1. Предмет, метод, цель и задачи валеологии.
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
2. Место валеологии в системе других наук.
Валеология – это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Наиболее активно дифференцирование коснулась наук о человеке и в особенности – имеющих отношение к его сути и бытию. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии).
3. Валеология и гигиена.
Основной категорией валеологии является индивидуальное здоровье человека. Категория "здоровье" упирается в представление о гармоничности и мощности биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Именно гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить с жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.
Она полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые" жизнь возлагает на человека".
4. Классификация валеологии.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.
5. Понятие здоровья, различные определения и трактовки.
Все медицинские доктрины делятся на две части - учение о здоровье и учение о болезнях (включая и их лечение). "Высшее благо медицины - здоровье" - говорили древние греки, современники врача Асклепия. Современная медицина, обременённая лечением множества болезней, учению о здоровье оставляет совсем мало места.
В определениях слово "здоровье" чаще всего противопоставляется слову "болезнь". Но здоровье не только отсутствие болезней, а также и способность организма быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям среды, способность к оптимальному выполнению профессиональных и иных функций.
6. Здоровье, болезнь, пограничные состояния.
По данным ВОЗ: здоровье- это социальное и биологическое благополучие.
а)Здоровье:
•отсутствие болезней и повреждений;
•гармоничное телесное и нервно- психическое развитие;
•нормальное функционирование всех органов и систем;
•достаточная способность к адаптации;
7. Факторы, влияющие на здоровье человека.
Состояние здоровья влияет на самочувствие человека, его физическую, социальную и трудовую активность. От этого зависит качество жизни и уровень общей удовлетворенности. В настоящее время считается, что общее здоровье складывается из нескольких компонентов: соматического, физического, психического и нравственного. Оно формируется под действием ряда внешних и внутренних факторов, которые могут оказывать благотворное или негативное влияние. Поддержание высокого уровня здоровья общества является важной государственной задачей, для выполнения которой в РФ вырабатываются особые федеральные программы.
8. Генетика человека как наука. Понятие о наследственности и изменчивости.
Генетика – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
Наследственность – это не простое воспроизведение, копирование каких-либо неизменных свойств и признаков организмов. Она всегда сопровождается их изменчивостью: при размножении организмов наряду с сохранением одних признаков изменяются другие. Не только воспроизводится подобное, но и возникает новое.
9. Роль генетических факторов в формировании и сохранении здоровья. Причины и классификация наследственных болезней.
Врожденные-заболевания, проявляющиеся сразу после рождения. Могут быть и наследственными и ненаследственными – обусловленными действием неблагоприятных факторов среды на развивающийся плод в период беременности и не затрагивающие его генетический аппарат
Наследственные-в основе кот лежат структурные изменения в генетическом материале.
Классификация
•С учетом удельного веса наследственности и среды:
-собственно наследственные болезни-аномалии в генетическом аппарате: моногенно обусловленные заболевания (алкаптонурия, фенилкетонурия, гепатоцеребральная дистрофия, гемофилия и др.) и хромосомные болезни. Среда определяет пенетрантность и экспрессивность.
10. Врожденные соматические аномалии. Классификация врожденных аномалий.
Аномалии развития необычайно разнообразны и могут быть для удобства рассмотрения подразделены на следующие основные группы (Виллис, 1962):
1. Аномалии развития двоен, троен и т. д.
2. Крупные (общие) аномалии нервной трубки и осевого скелета.
3. Резкие аномалии головного конца тела.
4. Резкие аномалии заднего конца.
5. Крупные дефекты вентральных стенок тела.
11. Медико-генетическое консультирование. Степень генетического риска. Методы дородовой диагностики.
Медико-генетическое консультирование представляет собой один из видов специализированной медицинской помощи, главная задача которой состоит в предупреждении рождения ребенка с наследственной патологией. Медико-генетическое консультирование состоит из трех этапов:
Уточнение диагноза болезни.
Определение генетического риска рождения больного ребенка. III. Выдача заключения о риске рождения наследственно аномального потомства и рекомендации в отношении деторождения.
На первом этапе медико-генетического консультирования уточнение диагноза проводят с помощью генетического анализа. Для этой цели используют генеалогический, цитогенетический, биохимический и другие методы антропогенетики, которым подвергается пробанд и его родственники (см. тему «Методы антропогенетики»).
12. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
Несмотря на достигнутые успехи при лечении наследственных заболеваний, основное и решающее значение в борьбе с этой патологией принадлежит, конечно, профилактике. Она осуществляется в двух направлениях: предупреждение возникновения новых мутаций и профилактика рождения больных детей в семьях, где есть наследственные заболевания.
Предотвращение вновь возникших мутаций пока затруднено. Для профилактики унаследованных мутаций существуют действенные подходы. Наибольшее значение имеет медико-генетическое консультирование и пренатальная (дородовая) диагностика.
13. Эпидемиология инфекционных болезней. Основные цель и задачи эпидемиологии. Понятие об эпидемическом процессе. Звенья эпидемического процесса.
Эпидемиология – (от греческого epidemia – повальная болезнь и logos – понятие, учение), медицинская наука, изучающая закономерности возникновения, распространения, прекращения и профилактики инфекционных заболеваний.
В XX в. эпидемиология достигла широкого развития, были ликвидированы многие инфекционные заболевания (натур. оспа, чума, холера и др.), которые каждый год забирали десятки тысяч, а то и миллионы человеческих жизней. В ближайшее время перед эпидемиологией поставлена задача ликвидации многих других заболеваний (дифтерия, полиомиелит, туберкулез и т.д.)
Инфекционные болезни (от лат. Infectio – заражение, загрязнения) – группа заболеваний, вызываемых патогенными или условно – патогенными микроорганизмами, характеризующихся цикличностью процесса и формированием специфического иммунитета.
14. Понятие о микробах. Классификация микробов.
Микробы, или микроорганизмы, - это наимельчайшие живые существа различных форм и размеров, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Размеры их определяются микрометрами или нанометрами. Большинство микробов – одноклеточные организмы, за исключением грибов. Они в большом количестве заселяют почву, воду и воздух, находятся в кишечнике человека и живут на коже и в полости рта, участвуют в круговороте веществ в природе.
Болезнетворные микробы выделяют ядовитые вещества – токсины, которые бывают двух видов: 1) экзотоксины - яды, которые ряд микробов выделяет в процессе своей жизни; 2) эндотоксины – яды образуемые внутри всех микробов и выделяемые только после их гибели. Количество токсинов, которые выделяют микробы, определяют их вирулентность (ядовитость) и способность вызывать заболевания.
15. Классификация инфекционных болезней. Течение инфекционных болезней.
Инфекционные заболевания различают по многим "параметрам".
По месту локализации инфекции данные болезни бывают:
- кишечные (брюшной тиф, сальмонеллез, эшерихиоз, дизентерия, холера, токсикоинфекции пищевые...);
- легочные (инфекционные заболевания дыхательных путей: грипп, ОРВИ, оспа ветряная, респираторные инфекции, корь...);
- трансмиссовыми (инфекционные заболевания крови: ВИЧ, тиф, чума, малярия...);
- заболеваниями наружных покровов (сибирская язва, столбяк).
16. Предупреждение инфекционной заболеваемости у детей. Понятие об иммунитете. Способы создания иммунитета.
Иммунитет (от латинского immunitas - освобождение от чего-либо) - это защита организма от веществ и существ, несущих признаки генетически чужеродной информации. К ним относятся микроорганизмы, вирусы, грибки, простейшие, различные белки, клетки, в том числе и свои собственные - стареющие и модифицированные, злокачественные и пересаженные. Иммунитет - это система организма, направленная на поддержание генетической целостности клеточного состава живых существ.
17. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных болезней.
Профилактикой в медицине называется комплекс мер, которые направлены как на предупреждение развития болезни, так и на остановку распространения патогенных, вредных для человека микроорганизмов. Профилактику делят на этапы: Первичная. Ее цель - предупреждение развития патологии. Меры, влияющие на возникновение, распространение вирусов-возбудителей. Вторичная. Устранить факторы, которые способствуют рецидиву патологии. Проводится после диагностирования симптомов заболевания. Виды профилактики Медицинская профилактика разделяется на два вида: Специфическая.
18. Понятие образа жизни и его составляющие.
К понятию образа жизни принято относить, в первую очередь, «культуру потребления» человеком всевозможных социальных благ и организацию порядков этих потреблений, которые, естественно, будут существенно разниться как у представителей различных обществ, народов, так и у различных социальных страт.
Обычно в это понятие не вводят специализированную деятельность человека (его трудовую и производственную практику), однако влияние её характера на основные параметры образа жизни – весьма значительно и существенно.
19. Здоровый образ жизни. Составляющие элементы.
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Как же укрепить свое здоровье? Ответ прост - вести здоровый образ жизни.
20. Диспансеризация детей и подростков. Группы здоровья и физического воспитания детей и подростков.
В детской поликлинике осуществляется прием здоровых детей, детей, страдающих хроническими, инфекционными заболеваниями без острых проявлений, реконвалесцентов после острых заболеваний.
Дети с острыми заболеваниями должны наблюдаться участковым врачом-педиатром на дому. Участковый врач активно (без вызова) посещает больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача-педиатра по лечению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. В особых случаях обследование ребенка осуществляется на дому.
Госпитализация детей в стационар осуществляется по клиническим показаниям. В направлении на госпитализацию указывается диагноз, длительность и характер течения заболевания, проведенное обследование и лечение на амбулаторно-поликлиническом этапе, аллергоанамнез, перенесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в ДДУ или в школе.
21. Опорно-двигательный аппарат детей и подростков.
В начале пубертатного периода усиливается рост костей, так как преобладают эффекты СТГ, отвечающего именно за линейный рост. Рост плеч и таза сначала отстает, как и развитие мышц, что объясняется особенностями гормональной регуляции. Действие половых стероидов, обеспечивающих увеличение мышечной массы, проявляется позднее. Последствиями этого являются недостаточная механическая прочность костей и слабость мышечного корсета. В результате легко развиваются нарушения осанки, особенно при ограничении движений и недостаточном развитии мышц спины, а имевшиеся ранее нарушения прогрессируют.
К 12 годам в основном завершается развитие и созревание периферического иннервационного аппарата мышц. Укрепляются сухожилия. В это время мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. С 13 лет общая масса мышц у мальчиков быстро нарастает. У девушек это происходит на 1-2 года раньше. Сила мышц достигает максимума через 1,5 года после ростового скачка, или через 1 год после максимального нарастания мышечной массы.
22. Профилактика нарушений осанки у детей.
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.
Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:
Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
23. Гиподинамия. Гипокинезия. Последствия.
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гип-совая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.[7]
Существует и близкое понятие — гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.
24. Состав крови её диагностическое значение.
Состоит кровь из жидкой части – плазмы и форменных элементов. Форменные элементы составляют 45% всего объёма крови. Об этих наших «составляющих» и пойдёт речь.
Самыми многочисленными обитателями крови являются эритроциты. Их количество исчисляется миллионами. Эритроцит – это крошечная безъядерная клетка, которая за 100-110 суток своей жизни пробегает по сосудам путь длиной почти 150 км, заканчивая жизнь в селезёнке и печени. Каждый эритроцит имеет желтовато-красную окраску за счёт содержащегося пигмента-гемоглобина. Особенностью гемоглобина является его способность быстро насыщаться кислородом и отдавать его тканям. В крови вместе с «краснокожими» эритроцитами сосуществуют их «бледнолицые» (вернее, бесцветные) соседи-лейкоциты. Они крупнее эритроцитов, содержат ядро и обладают способностью «пожирать» микробы.
25. Профилактика заболеваний системы кровообращения.
На здоровье населения влияют различные факторы: образ жизни, характер питания, осведомленность о своих болезнях, а также размер доходов, образованность, условия труда и широкая распространенность курения, употребление алкогольных напитков, малоподвижный образ жизни, отсутствие мотивации к своему здоровью.
Профилактика болезней системы кровообращения:
•избыточный вес, ожирение - рекомендуется снижение веса, особенно с ожирением (индекс массы тела (далее ИМТ) более 30), избыточным весом (ИМТ 25-30), а также с абдоминальным ожирением (окружность талии более 102 см у мужчин, 88 см у женщин) за счет уменьшения количества потребляемой пищи и увеличения физической нагрузки;
26. Одышка, удушье, асфиксия. Этиология, патогенез.
Одышка - тягостное, мучительное ощущение недостаточности дыхания, отражающее восприятие повышенной работы дыхательной мускулатуры. Оно формируется в лимбической системе, что придает одышке оттенки беспокойства, страха, тревоги. Механизм возникновения одышки:
Увеличение неэластического сопротивления легких.
Снижение растяжимости легких.
Повышение внелегочного сопротивления дыханию.
27. Патологическое изменение органов дыхания при курении.
Воздействие на легкие необходимо рассмотреть отдельно.
Последствиями курения для дыхательной системы становятся следующие состояния:
Из-за потери “работоспособности” ресничек эпителия происходит застаивание мокроты в легких. Исправить это можно, если бросить курить до того момента, как разовьется серьезная патология. Становится трудно дышать, появляется одышка после курения, сопровождающаяся приступами удушья, хрипы, свисты.
28. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Специфическая профилактика ставит своей целью формирование иммунитета к конкретному заболеванию. Осуществляется это путем вакцинации и введения сывороток. Проводят ее для предупреждения развития некоторых инфекционных заболеваний, в частности, туберкулеза, гриппа, дифтерии.
Так, специфическая профилактика туберкулеза предусматривает вакцинацию ребенка в первые дни его жизни, непосредственно в роддоме, с последующей ревакцинацией в 7 и 14 лет.
Неспецифическая профилактика заключается в минимизации воздействия на организм факторов, повышающих риск развития болезней органов дыхания, а также в укреплении общего и местного иммунитета. Именно мерам неспецифической профилактики будет посвящена большая часть нашей статьи. Рассмотрим их подробнее.
29. Принципы рационального питания ВОЗ.
В своем отчете представители ВОЗ подчеркивают, что потребление излишне калорийной, жирной, соленой и сладкой пищи населением планеты с каждым днем стремительно увеличивается, и вопрос о правильном питании становится все более острым.
Здоровое полноценное питание – гарантия безопасности человечества, именно оно помогает организму защитить себя от множества заболеваний неинфекционного происхождения, например, сердечно-сосудистых заболеваний, которые наравне с диабетом и онкологическими заболеваниями признаются наиболее опасными для человечества.
30. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Регулярные гигиенические процедуры – залог профилактики мочеполовой системы. Уход за интимной зоной должен быть ежедневным и правильным. Чтобы не нарушить естественный защитный барьер микрофлоры половых органов, приобретите специальные средства (гели, дезодоранты, салфетки, мыло и пр.) для интимной гигиены. Они бережно ухаживают за кожей – не нарушают кислотно-щелочной баланс и при этом эффективно предотвращают попадание болезнетворных микроорганизмов во внутренние половые органы.
Общая профилактика болезней мочеполовой системы
Не допускайте переохлаждений
Часто переохлаждение становится причиной нарушения функционирования мочеполовой системы. Вследствие снижения защитных сил, вероятность попадания инфекции и во внутренние мочеполовые органы и развития воспалительного процесса возрастает. Чтобы предотвратить переохлаждение, носите одежду, головной убор и обувь, соответствующие погодным условиям, не сидите на холодном.
31. Профилактика заболеваний передаваемых половым путем.
Учитывая негативную роль ИППП в распространении ВИЧ-инфекции, эффективная профилактика СПИДа невозможна без профилактики ИППП. Отказ от рискованного сексуального поведения является одним из самых эффективных способов профилактики этих заболеваний.
Безопасное сексуальное поведение включает в себя:
•отказ от раннего начала половой жизни;
•исключение случайных половых связей;
32. Типы высшей нервной деятельности и их учет в воспитании и обучения.
Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.
В основу деления на типы он положил три основных показателя:
а) силу процессов возбуждения и торможения б) уравновешенность, в) подвижность процессов возб. и торм. Павлов выделил следующие типы нервной деятельности:
1) тип сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип); (соответствует холерическому темпераменту)
2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип); (соответствует сангвиническому темпераменту)
3 тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип);(соответствует флегматическому темпераменту)
33. Профилактика неврозов.
Профилактика невроза очень часто затруднена, поскольку не всегда легко выявить ту или иную психотравмирующую ситуацию. Кроме того, причиной заболевания может быть соматический фактор, переходящий в психотравмирующий. Тем не менее, она должна включать в себя:
·правильное поведение матери во время беременности. Для нормального развития плода мать должна вынашивать ребенка в атмосфере полного спокойствия. Она должна полноценно питаться, ее пища должна быть полноценной, калорийной и насыщенной витаминами. Окружающая обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, то есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной;
·предупреждение детской нервозности за счет правильного воспитания.
34. Профилактика эндокринных заболеваний.
Рекомендуется снизить влияние на организм различных токсических веществ, составить наиболее подходящий рацион питания, принимать витамины. Все это может помочь сбалансировать показатели выработки гормонов, необходимых для нормального функционирования организма.
Если заболевание все же возникло, то чтобы хоть каким-то образом восстановить нормальную функцию желез и нормализовать выработку ими необходимых гормонов, то лечение, которое назначит доктор, нужно производить без нарушений. Принимать необходимо только лишь предписанные доктором препараты.
Никогда нельзя самостоятельно бросать прием лекарственных препаратов или же принимать их не по инструкции, поскольку такие нарушения могут привести к возникновению тяжелых осложнений.
35. Стресс и здоровье.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.