1. Понятие гуманизма
2. Гуманистическое представление о человеке
3. Гуманистическое содержание социальной работы
4. Нравственные регуляторы социальной работы
1. Понятие гуманизма
Гуманизм — «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
2. Гуманистическое представление о человеке
Современный гуманизм в решении давнего спора о природе человека отступает от старого философского тезиса: человек – это политическое или разумное (или обладающее свободой и моралью) животное. Не идеализируя человека в целом, он пересматривает теории натурализма, инстинктивизма, психоанализа, бихевиоризма и др., согласно которым человек целиком принадлежит миру природы, что его жизнь определяется инстинктами или бессознательным и, по сути, мало чем отличается от поведения животных.
В этом отношении современный гуманизм склонен руководствоваться двумя правилами: избегать эссенциализма и редукционизма. В современном гуманизме не вполне разделяется та точка зрения, что в человеке есть какая-то изначально данная ему сущность, которую нужно только обнаружить.
Человек – это, прежде всего, развивающееся, динамичное явление, что в системах современной антропологии выражается самым разнообразным способом: как эксцентричность, неспециализированность, беспочвенность, открытость трансценденции и т.д. В человеке, полагают современные гуманисты, помимо его физического тела, также динамичного и обладающего неопределенно большими возможностями, непреложно существует трудно обозримый ансамбль врождённых и благоприобретенных качеств, способностей, возможностей, потребностей, желаний и др.
3. Гуманистическое содержание социальной работы
В большинстве стран с различными специфическими социально-культурными и экономическими условиями труд социальных работников не является высокооплачиваемым. Поэтому гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности играют роль главного побудительного мотива при выборе профессии социального работника.
Термин «гуманизм» используется многими авторами достаточно широко. Иногда его используют в качестве синонима доброты и милосердия.
Следует отметить, что, являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, гуманизм имеет конкретно-историческое содержание, которое определяется социально-экономическими условиями и характером общественных отношений. Как духовно-культурное явление, гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, проявляясь в виде этической нормы, социального идеала, духовной ценности, свободы воли, взаимопомощи и сотрудничества, уважения к правам и достоинству личности, равенства и равноправия, справедливости и т.д.
Социальная работа является тем социальным механизмом, который трансформирует потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.
4. Нравственные регуляторы социальной работы
Элемент морального суждения, оценки действительности с точки зрения добра и зла, т.е. с моральной точки зрения, всегда присутствует в каждом человеческом поведенческом или эмоциональном акте.
Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопересекающейся совокупностью регулирующих нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неверно говорить, что у каждой из них свой предмет регулирования — и у права, и у морали таковой составляет вся совокупность отношений и поведения. Скорее можно сказать, что они отличаются по инструментарию оценки и способу бытия своих норм. Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обязательных к исполнению законах, кодексах и т.д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушительный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях. Нормы морали существуют в невещественной форме общественного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполнению индивидов побуждают, а иногда и принуждают, внутренние механизмы — долг, совесть. Наконец, за нарушение нравственных норм индивидов, как правило, не наказывают — если не считать угрызений совести.
1. Барков, С.А. Социология организаций: учебник / С. А. Барков, В. И. Зубков. – Москва: Юрайт, 2016. – 413 с.
2. Батурин, В.К. Социология: учебник для бакалавров / В. К. Батурин, И. В. Батурина. – Москва: Юнити-Дана, 2016. – 311 с.
3. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 511 с.
4. Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с.
5. Дебольский, Н. Г. Философия будущего: соображения о ее начале, предмете, методе и системе / Н. Г. Дебольский. – Москва: URSS: Либроком, 2012. – 154 с.
6. Ерина, Е. Б. Основы философии: учебное пособие / Е. Б. Ерина. – Москва: Инфра–М, 2012 – 90 с.
7. Жуков, В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму: монография / В. Н. Жуков. – Москва: Юрлитинформ, 2013. – 398 с.