
Круг практических работ при изучении «человек и мир» весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
23. Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения предмета «Человек и мир»
Главной формой организации обучения в современной школе по-прежнему является урок. Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, составляющих содержание начального курса природоведения, а также формирование и развитие как обще учебных, так и специальных умений и навыков по наблюдению за объектами природы, постановке простейших опытов с ними. Большое внимание уделяется дополняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным, домашним занятиям. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии -формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
24. Урок – ведущая форма изучения предмета «Человек и мир», его типология и функции
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы массовой общеобразовательной школы. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая категория урок имеет свои характерные признаки:
· урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки;
· урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин.
25. Основные требования к современному уроку «Человек и мир»
1. Для достижения поставленной цели на уроке должны решаться все поставленные задачи (образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная).
2. Уроки должны быть хорошо оснащены наглядными пособиями, по возможности натуральными. Эффективно использование разнообразных таблиц, плакатов, муляжей, раздаточного материала, гербариев, а также мультимедийных средств обучения.
3. При изучении животного и растительного мира следует обращать внимание на приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды и помогать устанавливать связь между внешним строением и условиями жизни, способом питания и т.д. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией. Например, рассматривая организм по частям, следует показать, что это целостная система, где отдельные части взаимно связаны и влияют друг на друга. Необходимо подчеркивать, что в природе нет ни абсолютно полезных, ни вредных организмов.