Задание 1. Внесите предложения по организации информационно-просветительских программ (различных форм) для:
1. детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах – создание и распространение теле- и радиорекламного продукта: циклы теле- и радиопередач, видеофильмы, видеоролики; разработка информационных интернет-страниц учреждений на различных сайтах.
2. трудных подростков – проведение конкурсов рисунков на актуальные для детей темы; различные викторины «Угадайка» с вручение призов; проведение мероприятий, направленных на укрепление института семьи (День матери, конкурс «Семья года» и др.); семейное консультирование и терапия специалистами различных социальных сфер.
3. инвалидов – организации выездов с целью оказания комплексной социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, поможет установить более тесный контакт с ребенком, помочь нелегкому становлению его личности; создание активных групп поддержки детей-инвалидов.
4. ветеранов Великой Отечественной войны – обучение работе в сети; организация клуба садоводов и огородников на интернет-пространстве; посещение театра, филармонии, музеев и выставок; встречи с молодым поколением в школах.
Задание 2. Кого можно пригласить на встречу с трудными подростками?
Представителей детской комнаты милиции, психолога, социального педагога, церковных служителей.
Задание 3. Предложите тематику диспутов для:
1. трудных подростков – «Как стать счастливым?», «Жить в ладу с миром, и собой», профилактика суицида «Я выбираю жизнь», употребления алкоголя, наркотиков, курения «Жизнь с ясной головой».
2. детей-сирот – правовое воспитание «Мои права и обязанности»; семейное воспитание «Дом моего будущего», трудовое воспитание «Все профессии важны».
3. одиноких престарелых людей – «Меня старость не застанет», экономическая помощь «Как распланировать бюджет?», «Как мы создаем себе болезни?».
4. женщин, подвергшихся насилию – «Как понять, что ты жертва», «Как жить дальше», «Жизнь –как собственное достоинство».
Задание 4. Приведите примеры форм художественно-публицистической деятельности.
Театральные постановки, клубные и тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, встречи в литературных, театральных и музыкальных гостиных, посиделки, обряды, праздники, фестивали, ярмарки, презентации и т.д.
Задание 5. Проиллюстрируйте конкретными примерами содержание мероприятий в информационно-просветительской, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности по следующей тематике:
1. здоровый образ жизни – викторина на знание привычек правильного питания «В здоровом теле – здоровый дух», спортивный праздник в школе или на предприятии «Спортивная семья»;
2. экологическое воспитание – лекция о пользе разделения и переработки мусора «Сохраним природу вместе»;
3. патриотическое (идеологическое) воспитание – правовая игра «Я гражданин своей страны», ведение новостной колонки о государственных праздниках в школьной газете;
4. культура поведения – диспут для студентов о правилах поведения в общественных местах «Встречают по одежке, а провожают по уму»;
5. воспитание культуры общения и поведения личности – участие в игровой программе «В стране вежливых слов» для школьников;
6. активизация креативных (творческих) возможностей и способностей детей и молодежи – организация и участие исторических, литературных квестов, творческие встречи, мастер-классы с писателями, художниками, посещение выставок.
Задание 6. Какие возможны формы организации отдыха:
1. пожилых одиноких людей в воскресенье – танцы для тех, кому за 50, концерты народной самодеятельности, участие в объединении по интересам, книжные, художественные выставки;
2. детей-сирот в праздничные дни и во время каникул – посещение цирковых, театральных постановок, концерт самодеятельности, спортивный праздник;
3. детей-инвалидов и их семей в будние и выходные дни – кружки занятий по интересам, клубы выходного дня для родителей, организация праздников, концертов.
Задание 7. Какие факторы следует учитывать при организации отдыха для детей и молодежи в будние и выходные дни?
Поло-возрастные, физические, психологические, умственные возможности, сферы интересов, модные тенденции современности.
Задание 8. Укажите половые и возрастные отличия в предпочтениях проведения отдыха.
Выбор организации отдыха зависит от индивидуальных предпочтений людей: спорт, чтение книг, отдых на природе, посещение музеев, театра, кинотеатров, например, в наше время может быть одинаково интересен представителям разных поло-возрастных групп, а рукоделием в свободное время занимаются в основном женщины разных возрастов, чинят технику, автомобили мужчины.
Чем младше возраст, тем активнее форма отдыха. Детям, в силу возрастных особенностей, будет интереснее активный отдых – игровые программы, туристические походы, спортивные турниры и др. Молодые люди также предпочтут активный отдых – занятия спортом, походы, путешествия, выездные экскурсии, а также развлечения (посещение кинотеатров, дискотек), потребление культурных ценностей (посещение театров, выставок современного искусства). Людям старшего возраста свойственна более спокойная организация отдыха – дачные работы и отдых, посещение музеев, домашний отдых в кругу семьи.
Женщины, в отличие от мужчин, в качестве отдыха предпочитают шоппинг, бьюти-процедуры, а мужчины – рыбалку, охоту, просмотр спортивных передач и т.д.
Задание 9. Внесите предложения по проведению досуговых мероприятий с целью совершенствования интеллектуально-познавательных способностей:
1. детей с задержкой развития – участие в игровых программах («Бывает – не бывает»; «Я положил в мешок...», «Запомни картинки» (исследование памяти); «Простые аналогии» (исследование мышления).
2. трудных подростков – индивидуальные занятия, групповые тренинги (Семь «Я» человека», «Золотые ключи общения» (развивающее занятие для старших подростков), организация и участие в интеллектуальных играх, самостоятельное ведение информационной газеты или колонки в газете на интересующую тему.
Задание 10. Каким образом можно организовать досуг пожилых людей с учетом их возрастных особенностей и интересов?
Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.
Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.